(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
(п. 2 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Комментарий к статье 117
Для применения комментируемой статьи 117 НК необходимо учитывать, что под ведением деятельности понимаются реальные факты финансово-хозяйственной деятельности, результат которых будет участвовать в формировании объекта налогообложения хотя бы по одному налогу, независимо от того, должна ли будет организация уплатить данный налог (например, при наличии льготы). Уклонением от постановки на налоговый учет в НК РФ признается ситуация, когда организация или индивидуальный предприниматель ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе.
Штраф за это налоговое правонарушение зависит от продолжительности такой деятельности. Если налогоплательщик вел деятельность без постановки на налоговый учет до 90 дней включительно, то штраф составит 10 процентов от доходов, полученных за этот период, но не менее 20 тыс. руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ). В случае осуществления деятельности без постановки на учет более 90 дней, штраф составит 20 процентов от доходов, полученных за этот период.
Ответственность по ст. 117 НК РФ применяется только в случае, если постановку на учет не осуществляют непосредственно организации или предприниматели. Ответственность по ст. 117 НК РФ не может применяться к организации, которая, уже состоя на налоговом учете, не осуществила постановку на учет своих обособленных подразделений. Ст. 117 НК РФ предусмотрена ответственность за непостановку на учет только по вышеуказанному основанию, а не за ведение деятельности без постановки на учет по другим основаниям, предусмотренным ст. 83 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 31.07.2001 N А56-8711/01).
При выявлении лиц, не вставших на учет (например, при получении информации от регистрирующих органов), налоговые органы в соответствии с п. 10 ст. 83 НК РФ обязаны принять меры к постановке налогоплательщиков на учет. Однако постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет на основании данных других лиц (регистрирующих органов) не освобождает от ответственности по ст. 116 или ст. 117 НК РФ в случае неисполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о постановке на учет (п. 40 Постановления Пленума ВАС N 5). В то же время повторное привлечение к ответственности по ст. 117 НК РФ после применения ст. 116 НК РФ недопустимо (п. 41 Постановления Пленума ВАС N 5), поскольку нарушение срока постановки на налоговый учет, ответственность за которое предусмотрена ст. 116 НК РФ, предполагается составом ст. 117 НК РФ.
В связи с изменениями в Законе об акционерных обществах предприятию предлагалось внести изменения в учредительные документы, что сделано не было. Однако факт неперерегистрации учредительных документов не лишает налогового органа возможности осуществлять налоговый контроль, поэтому оснований для применения ответственности по ст. 117 НК не имеется (Постановление ФАС ЗСО от 06.02.2002 N Ф04/440-16/А81-2002).
Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, предусмотрена ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Письмо МНС РФ от 8 августа 2001 г. N ШС-6-14/613@ "О порядке применения статей 83, 116 и 117 Налогового кодекса РФ".
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2001 г. N А56-8711/01 (По иску налоговой инспекции о взыскании штрафов за нарушение срока постановки на налоговый учет и за уклонение от постановки на учет структурных подразделений).
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2002 г. N Ф04/440-16/А81-2002. (Вывод апелляционной инстанции о том, что факт неперерегистрации учредительных документов не лишает Инспекцию возможности осуществлять налоговый контроль, является правоверным.)
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. 1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе
Вернутся в раздел Комментарии к законам