Комментарии к законам

Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. 1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:



1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
1) по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.
4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.
Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.
6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).
Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.
7. Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
Комментарий к статье 67
В комментируемой статье определяются порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.
В п. 1 комментируемой статьи закреплен перечень оснований предоставления инвестиционного налогового кредита. Для налога на прибыль (доход) организаций данный перечень является исчерпывающим, а для региональных и местных налогов - открытым, поскольку законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать основания заключения договоров об инвестиционных налоговых кредитах по региональным и местным налогам.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии одного из следующих оснований:
- проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
- осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
- выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
В п. 2 комментируемой статьи закреплен порядок определения суммы инвестиционного налогового кредита. Так, по основаниям, указанным в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей. По основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 п. 1 комментируемой статьи, сумма инвестиционного налогового кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
В соответствии с Приказом Минфина России от 30 сентября 1999 г. N 64н "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет" решения о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль (доходы) организации в части, поступающей в федеральный бюджет, принимаются Министром финансов Российской Федерации. Проекты указанных решений согласовываются с первым заместителем Министра финансов Российской Федерации, а при его отсутствии - с лицом его замещающим. Ответственность за правильность подготовки проектов решений по предоставлению инвестиционных налоговых кредитов по данному налогу несут руководители Департамента отраслевого финансирования, Департамента оборонного комплекса и правоохранительных органов, Департамента межбюджетных отношений (по торговым организациям и организациям потребительской кооперации), Департамента бюджетной политики (по организациям социальной сферы, науки и культуры), Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности, Департамента страхового надзора (по страховым организациям), Департамента налоговой политики.
Решение о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам, а также по налогу на прибыль (доходы) организаций в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, принимается финансовыми органами соответствующего субъекта Российской Федерации, а по местным налогам - финансовыми органами (иными уполномоченными органами местного самоуправления) соответствующего муниципального образования.
Поступающие в Министерство финансов Российской Федерации заявления налогоплательщиков об изменении срока уплаты налогов, а также пени по ним в форме инвестиционного налогового кредита направляются на рассмотрение в зависимости от вида деятельности налогоплательщика в один из следующих департаментов Министерства финансов Российской Федерации: Департамент отраслевого финансирования, Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов, Департамент межбюджетных отношений, Департамент бюджетной политики, Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности, Департамент страхового надзора, Департамент налоговой политики.
Соответствующий департамент рассматривает заявления, а также другие необходимые для принятия решения документы, представленные налогоплательщиком, и в двухнедельный срок со дня их поступления в Министерство финансов Российской Федерации подготавливает проекты решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита или готовит решения об отказе в его предоставлении.
При обращении налогоплательщиков с просьбой о предоставлении инвестиционного налогового кредита, вид деятельности которых не обозначен или не относится к компетенции департаментов, перечисленных выше, Департамент налоговой политики уточняет вид деятельности этих налогоплательщиков, а в случае невозможности определения их вида деятельности берет на себя обязанность по рассмотрению таких просьб.
Подготовленные проекты решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита, оформленные в виде докладных на имя Министра финансов Российской Федерации с приложением проектов договоров о предоставлении инвестиционного налогового кредита, завизированные руководителями соответствующих департаментов, передаются для визирования в Департамент налоговой политики и Департамент бюджетной политики, которые в трехдневный срок каждый рассматривают эти проекты и в случае согласия визируют их или отказывают в визировании с обоснованием причин отказа.
Проекты решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита, завизированные руководителями Департамента налоговой политики и Департамента бюджетной политики, рассматриваются и визируются в соответствии с распределением обязанностей заместителем Министра финансов Российской Федерации и после согласования с первым заместителем Министра финансов Российской Федерации представляются на подпись Министру финансов Российской Федерации. Непосредственно перед представлением на подпись Министру финансов Российской Федерации проекты договоров об инвестиционном налоговом кредите проходят в срок не свыше трех дней юридическую экспертизу в Правовом департаменте.
Принятые решения, как положительные, так и отрицательные, в пятидневный срок направляются налогоплательщикам, а также налоговым органам по месту учета налогоплательщиков. Копии положительных решений в те же сроки направляются в Департамент бюджетной политики. При этом в случае положительного решения налоговому органу по месту учета налогоплательщика также направляется письмо с просьбой сообщать Министерству финансов Российской Федерации информацию о выполнении налогоплательщиком условий предоставленного инвестиционного налогового кредита. В случае принятия отрицательного решения направляется письмо налогоплательщику и налоговому органу по месту учета налогоплательщика, составленное в произвольной форме, с указанием причин, послуживших основанием отказа в предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Общий срок рассмотрения и принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении инвестиционного налогового кредита в Министерстве финансов Российской Федерации и иных уполномоченных органах согласно комментируемой статье не должен превышать одного месяца с момента поступления заявления налогоплательщика.
В случае неполного представления документов, необходимых для принятия решения, или представления документов, оформленных ненадлежащим образом, финансовый орган запрашивает дополнительную информацию. В тех случаях, когда с учетом срока получения ответа на такой запрос решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита не может быть принято в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика, заявление подлежит возврату налогоплательщику по причине неполного представления требуемых документов.
Схожий порядок принятия решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита установлен в отношении региональных и местных налогов, а также части налога на прибыль (доходы) организации, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации.
В случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты налогов, а также пени по ним в форме инвестиционного налогового кредита в обязательном порядке представляются следующие документы:
- заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении инвестиционного налогового кредита;
- справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ (см. комментарий к ней);
- справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
- обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия инвестиционного налогового кредита соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;
- копии учредительных документов организации;
- баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
- документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительстве, а также заверенные в установленном порядке копии договора залога имущества либо поручительства, заключаемые в порядке, предусмотренном статьями 73 и 74 НК РФ (см. комментарий к ним).
При обращении налогоплательщика с просьбой предоставить инвестиционный налоговый кредит на него может возлагаться обязанность представить следующие документы дополнительно.
В случае обращения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, а именно проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, представляются следующие документы:
- документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели;
- документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, используемого исключительно на вышеперечисленные цели;
- справка финансового органа о предоставленных инвестиционных налоговых кредитах по налогу на прибыль (доход) организации в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, а также по региональным и местным налогам и сборам;
- документы, подтверждающие неприменение процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве;
- обоснование (бизнес-план) инвестиционного проекта. При представлении документов в Министерство финансов Российской Федерации бизнес-план подготавливается по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации" <*>, с экспертным заключением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о качестве проекта и целесообразности его реализации.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 3. Ст. 345.
В случае обращения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подп. 2 п. 1 комментируемой статьи, а именно осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, представляются следующие документы:
- документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели;
- документы, подтверждающие неприменение процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве;
- справка финансового органа о предоставленных инвестиционных налоговых кредитах по налогу на прибыль (доход) организации в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, а также по региональным и местным налогам и сборам;
- обоснование (бизнес-план) инвестиционного проекта. При представлении документов в Министерство финансов Российской Федерации бизнес-план подготавливается по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации", с экспертным заключением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о качестве проекта и целесообразности его реализации.
В случае предоставления инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подп. 3 п. 1 комментируемой статьи, а именно выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению, представляются следующие документы:
- документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели;
- документы, подтверждающие неприменение процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве;
- справка финансового органа о предоставленных инвестиционных налоговых кредитах по налогу на прибыль (доход) организации в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, а также по региональным и местным налогам и сборам;
- обоснование (бизнес-план) инвестиционного проекта. При представлении документов в Министерство финансов Российской Федерации бизнес-план подготавливается по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации", с экспертным заключением Министерства экономики Российской Федерации о качестве проекта и целесообразности его реализации.
Обоснование (бизнес-план) для получения инвестиционного налогового кредита по одному из оснований не может быть использовано для заключения договоров по другим основаниям.
В случае предоставления инвестиционного налогового кредита проценты устанавливаются по ставке не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Критерием для определения размера процента, взимаемого за пользование инвестиционным налоговым кредитом, служит срок, на который предоставляется такой кредит, а именно: в течение первых двух лет - 1/2 ставки, в последующие годы - 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В целях контроля за соблюдением налогоплательщиками условий, на которых с ними были заключены договоры о предоставлении налогового кредита, исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные заключать такие договоры, реализуют следующие функции:
- ведут учет предоставленных инвестиционных налоговых кредитов, составляя реестры налогоплательщиков, которым были предоставлены налоговые кредиты;
- осуществляют контроль за своевременным погашением инвестиционных налоговых кредитов;
- при выявлении обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 62 НК РФ (см. комментарий к нему), и в случае нарушения налогоплательщиками условий предоставления инвестиционного налогового кредита, а также положений закона (решения) о бюджете на соответствующий финансовый год, касающихся вопросов налогового кредита и использования бюджетных средств, полученных из соответствующего бюджета на возвратной основе, принимают решения о досрочном прекращении заключенных договоров о налоговом кредите. О принятом решении в пятидневный срок сообщается налогоплательщику и налоговому органу по месту учета налогоплательщика;
- подготавливают в десятидневный срок с момента получения сообщения о досрочном погашении предоставленного инвестиционного налогового кредита решения об окончании действия налогового кредита. Решение об окончании действия налогового кредита направляется налоговому органу по месту учета налогоплательщика и налогоплательщику в трехдневный срок со дня его принятия;
- при неполучении от налогового органа по месту учета налогоплательщика по прошествии двух недель после окончания срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите информации о погашении отсроченной задолженности направляют соответствующий запрос в налоговый орган по месту учета налогоплательщика;
- организуют проверки полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками условий заключенных договоров об инвестиционных налоговых кредитах;
- предъявляют исковые требования в суды по вопросам заключения или расторжения договоров об инвестиционном налоговом кредите.
Налоговые органы осуществляют учет инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с Приказом МНС России от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов". Согласно разделу XI указанных Рекомендаций учет предоставленных инвестиционных налоговых кредитов осуществляется в карточках лицевых счетов налогоплательщиков (далее - КЛС).
В случае принятия уполномоченным органом решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита изменяется срок уплаты задолженности, возникшей до принятия упомянутых решений. При этом в КЛС делается запись "отсрочена (рассрочена) уплата налога (задолженность по налогу) в соответствии с решением (дата, номер решения)", указывается дата завершения налогового кредита, порядок уплаты и размер взимаемых процентов, сроки погашения налогового кредита по каждому налогу в соответствии с установленным графиком.
Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего договора либо в случае досрочного погашения всей причитающейся суммы задолженности и соответствующих процентов - до истечения установленного срока.
Налоговые органы обязаны контролировать - по каждому решению уполномоченного органа - выполнение налогоплательщиком обязательств по погашению инвестиционного налогового кредита.
При выявлении нарушения налогоплательщиком условий действия инвестиционного налогового кредита налоговый орган обязан в течение 3-х дней проинформировать соответствующий уполномоченный орган для принятия решения об отмене ранее принятых решений о досрочном прекращении заключенных договоров.
Для организации учета инвестиционных налоговых кредитов по каждому решению уполномоченных органов открывается отдельная КЛС, в которую переносятся суммы задолженности по налогу, в части которых предоставлен налоговый кредит. В разделе I КЛС указывается дата и номер решения уполномоченного органа. При этом сальдо начислений при предоставлении инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с положениями гл. 9 комментируемого Кодекса уменьшается на сумму, перенесенную в отдельную КЛС.
Особенности ведения КЛС по инвестиционным налоговым кредитам заключаются в том, что в КЛС указывается дата начала и дата окончания действия инвестиционного налогового кредита. В графе "начислено" указываются суммы задолженности, подлежащие уплате в соответствии с установленным графиком. В графе "срок уплаты" указываются даты погашения сумм задолженности в соответствии с установленным графиком. В графе "поступило" указываются суммы, поступившие в погашение задолженности на основании платежных документов налогоплательщика или решений налогового органа о зачете переплаты в погашение отсроченных или рассроченных сумм задолженности. Расчет сальдо недоимки по налогу осуществляется по формуле: "сальдо недоимки на начало года" минус "поступило в погашение недоимки в отчетном году".
В КЛС должна быть зафиксирована ставка процента за пользование бюджетными средствами, установленная соответствующим решением уполномоченного органа, а также указаны ставка рефинансирования Банка России и количество дней, за которые производится начисление процентов.
Для обеспечения контроля полноты и своевременности уплаты погашаемой задолженности на день, следующий за установленным сроком погашения задолженности в соответствии с установленным графиком, рассчитывается сальдо уплаты по графику, определяемое как разница между начисленными по графику и фактически уплаченными суммами задолженности. Сальдо расчетов по графику записывается второй строкой после сальдо непогашенной недоимки.
Для обеспечения учета общего состояния расчетов с бюджетом (внебюджетным фондом) конкретного налогоплательщика открывается сводная КЛС, в которой суммируются данные КЛС по текущим начислениям и КЛС по всем видам налоговых кредитов и иных форм отсрочек и рассрочек. В разделе I такой КЛС должно быть указано "Сводная".




Вернутся в раздел Комментарии к законам