Комментарии к законам

Статья 57. Сроки уплаты налогов и сборов. 1. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.



Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
2. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
4. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Комментарий к статье 57
1. Одной из обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) является обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок уплаты налога и сбора относится к тем элементам налогообложения, без определения которых налог и сбор не могут считаться установленными.
Акты законодательства о налогах и сборах устанавливают сроки уплаты налогов и сборов применительно к конкретному налогу или сбору. Как правило, срок уплаты налога привязывается к моменту завершения соответствующего налогового периода или какой-то части налогового периода, т.е. к моменту завершения отчетного периода, в случаях когда налог уплачивается авансом.
Так, например, согласно ст. 344 части второй НК РФ сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 3 ст. 243 части второй НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики-работодатели производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Действующий Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) в п. 1 ст. 329 устанавливает следующие сроки уплаты таможенных пошлин, налогов. При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено действующим ТК РФ.
Комментируемая статья предусматривает возможность изменения установленного срока уплаты налога и сбора в порядке, предусмотренном НК РФ. Например, в соответствии с п. 4 ст. 55 части первой НК РФ в случаях, предусмотренных данным пунктом, при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Согласно гл. 9 части первой НК РФ сроки отсрочки или рассрочки уплаты налога и сбора, налогового кредита, а также инвестиционного налогового кредита в каждом конкретном случае определяют государственные органы, перечисленные в ст. 63 части первой НК РФ.
К сожалению, судебная практика относительно применения статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации невелика. Тем не менее ссылки на указанную статью встречаются, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.06.2001 N А29-2280/01А по кассационной жалобе Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Печоре на решение от 17.04.2001 по делу N А29-2280/01А Арбитражного суда Республики Коми относительно взыскания пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость, а также в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2001 N А44-1315/01-С15 по кассационной жалобе ОАО "Трансвит" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.07.2001 по делу N А44-1315/01-С15 относительно уплаты задолженности по налогам и пеням.
2. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и ст. 48 части первой НК РФ, а также путем взыскания налога за счет другого имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 и ст. 48 части первой НК РФ. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке, а с организаций - в бесспорном порядке.
При уплате налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик уплачивает пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. За каждый день просрочки пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора.
Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены его операции в банке или был наложен арест на его имущество.
В случае подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате, не приостанавливается.
Пени могут быть уплачены как одновременно с уплатой сумм налога и сбора, так и после уплаты этих сумм в полном объеме.
3. Пункт 3 ст. 57 устанавливает общее правило определения сроков уплаты налогов и сборов. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, предусмотрен ст. 6.1. части первой НК РФ.
В налоговом праве сроки представляют собой моменты или периоды времени, с которыми нормы налогового права связывают наступление правовых последствий.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями. Кроме того, срок может определяться указанием на событие, которое должно наступить или произойти. В данном случае в качестве примера можно привести налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Также срок может определяться указанием на действие, которое должно быть совершено, например, направление налогоплательщику требования об уплате налога определяет момент начала исчисления срока исполнения обязанности по уплате налога.
Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений должны быть установлены применительно к каждому такому действию.
4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает особое правило для тех случаев, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом. В этом случае обязанность по уплате налогов и сборов возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Данное положение обеспечивает защиту прав налогоплательщика. Законодатель подчеркивает, что, если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, никто не вправе требовать от налогоплательщика уплаты налога до того, как тот узнал из налогового уведомления о сумме налога, подлежащего уплате.
В Российской Федерации налоговыми органами являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы внебюджетных фондов. При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов. В случаях когда на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы также пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.
К органам государственных внебюджетных фондов относятся Пенсионный фонд и его территориальные органы, Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные подразделения, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные органы в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании таких актов руководствуется также таможенным законодательством.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, последний в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Формы налоговых уведомлений утверждены приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Приказом МНС РФ от 15.03.2004 N БГ-3-04/198@ "О формах налоговых уведомлений" утверждены формы налоговых уведомлений на уплату налога на имущество физических лиц; налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; земельного и транспортного налогов; форма налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу утверждена Приказом МНС РФ от 31.12.2002 N БГ-3-05/757, Приказом МНС РФ от 14.10.99 N АП-3-08/326 "Об утверждении форм налоговых уведомлений" утверждены формы налоговых уведомлений на уплату налога с доходов физических лиц, а также на уплату земельного налога с физических лиц.
В налоговом уведомлении обязательно указываются: размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, срок уплаты налога.
Уведомление может быть передано руководителю организации или физическому лицу либо их законным или уполномоченным представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется им по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.




Вернутся в раздел Комментарии к законам