2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц;
3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Комментарий к статье 9
1. В п. 1 комментируемой статьи установлено законодательное требование документального оформления всех хозяйственных операций, проводимых организацией.
Документ, которым оформляется проводимая хозяйственная операция, имеет двойное предназначение:
во-первых, этот документ является оправдательным, т.е. подтверждает факт совершения организацией хозяйственных операций;
во-вторых, документ служит первичным учетным документом, на основании которого производятся записи в бухгалтерском учете.
Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В том случае, если форма первичных учетных документов не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, согласно п. 2 комментируемой статьи такие документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
В целях реализации приведенных законодательных положений об унифицированных формах первичной учетной документации Правительство РФ Постановлением от 8 июля 1997 г. N 835 "О первичных учетных документах" <*> возложило на Государственный комитет РФ по статистике функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий. В названном Постановлении также предусмотрено, что при этом содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации согласовываются Комитетом с Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3448.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Постановлением Госкомстата России от 29 мая 1998 г. N 57а и Минфина России от 18 июня 1998 г. N 27н <*> утвержден Порядок поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 17.
Пунктом 1 названного Порядка установлено, что внедрение в организациях на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации как элемент учетной политики производится с начала финансового года.
Пунктом 2 Порядка предусматривалось, что с 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997 - 1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по следующим разделам учета:
по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;
по учету труда и его оплаты;
по учету основных средств и нематериальных активов;
по учету материалов;
по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
по учету работ в капитальном строительстве;
по учету работы строительных машин и механизмов;
по учету работ в автомобильном транспорте;
по учету результатов инвентаризации;
по учету кассовых операций;
по учету торговых операций.
Согласно п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, в зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Минфин России в письме от 1 августа 2001 г. N 16-00-14/364 <*> также дал следующие разъяснения:
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается;
вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации;
организацией может быть разработана и утверждена организационно-распорядительным документом организации форма первичной документации в случае отсутствия формы в альбоме унифицированных форм Госкомстата России.
2. В настоящее время существуют следующие унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России.
По учету труда и его оплаты.
Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. N 26 <*> утверждены формы (срок введения в действие не указан).
--------------------------------
<*> Экономика и жизнь. 2001. N 21.
По учету кадров:
N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу";
N Т-1а "Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу";
N Т-2 "Личная карточка работника";
N Т-2ГС "Личная карточка государственного служащего";
N Т-3 "Штатное расписание";
N Т-4 "Учетная карточка научного, научно-педагогического работника";
N Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу";
N Т-5а "Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу";
N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику";
N Т-6а "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам";
N Т-7 "График отпусков";
N Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником";
N Т-8а "Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работниками";
N Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку";
N Т-9а "Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку";
N Т-10 "Командировочное удостоверение";
N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении";
N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника";
N Т-11а "Приказ (распоряжение) о поощрении работников".
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:
N Т-12 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы";
N Т-13 "Табель учета использования рабочего времени";
N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость";
N Т-51 "Расчетная ведомость";
N Т-53 "Платежная ведомость";
N Т-53а "Журнал регистрации платежных ведомостей";
N Т-54 "Лицевой счет";
N Т-54а "Лицевой счет (свт)";
N Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику";
N Т-61 "Записка расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником";
N Т-73 "Акт о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы".
По учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 <*> утверждены формы (введены в действие с 1 января 2000 г.):
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ";
N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат";
N КС-6а "Журнал учета выполненных работ";
N КС-8 "Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения";
N КС-9 "Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений";
N КС-10 "Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений";
N КС-17 "Акт о приостановлении строительства";
N КС-18 "Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству".
По учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения.
Постановлением Росстата от 9 августа 1999 г. N 66 <*> утверждены формы (введены в действие с 1 января 2000 г.):
--------------------------------
<*> Бухгалтерский учет. 1999. N 12.
N МХ-1 "Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение";
N МХ-2 "Журнал учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение";
N МХ-3 "Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение";
N МХ-4 "Журнал учета поступающих грузов";
N МХ-5 "Журнал учета поступления продукции, товарно-материальных ценностей в места хранения";
N МХ-6 "Журнал учета расхода продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения";
N МХ-7 "Журнал учета поступления плодоовощной продукции в места хранения";
N МХ-8 "Журнал учета расхода плодоовощной продукции в местах хранения";
N МХ-9 "Весовая ведомость";
N МХ-10 "Партионная карта";
N МХ-11 "Акт о расходе товаров по партии";
N МХ-12 "Акт о расходе товаров по партиям";
N МХ-13 "Акт о контрольной проверке продукции, товарно-материальных ценностей, вывозимых из мест хранения";
N МХ-14 "Акт о выборочной проверке наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения";
N МХ-15 "Акт об уценке товарно-материальных ценностей";
N МХ-16 "Карточка учета овощей и картофеля в буртах (траншеях, овощехранилищах)";
N МХ-17 "Акт о зачистке бурта (траншеи, овощехранилища)";
N МХ-18 "Накладная на передачу готовой продукции в места хранения";
N МХ-19 "Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения";
N МХ-20 "Отчет о движении товарно-материальных ценностей в местах хранения";
N МХ-20а "Отчет о движении товарно-материальных ценностей в местах хранения";
N МХ-21 "Отчет экспедитора".
По учету торговых операций.
Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 <*> утверждены формы (введены в действие с 1 января 1999 г.).
--------------------------------
<*> Финансовая газета. 1999. N 5.
По учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин:
N КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины";
N КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию";
N КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам";
N КМ-4 "Журнал кассира-операциониста";
N КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста";
N КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста";
N КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации";
N КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ";
N КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы".
По учету торговых операций (общие):
N ТОРГ-1 "Акт о приемке товаров";
N ТОРГ-2 "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей";
N ТОРГ-3 "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров";
N ТОРГ-4 "Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика";
N ТОРГ-5 "Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика";
N ТОРГ-6 "Акт о завесе тары";
N ТОРГ-7 "Журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары";
N ТОРГ-8 "Заказ - отборочный лист";
N ТОРГ-9 "Упаковочный ярлык";
N ТОРГ-10 "Спецификация";
N ТОРГ-11 "Товарный ярлык";
N ТОРГ-12 "Товарная накладная";
N ТОРГ-13 "Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары";
N ТОРГ-14 "Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли)";
N ТОРГ-15 "Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей";
N ТОРГ-16 "Акт о списании товаров";
N ТОРГ-17 "Приходный групповой отвес";
N ТОРГ-18 "Журнал учета движения товаров на складе";
N ТОРГ-19 "Расходный отвес (спецификация)";
N ТОРГ-20 "Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров";
N ТОРГ-21 "Акт о переборке (сортировке) плодоовощной продукции";
N ТОРГ-22 "Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц";
N ТОРГ-23 "Товарный журнал работника мелкорозничной торговли";
N ТОРГ-24 "Акт о перемеривании тканей";
N ТОРГ-25 "Акт об уценке лоскута";
N ТОРГ-26 "Заказ";
N ТОРГ-27 "Журнал учета выполнения заказов покупателей";
N ТОРГ-28 "Карточка количественно-стоимостного учета";
N ТОРГ-29 "Товарный отчет";
N ТОРГ-30 "Отчет по таре";
N ТОРГ-31 "Сопроводительный реестр сдачи документов".
По учету торговых операций при продаже товаров в кредит:
N КР-1 "Справка для покупки товаров в кредит";
N КР-2 "Поручение-обязательство (обязательство)";
N КР-3 "Ведомость-опись поручений-обязательств (обязательств), оформленных покупателями за товары, проданные в кредит";
N КР-4 "Распоряжение";
N КР-5 "Ведомость учета поступления денег в расчетную кассу от покупателей в погашение задолженности за товары, проданные в кредит";
N КР-6 "Реестр возвращенных поручений-обязательств (обязательств)";
N КР-7 "Справка о состоянии расчетов с работниками за товары, проданные в кредит".
По учету торговых операций в комиссионной торговле:
N КОМИС-1 "Перечень товаров, принятых на комиссию";
N КОМИС-1а "Перечень принятых на комиссию транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и номерных узлов (агрегатов)";
N КОМИС-2 "Товарный ярлык";
N КОМИС-3 "Акт об уценке";
N КОМИС-4 "Справка о продаже товаров, принятых на комиссию";
N КОМИС-5 "Акт о снятии товара с продажи";
N КОМИС-6 "Карточка учета товаров и расчетов по договорам комиссии";
N КОМИС-7 "Ведомость учета платежей, полученных за хранение непроданных товаров";
N КОМИС-8 "Журнал учета приема на комиссию и продажи транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и номерных узлов (агрегатов)".
По учету операций в общественном питании:
N ОП-1 "Калькуляционная карточка";
N ОП-2 "План-меню";
N ОП-3 "Требование в кладовую";
N ОП-4 "Накладная на отпуск товара";
N ОП-5 "Закупочный акт";
N ОП-6 "Дневной заборный лист";
N ОП-7 "Опись дневных заборных листов (накладных)";
N ОП-8 "Акт о бое, ломе и утрате посуды и приборов";
N ОП-9 "Ведомость учета движения посуды и приборов";
N ОП-10 "Акт о реализации и отпуске изделий кухни";
N ОП-11 "Акт о продаже и отпуске изделий кухни";
N ОП-12 "Акт о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет";
N ОП-13 "Контрольный расчет расхода специй и соли";
N ОП-14 "Ведомость учета движения продуктов и тары на кухне";
N ОП-15 "Акт о снятии остатков продуктов, полуфабрикатов и готовых изделий кухни";
N ОП-16 "Ведомость учета остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой)";
N ОП-17 "Контрольный расчет расхода продуктов по нормам рецептур на выпущенные изделия";
N ОП-18 "Акт о передаче товаров и тары при смене материально ответственного лица";
N ОП-19 "Журнал учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет работникам организации";
N ОП-20 "Заказ-счет";
N ОП-21 "Акт на отпуск питания сотрудникам организации";
N ОП-22 "Акт на отпуск питания по безналичному расчету";
N ОП-23 "Акт о разделке мяса-сырья на полуфабрикаты";
N ОП-24 "Ведомость учета движения готовых изделий в кондитерском и других цехах";
N ОП-25 "Наряд-заказ на изготовление кондитерских и других изделий".
По учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации.
Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 <*> утверждены формы (введены в действие с 1 января 1999 г.).
--------------------------------
<*> Российский налоговый курьер. 2000. N 11.
По учету кассовых операций:
N КО-1 "Приходный кассовый ордер";
N КО-2 "Расходный кассовый ордер";
N КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов";
N КО-4 "Кассовая книга";
N КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств".
Постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. N 55 <*> утверждена форма N АО-1 "Авансовый отчет" (введена в действие с 1 января 2002 г.).
--------------------------------
<*> Финансовая газета. 2001. N 36.
По учету результатов инвентаризации:
N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";
N ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";
N ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";
N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных";
N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";
N ИНВ-6 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути";
N ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";
N ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";
N ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них";
N ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";
N ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";
N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";
N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";
N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств";
N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";
N ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";
N ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей";
N ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций".
Постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26 <*> утверждена унифицированная форма N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией" (введена в действие с 1 января 2001 г.).
--------------------------------
<*> Финансовая газета (Региональный выпуск). 2000. N 24.
По учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте.
Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 <*> утверждены формы (введены в действие с 1 декабря 1997 г.).
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
По учету работы строительных машин и механизмов:
N ЭСМ-1 "Рапорт о работе башенного крана";
N ЭСМ-2 "Путевой лист строительной машины";
N ЭСМ-3 "Рапорт о работе строительной машины (механизма)";
N ЭСМ-4 "Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма)";
N ЭСМ-5 "Карта учета работы строительной машины (механизма)";
N ЭСМ-6 "Журнал учета работы строительных машин (механизмов)";
N ЭСМ-7 "Справка о выполненных работах (услугах)".
По учету работ в автомобильном транспорте:
N 3 "Путевой лист легкового автомобиля";
N 3 спец. "Путевой лист специального автомобиля";
N 4 "Путевой лист легкового такси";
N 4-С "Путевой лист грузового автомобиля";
N 4-П "Путевой лист грузового автомобиля";
N 6 "Путевой лист автобуса";
N 6 спец. "Путевой лист автобуса необщего пользования";
N 8 "Журнал учета движения путевых листов";
N 1-Т "Товарно-транспортная накладная".
По учету основных средств.
Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 <*> утверждены формы (срок введения в действие не указан):
--------------------------------
<*> Финансовая газета. 2003. N 11.
N ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)";
N ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)";
N ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)";
N ОС-2 "Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств";
N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств";
N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)";
N ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств";
N ОС-4б "Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)";
N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств";
N ОС-6а "Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств";
N ОС-6б "Инвентарная книга учета объектов основных средств";
N ОС-14 "Акт о приеме (поступлении) оборудования";
N ОС-15 "Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж";
N ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования".
По учету нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также работ в капитальном строительстве.
Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а <*> утверждены формы (введены в действие с 1 ноября 1997 г.).
--------------------------------
<*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. N 1.
По учету нематериальных активов:
N НМА-1 "Карточка учета нематериальных активов".
По учету материалов:
N М-2 "Доверенность";
N М-2а "Доверенность";
N М-4 "Приходный ордер";
N М-7 "Акт о приемке материалов";
N М-8 "Лимитно-заборная карта";
N М-11 "Требование-накладная";
N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону";
N М-17 "Карточка учета материалов";
N М-35 "Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений".
По учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов:
N МБ-2 "Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов";
N МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов";
N МБ-7 "Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений";
N МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов".
По учету работ в капитальном строительстве:
N КС-6 "Общий журнал работ";
N КС-11 "Акт приемки законченного строительством объекта";
N КС-14 "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией".
По учету сельскохозяйственной продукции и сырья.
Постановлением Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. N 68 <*> утверждены формы (введены в действие с 1 октября 1997 г.).
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
По учету движения зерна:
N СП-1 "Реестр отправки зерна и другой продукции с поля";
N СП-2 "Реестр приема зерна и другой продукции";
N СП-5 "Талон водителя";
N СП-6 "Талон комбайнера";
N СП-7 "Талон бункериста";
N СП-8 "Реестр приема зерна от водителя";
N СП-9 "Реестр приема зерна весовщиком";
N СП-10 "Выписка из реестра о намолоте зерна и убранной площади";
N СП-11 "Ведомость движения зерна и другой продукции";
N СП-31 "Товарно-транспортная накладная (зерно)".
По учету движения другой продукции растениеводства:
N СП-4 "Путевка на вывоз продукции с поля";
N СП-12 "Акт на сортировку и сушку продукции растениеводства";
N СП-13 "Акт расхода семян и посадочного материала";
N СП-15 "Дневник поступления продукции закрытого грунта";
N СП-16 "Дневник поступления продукции садоводства";
N СП-17 "Акт приема грубых и сочных кормов";
N СП-18 "Акт на оприходование пастбищных кормов";
N СП-19 "Акт на оприходование пастбищных кормов, учтенных по укосному методу";
N СП-20 "Ведомость учета расхода кормов".
По учету движения животных:
N СП-39 "Акт на оприходование приплода животных";
N СП-40 "Приемо-расчетная ведомость на животных, принятых от населения";
N СП-41 "Акт на вывод и сортировку суточного молодняка птицы";
N СП-42 "Акт на оприходование приплода зверей";
N СП-43 "Ведомость взвешивания животных";
N СП-44 "Расчет определения прироста живой массы";
N СП-45 "Акт снятия скота (с откорма, нагула, доращивания)";
N СП-47 "Акт на перевод животных";
N СП-48 "Учетный лист движения животных и расхода кормов";
N СП-49 "Путевой журнал следования скота, отправленного по железной дороге";
N СП-50 "Книжка чабана, гуртоправа, табунщика и др.";
N СП-51 "Отчет о движении скота и птицы на ферме";
N СП-52 "Карточка учета движения молодняка птицы";
N СП-53 "Карточка учета движения взрослой птицы";
N СП-54 "Акт на выбытие животных и птицы (забой, прирезка и падеж)";
N СП-55 "Учетный лист убоя и падежа животных";
N СП-56 "Производственный отчет о переработке птицы и выходе продукции".
По учету движения продукции животноводства:
N СП-14 "Дневник поступления сельскохозяйственной продукции";
N СП-21 "Журнал учета надоя молока";
N СП-22 "Журнал учета приемки (закупки) молока от граждан";
N СП-23 "Ведомость учета движения молока";
N СП-24 "Акт настрига и приема шерсти";
N СП-25 "Дневник поступления и отправки шерсти";
N СП-26 "Акт сортировки яиц в цехе инкубации";
N СП-27 "Ведомость переработки молока и молочных продуктов";
N СП-28 "Отчет о переработке продукции";
N СП-29 "Отчет о процессах инкубации".
По учету реализации продукции:
N СП-3 "Реестр документов на выбытие продукции";
N СП-30 "Отчет по складу-холодильнику";
N СП-32 "Товарно-транспортная накладная (животные)";
N СП-33 "Товарно-транспортная накладная (молсырье)";
N СП-34 "Товарно-транспортная накладная (овощи, плоды, ягоды, лубяные культуры)";
N СП-35 "Товарно-транспортная накладная (шерсть)";
N СП-36 "Акт о приемке продукции для реализации (продажи)";
N СП-37 "Отчет о реализации продукции";
N СП-38 "Отчет о продаже сельскохозяйственной продукции";
N СП-46 "Акт на передачу (продажу), закупку скота и птицы по договорам с гражданами".
Соответственно НИПИстатинформ Госкомстата России разработаны следующие альбомы унифицированных форм первичной учетной документации:
по учету труда и его оплаты <*>;
--------------------------------
<*> Экономика и жизнь. 2001. N 21.
по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ <*>;
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения <*>;
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
по учету операций в общественном питании <*>;
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
по учету торговых операций при продаже товаров в кредит и в комиссионной торговле <*>;
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин <*>;
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
по учету торговых операций <*>;
--------------------------------
<*> Новая аптека. 2000. N 1.
по учету кассовых операций <*>;
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
по учету результатов инвентаризации <*>.
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Согласно п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Минфина России). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
Пунктом 14 названного Положения также определено, что в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. В п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ указано, что при реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.
Согласно п. 4 комментируемой статьи своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Как установлено п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.
Пункт 5 комментируемой статьи содержит правила о внесении исправлений в первичные учетные документы:
в кассовые и банковские документы внесение исправлений не допускается;
в остальные первичные учетные документы исправления могут быть внесены. Однако для этого требуется согласование с участниками хозяйственных операций, которое должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает, что на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы, а также определяет цели составления сводных учетных документов: для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях.
Первичные и сводные учетные документы, как установлено в п. 7 комментируемой статьи, могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" <*> понятие "документ" в этом Законе используется как равнозначное понятию "документированная информация" и определено следующим образом: зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Понятие "информация" в Законе используется в следующем определении: сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
4. Пункт 14 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, содержит следующие положения о первичных учетных документах:
для ведения бухгалтерского учета в учреждении применяются разработанные с учетом специфики их деятельности формы класса 05 "Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций" Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) согласно приложению 1 к Инструкции и отдельные формы первичных учетных документов класса 03 ОКУД "Унифицированная система первичной учетной документации";
все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Оправдательные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания;
поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных учетных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей);
первичные учетные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки (включая случаи составления документов с применением средств автоматизации и передачи их в системах телекоммуникаций);
в зависимости от технологии обработки учетной информации в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты (коды, контрольные отметки и т.п.), не нарушающие требований нормативных правовых актов и методических документов по бухгалтерскому учету;
за достоверность содержащихся в документах данных, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут ответственность лица, создавшие и подписавшие эти документы;
в документах на приобретение материальных ценностей должна быть расписка материально ответственного лица в получении этих ценностей, а в документах, подтверждающих факт выполнения работы, - подписи о принятии результата работы ответственными (уполномоченными) лицами;
записи в первичных учетных документах производятся способом, обеспечивающим сохранность записей: чернилами, пастой шариковой ручки, при помощи пишущих машин и средств автоматизации. Свободные строки в первичных учетных документах прочеркиваются;
в первичных учетных документах (как в текстовой части, так и цифровых данных) подчистки и неоговоренные исправления не допускаются;
исправление ошибки в первичном учетном документе должно быть оговорено надписью: "Исправлено" и подтверждено подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления;
в кассовых и банковских документах исправления не допускаются.
5. Статьей 313 гл. 25 НК РФ установлено, что подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Как отмечено в Методических рекомендациях МНС России по применению гл. 25 НК РФ, первичные учетные документы, являющиеся подтверждением налогового учета, - это те же самые первичные учетные документы, которые являются основанием ведения бухгалтерского учета.
Следует добавить, что наряду с первичными документами, составляемыми во исполнение и в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете, существуют первичные документы, составление которых предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Среди таких документов целесообразно отметить следующие:
счет-фактура, которую обязан составить, и журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, которые обязан вести в соответствии с п. 3 ст. 169 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ налогоплательщик налога на добавленную стоимость. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4896; 2001. N 13. Ст. 1248; 2002. N 31. Ст. 3121; 2004. N 8. Ст. 669.
налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц формы N 1-НДФЛ, которую обязаны вести в соответствии с п. 1 ст. 230 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ налоговые агенты. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 7 октября 2003 г. N 4243/03 <*> указал, что налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета. На основании этого Президиум ВАС России пришел к выводу о том, что отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (см. комментарий к ст. 18 Закона).
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 2.
Отдельного рассмотрения требует такой первичный документ налогового учета, как справка бухгалтера.
Несмотря на то что в ст. ст. 313 и 314 НК РФ справке бухгалтера уделено особое внимание по сравнению с другими учетными документами, ни в других статьях НК РФ, ни в иных законодательных актах нет даже упоминания о таком учетном документе, как справка бухгалтера.
МНС России, к сожалению, не давало разъяснений по вопросам, связанным с использованием справки бухгалтера в качестве учетного документа. Да и сами упоминания о справке бухгалтера как об учетном документе в актах МНС России встречаются крайне редко.
Пожалуй, единственным примером является указанная в рекомендациях МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" <*> бухгалтерская справка, поясняющая причины, по которым направление получателем целевых средств признано нецелевым. Такая справка служит первичным учетным документом при ведении одного из рекомендуемых МНС России регистров налогового учета - Регистра учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.
--------------------------------
<*> Экономика и жизнь. 2001. N 52.
Ряд положений о справке бухгалтера как об учетном документе содержится в ведомственных правовых актах по бухгалтерскому учету. Рассмотреть относящиеся к справке бухгалтера положения, содержащиеся в этих актах, целесообразно в зависимости от формы ведения бухгалтерского учета - журнально-ордерной или мемориально-ордерной (о формах ведения бухгалтерского учета см. комментарий к ст. 10 Закона).
Журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета.
Необходимо отметить, что в правовых актах, регулирующих применение журнально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета, используется понятие "бухгалтерская справка" или "справка, составляемая бухгалтерией", а не "справка бухгалтера". Представляется, что принципиального значения это не имеет и речь идет об одном и том же учетном документе.
Как в общих указаниях Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63 <*>, так и в общих указаниях Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176 <**>, предусмотрено, что бухгалтерскими справками оформляются необходимые уточнения оборотов после того, как в Главную книгу записаны итоги журналов-ордеров (по общему правилу после записи в Главную книгу итогов журналов-ордеров никакие исправления в них не допускаются). Необходимые уточнения оборотов, оформленные бухгалтерскими справками, приводятся в учетных регистрах на дополнительных строках и в графах, специально предназначенных для указанных целей. В этих случаях дополнительные записи заносятся в Главную книгу обособленно, на отдельной строке.
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
<**> Справочные правовые системы.
Кроме того, в названных Инструкциях упоминается бухгалтерская справка как первичный учетный документ, составляемый в следующих случаях:
при ведении учета расчетов с поставщиками и подрядчиками - по общему правилу операции об оплате счетов-фактур отражаются на основе выписок банка, кассовых ордеров или других денежных документов. По справкам, составляемым бухгалтерией, отражаются разного рода списания: недоплаченные суммы, принимаемые на учет как кредиторская задолженность по разным расчетам; суммы, обращаемые в погашение соответствующей дебиторской задолженности, не показанной в счете-фактуре как зачет;
при ведении учета расчетов с подотчетными лицами - одновременно с отнесением в дебет соответствующих счетов бухгалтерского учета сумм расхода по авансовым отчетам и возвратов неиспользованных авансов приводится справка о суммах расхода на оплату суточных и подъемных, требующаяся при заполнении соответствующей формы бухгалтерской отчетности;
при ведении учета издержек обращения и других затрат снабженческих и сбытовых организаций - справки, составляемые бухгалтерией, указаны наряду с кассовыми приходными ордерами и банковскими выписками в качестве соответствующих первичных документов, на основании которых накапливаются по статьям аналитического учета суммы, обращаемые в уменьшение расходов, учтенных по счетам "Расходы будущих периодов" и "Издержки обращения" (в настоящее время счет имеет название "Расходы на продажу").
В приложении 2 к письму Минфина РФ от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях" <*>, в котором разъясняется порядок применения названных выше Инструкций Минфина СССР, приведен объем единой журнально-ордерной формы счетоводства, согласно которому организациям рекомендованы наряду с учетными регистрами формы разработочных таблиц. Одной из форм таких разработочных таблиц является форма N РТ-14 "Бухгалтерская справка", применяемая во всех отраслях: промышленности, строительстве, науке, снабжении и сбыте.
--------------------------------
<*> Финансовая газета. 1992. N 34.
Мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета.
В мемориально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета, применяемой в бюджетных учреждениях, "статус" справки бухгалтера определен более четко, нежели в журнально-ордерной форме. Однако учетный документ назван также "бухгалтерской справкой", а не "справкой бухгалтера".
Согласно подп. "б" п. 17 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, бухгалтерской справкой формы 433 оформляются дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно".
В бухгалтерской справке делается ссылка на номер и дату исправляемого мемориального ордера, документа, обоснование внесения исправления. На основании бухгалтерской справки формы 433 составляется мемориальный ордер формы 274.
Необходимо отметить то, что бухгалтерская справка формы 433 и составляемый на ее основе мемориальный ордер формы 274 являются учетными бухгалтерскими документами только для бюджетных учреждений. Формы 433 "Бухгалтерская справка" и 274 "Мемориальный ордер 16" приведены в приложении 1 к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.
Вышеприведенные положения - это практически все, что можно встретить в законодательных и иных нормативных правовых актах в отношении справки бухгалтера как учетного документа. Но и эти положения позволяют составить некоторое представление о таком учетном документе, как справка бухгалтера.
Исходя из приведенных выше положений документов по бухгалтерскому учету, справка бухгалтера выполняет функцию уточнения данных бухгалтерского учета. Можно выделить три вида корректировок данных бухгалтерского учета посредством справки бухгалтера:
1) справка бухгалтера обосновывает необходимость внесения исправительных записей в бухгалтерские учетные регистры в случае выявления ошибок;
2) при недостаточности информации, содержащейся в первичных учетных документах, справка бухгалтера служит основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета. В этих случаях справка бухгалтера сама является первичным учетным документом;
3) справка бухгалтера применяется для обобщения или группировки некоторых данных бухгалтерского учета в случаях, когда для этих целей не могут быть использованы регистры бухгалтерского учета. При этом справка бухгалтера применяется в качестве специальной разработочной таблицы как вспомогательный регистр бухгалтерского учета.
Именно то, что справка бухгалтера является средством уточнения данных бухгалтерского учета, предопределило ее особую востребованность в качестве документа налогового учета. При этом справка бухгалтера выступает в качестве двух видов документов налогового учета: как первичный учетный документ (ст. 313 НК РФ) и как документ, в котором группируется информация об объектах налогообложения (ст. 314 НК РФ).
Необходимо отметить, что в таком подходе видится некоторая непоследовательность законодателя: справка бухгалтера обозначена как первичный документ налогового учета, однако требования к ее форме содержатся в законодательстве о бухгалтерском учете. Логичнее было бы закрепить положения, касающиеся справки бухгалтера как первичного документа налогового учета, в законодательстве о налогах и сборах, как это сделано, например, в отношении счета-фактуры, составление которого предусмотрено законодательством о налогах и сборах, а не законодательством о бухгалтерском учете: сведения, указываемые в счете-фактуре, определены в п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.
В названии такого документа налогового учета, как справка бухгалтера, есть некоторая доля курьезности. Система налогового учета по налогу на прибыль организаций установлена законодателем как самостоятельная система по отношению к системе бухгалтерского учета (что, впрочем, не исключает построение системы налогового учета как дополнительной к системе бухгалтерского учета). Выстроена иерархичная система документов налогового учета: первичные учетные документы - аналитические регистры налогового учета - расчет налоговой базы по налогу на прибыль. И при этом универсальное средство получения данных, необходимых для налогового учета, специально упомянутое в ст. ст. 313 и 314 НК РФ, названо "справка бухгалтера", а не, например, "налоговая справка" или что-то подобное.
Не введя новых видов первичных учетных документов, законодатель мог указать только на их существующие виды. В результате развивающаяся самостоятельная система налогового учета опирается все же на инструментарий бухгалтерского учета. Если законодатель не откажется от развития самостоятельности налогового учета, то, видимо, можно в скором будущем ожидать и рекомендуемых федеральными органами исполнительной власти форм первичных учетных налоговых документов.
6. Как установлено п. 4.4 указания Банка России от 16 января 2004 г. N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" <*>, все отчетные данные, представляемые кредитными организациями в Банк России, должны быть сформированы на основе первичных учетных документов, составляемых в соответствии с Положением Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", а также иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 2004. N 14.
Согласно п. 1.3 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата России типовые формы первичных учетных документов.
В пункте 1.4 Порядка учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов (приложение 10 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации) воспроизведены положения п. 1 комментируемой статьи, а также установлено, что оформление первичных документов производится в соответствии с требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете".
В соответствии со ст. 80 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Банк России. Согласно ст. 31 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) кредитная организация осуществляет расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России.
На основании приведенных положений Центральным банком РФ утверждено Положение от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (в ред. указания Банка России от 3 марта 2003 г. N 1256-У) <*>, в котором наряду с прочим определены форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов. Так, в приложениях к названному Положению приведены следующие формы:
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 2002. N 74; 2003. N 17.
N 0401060 - платежное поручение (приложение 1);
N 0401063 - аккредитив (приложение 5);
N 0401061 - платежное требование (приложение 9);
N 0401071 - инкассовое поручение (приложение 13);
N 0401066 - платежный ордер (приложение 17);
N 0401065 - реестр счетов (приложение 21);
N 0401014 - реестр переданных на инкассо расчетных документов (приложение 22);
N 0401004 - заявление об акцепте, отказе от акцепта (приложение 24).
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" функция определения порядка ведения кассовых операций возложена на Банк России. На основании этого, а также приведенного выше положения ст. 31 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банком России утверждено Положение от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" <*>. В приложении 3 к названному Положению приведена форма N 0402001 объявления на взнос наличными.
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 2002. N 66.
Пункт 1.9.9 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (приложение к Положению Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П) содержит следующие положения о подписании расчетных и кассовых документов:
право подписания расчетных и кассовых документов, предоставляемое работникам, оформляется распоряжением руководителя кредитной организации;
право контрольной (первой) подписи без ограничения суммой операций на расчетных и кассовых документах, подлежащих дополнительному контролю, имеют по должности руководители и главные бухгалтеры кредитных организаций или по их поручению доверенные лица;
предоставление права контрольной (первой) подписи тому или иному должностному лицу не исключает возможности выполнения этим лицом (кроме главного бухгалтера) функций ответственного исполнителя по определенному кругу операций. В таком случае им контролируются документы по операциям, выполняемым другими работниками;
главный бухгалтер кредитной организации обязан следить за тем, чтобы соответствующие образцы подписей были идентичны и своевременно переданы под расписку в кассу, бухгалтерским и контролирующим работникам. Главный бухгалтер обязан следить за своевременным внесением изменений в образцы подписей, которыми пользуются работники кредитной организации в своей работе;
один комплект образцов подписей должностных лиц кредитной организации хранится у главного бухгалтера для учета лиц, которым предоставлено право той или иной подписи на расчетных и кассовых документах;
для проверки соответствия подписей правомочных должностных лиц кредитной организации на принимаемых к исполнению расчетных и кассовых документах утвержденным образцам работники должны иметь образцы их подписей;
контролирующие работники должны пользоваться своими экземплярами образцов подписей работников кредитной организации, а также образцов подписей и оттисков печатей на документах, представляемых клиентами. Этим работникам запрещается пользоваться тем же экземпляром карточек с образцами подписей и оттисков печатей клиентов и образцов подписей работников кредитной организации, которыми пользуются бухгалтерские работники.
Согласно п. 1.9.10 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, в карточках с образцами подписей и оттиска печати клиентов у исполнителей и контролеров подлежат регистрации номера выданных данным клиентам денежных чеков для проверки номеров чеков, предъявляемых к оплате.
7. Пункт 8 комментируемой статьи устанавливает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы могут быть изъяты только:
органами дознания;
органами предварительного следствия;
органами прокуратуры;
судами;
налоговыми инспекциями;
органами внутренних дел.
В прежней редакции п. 8 комментируемой статьи вместо органов внутренних дел были указаны органы налоговой полиции. В связи с упразднением федеральных органов налоговой полиции Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, которым полномочия указанных органов переданы милиции, внес соответствующие изменения.
Часть 2 п. 8 комментируемой статьи предоставляет при изъятии первичных учетных документов главному бухгалтеру или другому должностному лицу организации с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Анализ действующего законодательства, к которому отсылает п. 8 комментируемой статьи, показывает, что для изъятия документов (в том числе и первичных учетных документов) установлен различный порядок. Этот порядок зависит от вида контрольной или правоохранительной деятельности, в рамках которой производится изъятие. В качестве видов такой деятельности можно выделить следующие.
Деятельность по контролю за соблюдением законодательства.
Действующим законодательством предусмотрено изъятие документов в рамках налогового контроля и финансового контроля.
В рамках осуществления налогового контроля изъятие документов производится только при проведении налоговых проверок в форме выемки документов. При этом НК РФ устанавливает два вида оснований производства выемки:
документы свидетельствуют о совершении налоговых правонарушений, и есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (ст. 89);
налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент отказались от предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (п. 2 ст. 93).
Право изъятия документов предоставлено налоговым органам (пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ и п. 7 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 151-ФЗ) <*>) и таможенным органам (при проведении налоговых проверок в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - п. 1 ст. 34 и ст. 87.1 НК РФ).
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492; СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3484.
Порядок производства выемки определен ст. 94 НК РФ и Инструкцией о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан, утвержденной письмом Министерства финансов РСФСР от 26 июля 1991 г. N 16/176 <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов. 1992. N 1.
Действующим законодательством предусмотрено изъятие документов, производимое инспекторами Счетной палаты РФ при проведении проверок и ревизий, т.е. в рамках осуществления финансового контроля. Такое право инспекторов закреплено в ст. 26 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" <*> следующим образом: инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.
Оперативно-розыскная деятельность.
Изъятие документов в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности производится органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <*>, предоставляющего право при проведении оперативно-розыскных мероприятий производить изъятие предметов, материалов и сообщений. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определен в ст. 13 названного Закона (в ред. Федеральных законов от 18 июля 1997 г. N 101-ФЗ, от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ и от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ <**>): оперативные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки РФ, Министерства юстиции РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.
<**> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3502; 1998. N 30. Ст. 3613; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700.
Уголовно-процессуальная деятельность.
В рамках производства по уголовному делу документы могут быть изъяты в ходе проведения таких следственных действий, как обыск, выемка и личный обыск. Следственные действия, в том числе и перечисленные, исходя из положений Уголовно-процессуального кодекса РФ, вправе производить прокурор (в случае если он участвует в производстве предварительного расследования и лично производит отдельные следственные действия - п. 3 ч. 2 ст. 37), следователь (при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу - п. 3 ч. 2 ст. 38), начальник следственного отдела (в случае если он принял уголовное дело к своему производству и производит предварительное следствие - ч. 2 ст. 39), орган дознания (в случае выполнения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно, - п. 2 ч. 2 ст. 40) и дознаватель (в случае, когда на него возложены полномочия по дознанию по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно, - п. 1 ч. 2 ст. 40 и ч. 1 ст. 41).
Порядок производства обыска определен в ст. 182 УПК РФ, выемки - в ст. 183, личного обыска - в ст. 184.
Вещественными доказательствами (ст. 81 УПК РФ) документы могут быть признаны в случае, если они сохранили на себе следы преступления либо они могут служить средствами для обнаружения преступления и
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 9. Первичные учетные документы. 1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Вернутся в раздел Комментарии к законам