Комментарии к законам

Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях. 1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.



2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
4. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Комментарий к статье 6
1. Пунктом 1 комментируемой статьи на руководителей организаций возложена ответственность за:
организацию бухгалтерского учета в организациях;
соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.
По сути, предназначение п. 1 комментируемой статьи только в том, что он возлагает организацию бухгалтерского учета в организациях на их руководителей. О том, кто понимается под руководителем организации, см. ниже.
Положения об ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете содержатся в ст. 18 Закона (см. комментарий к ст. 18 Закона).
Пункт 2 комментируемой статьи определяет способы организации бухгалтерского учета, которые руководители организаций выбирают самостоятельно в зависимости от объема учетной работы:
а) учреждение бухгалтерской службы как структурного подразделения организации, возглавляемого главным бухгалтером (о главном бухгалтере см. комментарий к ст. 7 Закона);
б) введение в штат организации должности бухгалтера;
в) передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.
В п. 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, в точности воспроизведены положения п. 2 комментируемой статьи.
Пунктом 7 также рекомендовано случаи, предусмотренные в подп. "б", "в" и "г", применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства. Однако в п. 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, такая рекомендация не продублирована, и соответственно воспроизведены все четыре подпункта п. 2 комментируемой статьи.
Согласно п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером, или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения.
В соответствии с п. 10 Инструкции главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой работников или отдельным работником, в зависимости от объема работ, закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т.д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных предметов, продуктов питания.
В п. 10 указанной Инструкции предусмотрено, что в необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы могут быть возложены: оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения; контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц; выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.
Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.).
Пунктом 3 Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной Приказом Минфина России от 17 февраля 1999 г. N 15н, установлено, что бухгалтерский учет исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в зависимости от объема учетной работы ведется:
самостоятельным структурным подразделением органа, исполняющего бюджет, возглавляемым главным бухгалтером;
главным бухгалтером.
Организация бухгалтерской работы в кредитных организациях, согласно разд. 1 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (приложение к Положению Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П), осуществляется следующим образом:
бухгалтерские операции выполняют работники, для которых их выполнение закреплено должностными инструкциями (входит в должностные обязанности). В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетных, кассовых и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата;
все бухгалтерские работники в части выполнения бухгалтерских операций и ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру кредитной организации;
организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю;
конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или, по его поручению, начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах;
распоряжения руководителя кредитной организации по ведению бухгалтерского учета и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.
Законодательство о налогах и сборах не содержит положений о способах организации налогового учета. Исключение составляет лишь п. 5 ст. 321.1 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ), которым установлено, что в бюджетных учреждениях (независимо от наличия у таких учреждений расчетных или иных счетов), занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ.
Следует отметить, что, согласно подп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ), расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако в отношении налогового учета аналогичного положения нет, что представляется не вполне понятным. Тем не менее с учетом того, что расходы на услуги по ведению налогового учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, безусловно, являются обоснованными, представляется, что они также подлежат отнесению к расходам, связанным с производством и реализацией, но уже в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, т.е. как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
2. Пункт 3 комментируемой статьи определяет порядок принятия организацией учетной политики:
часть 1 статьи устанавливает требования к оформлению принятия учетной политики - принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета;
часть 2 статьи определяет перечень элементов принимаемой учетной политики и соответственно перечень сведений, которые должны содержаться в документе, оформляющем принятие учетной политики.
Согласно ч. 2 п. 3 комментируемой статьи подлежат утверждению:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Пунктом 4 комментируемой статьи установлено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
Изменение учетной политики согласно п. 4 комментируемой статьи может производиться в случаях:
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
существенного изменения условий деятельности организации.
Пунктом 4 комментируемой статьи также установлено, что в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98.
Для целей ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Согласно п. 4 ПБУ 1/98 филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
Учетная политика организации, как определено п. 5 ПБУ 1/98, формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе данного Положения и утверждается руководителем организации.
В соответствии с п. 6 ПБУ 1/98 при формировании учетной политики предполагается, что:
активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Пунктом 7 ПБУ 1/98 установлено, что учетная политика организации должна обеспечивать:
полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
Согласно п. 8 ПБУ 1/98 при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.
Принятая организацией учетная политика в соответствии с п. 9 ПБУ 1/98 подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
В соответствии с п. 10 ПБУ 1/98 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Положение ПБУ 1/98 также устанавливает основы раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, которые распространяются на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Согласно п. 11 ПБУ 1/98 организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
Пунктом 12 ПБУ 1/98 определено, что к способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в п. 11 ПБУ 1/98.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных п. 6 ПБУ 1/98, то согласно п. 13 ПБУ 1/98 эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных п. 6 ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то в соответствии с п. 14 ПБУ 1/98 организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Пунктом 15 ПБУ 1/98 определено, что существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
В п. 16 ПБУ 1/98 даны следующие пояснения в отношении предусмотренных п. 4 комментируемой статьи случаев изменения учетной политики:
разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета - применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
существенные изменения условий деятельности организации - существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
В п. 16 ПБУ 1/98 также указано, что не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Согласно п. 17 ПБУ 1/98 изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для оформления принятия организацией самой учетной политики (оформление соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации).
Изменение учетной политики, как указано в п. 18 ПБУ 1/98, должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
В соответствии с п. 19 ПБУ 1/98 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 20 ПБУ 1/98 установлено, что последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном п. 21 ПБУ 1/98.
В соответствии с п. 21 ПБУ 1/98 последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в п. 20 ПБУ 1/98, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.
Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.
Согласно п. 22 ПБУ 1/98 изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, как установлено п. 23 ПБУ 1/98, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
3. Кредитная организация, как установлено п. 1.3 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (приложение к Положению Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П), разрабатывает и утверждает учетную политику в соответствии с названными Правилами и иными нормативными актами Банка России.
В пункте 1.3 Правил также определено, что обязательному утверждению руководителем кредитной организации подлежат:
рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации и ее подразделениях, основанный на утвержденном Банком России Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым в альбомах Госкомстата России не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
порядок расчетов со своими филиалами (структурными подразделениями);
порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
порядок и случаи изменения стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция и т.д.);
лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств;
способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;
порядок отнесения на расходы стоимости материальных запасов;
правила документооборота и технология обработки учетной информации, включая филиалы (структурные подразделения);
порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета. При этом ежедневно распечатываются баланс, лицевые счета, по которым были проведены операции (проведена операция), а также выписки (вторые экземпляры лицевых счетов) по клиентским счетам;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
4. В законодательстве о налогах и сборах используется понятие "учетная политика для целей налогообложения". Соответственно существует два вида учетной политики организации:
учетная политика для целей бухгалтерского учета, которая принимается организациями и регулируется законодательством о бухгалтерском учете;
учетная политика для целей налогообложения, которая принимается организацией-налогоплательщиком и регулируется законодательством о налогах и сборах.
Общие положения об учетной политике для целей налогообложения содержатся в п. 12 ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ:
принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;
учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;
учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;
учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.
Общие положения об учетной политике для целей налогообложения налогом на прибыль организаций содержатся в ст. ст. 313 и 314 НК РФ.
Статьей 313 НК РФ установлено следующее:
система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя;
изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства;
в случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
В соответствии со ст. 314 НК РФ приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения устанавливаются разработанные налогоплательщиком самостоятельно формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.
Представляется не вполне удачным то, что общие положения о налоговой учетной политике расположены в различных главах части второй НК РФ, регулирующих порядок исчисления и уплаты конкретных налогов (гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" и гл. 25 "Налог на прибыль организаций").
Учетная политика для целей налогообложения может быть либо утверждена отдельным приказом (распоряжением) руководителя организации, либо включена отдельным разделом в приказ (распоряжение) руководителя организации об утверждении общей учетной политики организации (как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения). Следует отметить, что второй вариант более точно соответствует задачам и функциям налогового учета, имеющим, по сравнению с задачами и функциями бухгалтерского учета, более узкое значение.




Вернутся в раздел Комментарии к законам