Комментарии к законам

Статья 53. Сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром. Сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром поступает на счет специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдавшего лицензию, и используется на оплату расходов, связанных с выдачей лицензий.



Размер сбора определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование животным миром, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензии.
Комментарий к статье 53
Комментируя статью 53, необходимо отметить, что законодатель, включив главу 25.1 в Налоговый кодекс Российской Федерации, одновременно решил вопрос о приведении в соответствие с ней норм Федерального закона "О животном мире".
В частности, статья 52 Федерального закона "О животном мире" теперь посвящена не системе платежей за пользование животным миром, а сборам за пользование объектами животного мира.
Обращает на себя внимание то, что комментируемая статья ФЗ "О животном мире", в которой идет речь о сборе за выдачу лицензий на пользование животным миром, не претерпела никаких изменений.
Возникает вопрос, имеются ли принципиальные различия между указанными видами сборов. Может показаться, что этими сборами облагаются одни и те же объекты.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О животном мире" о сборе за пользование объектами животного мира реализуют принцип платности природопользования (статья 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статья 12 Федерального закона "О животном мире").
Сбор за выдачу лицензии призван возместить расходы, связанные с выдачей лицензии (часть 1 статьи 53 Федерального закона "О животном мире").
Часть 2. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ).
ГЛАВА 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И
ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (ПОГЛАВНЫЙ)
Комментируемая глава - новелла Налогового кодекса РФ. Она регулирует уплату двух видов сборов - сбора за пользование объектами животного мира и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Плательщики и элементы обложения этими сборами определяются НК РФ хотя и в одних и тех же статьях, но, тем не менее, раздельно. Это продиктовано тем, что правовой режим объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов обладает значительной спецификой. В связи с этим целесообразно прокомментировать положения главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к каждому из указанных сборов.
Сбор за пользование объектами животного мира
Под сбором за пользование объектами животного мира понимается установленный Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" федеральный сбор, который заменяет взимавшуюся до 1 января 2004 года плату за пользование животным миром в части, касающейся охотничьих животных.
Регламентация обложения сбором за пользование объектами животного мира устанавливается в главе 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Комментируемая глава 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации применяется с учетом норм Федерального закона "О животном мире", определяющих особенности охраны и использования объектов животного мира.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
В ранее действовавшем законодательстве круг плательщиков был значительно шире.
В соответствии со старой редакцией Федерального закона "О животном мире" плательщиками считались пользователи животным миром, включая ту их часть, которая осуществляла пользование живыми ресурсами (водными биологическими ресурсами).
После вступления в силу Федеральных законов "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" из числа плательщиков были исключены лица, использующие живые ресурсы (водные биологические ресурсы):
на территориях, где Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию (на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации);
во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.
В комментируемой главе подтверждается исключение из круга плательщиков сбора за пользование объектами животного мира организаций и физических лиц, осуществляющих пользование живыми ресурсами (водными биологическими ресурсами) на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
С этой целью в пункте 1 статьи 333.1 НК РФ специально подчеркивается, что плательщиками соответствующего сбора являются лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
В части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации указано, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними.
Подтверждено также исключение из круга плательщиков сбора за пользование объектами животного мира организаций и физических лиц, осуществляющих пользование живыми ресурсами (водными биологическими ресурсами) во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.
Комментируемой главой изменяется действовавшее до 1 января 2004 года законодательство, которое требовало признать плательщиками сбора организации и физические лица, которые осуществляли пользование животным миром, относящимся к водным биологическим ресурсам, во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод.
Особо следует отметить, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира могут выступать только лица, получившие лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира. Другие пользователи животным миром плательщиками указанного сбора не являются.
Исходя из положений пункта 1 статьи 333.1 НК РФ, не могут быть признаны плательщиками сбора за пользование объектами животного мира:
любые пользователи водными биологическими ресурсами;
организации и физические лица, которые вправе пользоваться животным миром без получения лицензии (разрешения).
При определении круга плательщиков сбора за пользование объектами животного мира необходимо также руководствоваться требованиями статьи 333.2 НК РФ.
Не все пользователи животным миром, которые указаны в пункте 1 статьи 333.1 НК РФ, должны признаваться плательщиками сбора. Организации и лица, пользующиеся объектами животного мира, не являющимися объектами обложения сбором, не относятся к числу плательщиков сбора.
В силу данных обстоятельств также не могут быть признаны плательщиками сбора лица:
осуществляющие все виды пользования животным миром, за исключением охоты (добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира и т.д.);
осуществляющие пользование объектами животного мира, которые пунктом 2 статьи 333.2 НК РФ исключены из числа объектов обложения сбором.
Данные лица не являются плательщиками сбора даже в том случае, если они получили лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.
Объектами обложения сбором за пользование объектами животного мира в статье 333.2 НК РФ провозглашаются объекты животного мира.
Согласно статье 1 Федерального закона "О животном мире" объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.
Следует учитывать, что к объектам животного мира, а следовательно, и к объектам обложения сбором не относятся одомашненные животные.
Отличительным признаком объектов животного мира, которые признаны объектами обложения сбором, является то, что они относятся к совокупности живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы (статья 1 Федерального закона "О животном мире").
В статье 333.2 НК РФ не случайно употребляется понятие законодательства о животном мире "среда обитания".
Средой обитания животного мира называют природную среду, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (статья 1 Федерального закона "О животном мире").
Дикие животные, содержащиеся в неволе, также не относятся к объектам обложения сбором.
Что касается объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, то они могут быть объектами обложения сбором только в том случае, если законодательством о животном мире допускается осуществление охоты на них.
Из статьи 333.2 НК РФ следует, что объектами обложения сбором признаются далеко не все объекты животного мира, обитающие в условиях естественной свободы.
Объектами обложения сбором выступают лишь объекты животного мира, включенные в перечень, установленный пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ.
В перечень объектов обложения сбором включены следующие объекты животного мира: овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом, медведь, медведь бурый (камчатские популяции), медведь белогрудый, благородный олень, лось, пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон, косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха, дикий северный олень, сайгак, соболь, выдра, барсук, куница, сурок, бобр, харза, енот-полоскун, степной кот, камышовый кот, европейская норка, глухарь, глухарь каменный, улар кавказский, саджа, фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница.
Поскольку в перечне упоминаются только млекопитающие и птицы, то объекты животного мира, относящиеся к другим классам животных (пресмыкающиеся, земноводные и т.д.), не считаются объектами обложения сбором.
Все перечисленные в пункте 1 статьи 333.3 НК РФ дикие животные и их популяции признаны законодательством о животном мире объектами охоты.
Организации и физические лица, как правило, не осуществляют других, кроме охоты, видов пользования этими объектами животного мира.
Виды пользования животным миром, не связанные с добычей диких животных, обычно осуществляются без изъятия объектов животного мира из среды их обитания и выдачи лицензий (разрешений). Единственным исключением является пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных и эстетических целях (часть вторая статьи 44 Федерального закона "О животном мире"). Однако до сих пор в федеральных законах и постановлениях Правительства Российской Федерации порядок выдачи разрешений на данный вид пользования животным миром не урегулирован.
При таких обстоятельствах объектами обложения сбором пока могут выступать только объекты животного мира, которые изымаются из среды обитания при осуществлении охоты.
Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1289 "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" (с последующими изменениями и дополнениями).
Сопоставление главы 25.1 НК РФ с законодательством о животном мире показывает, что перечень объектов охоты шире, чем перечень объектов обложения сбором.
Ввиду данного обстоятельства некоторые объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, не являются объектами обложения сбором. Данное пояснение касается таких объектов охоты, как волк, ласка и т.д.
Охота представляет собой один из видов пользования животным миром, который осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания (статьи 34 и 41 Федерального закона "О животном мире").
В пункте 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548 (с последующими изменениями и дополнениями), устанавливается, что охотой является выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.
Федеральный закон "О животном мире" предусматривает предоставление объектов животного мира:
в долгосрочное пользование, которое осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром;
в краткосрочное пользование, которое осуществляется гражданами на основании именной разовой лицензии на использование объектов животного мира.
Лицензиями (разрешениями) на пользование объектами животного мира, которые упоминаются в главе 25.1 НК РФ, являются долгосрочные лицензии на пользование животным миром и именные разовые лицензии на использование объектов животного мира (статьи 35 - 38 Федерального закона "О животном мире").
Органы, выдающие долгосрочные лицензии (разрешения) на пользование животным миром, а также органы и пользователи объектами животного мира, выдающие именные разовые лицензии на использование объектов животного мира, определены в законодательстве, регулирующем отношения в области использования и охраны животного мира.
В настоящее время органом, выдающим лицензии (разрешения) на использование объектов животного мира, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" и Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327).
Пользователями животным миром, выдающими именные разовые лицензии на использование объектов животного мира, выступают организации или индивидуальные предприниматели, получившие долгосрочные лицензии на пользование животным миром (статьи 37 и 40 Федерального закона "О животном мире").
Долгосрочные лицензии на пользование животным миром выдают Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира", а также Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 569 "Об утверждении Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий" (с последующими изменениями и дополнениями).
Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в порядке, определенном Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 4 января 2001 г. N 3 "Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты", выдаются:
территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на территориях охотничьих угодий общего пользования и на особо охраняемых природных территориях, где допускается добыча охотничьих животных;
пользователями животным миром (организациями или индивидуальными предпринимателями) на территориях, предоставленных им решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления пользования охотничьими животными на основании долгосрочных лицензий.
По согласованию с названными пользователями животным миром вместо них именные разовые лицензии на использование объектов животного мира могут выдавать территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Бланки именных разовых лицензий на использование объектов животного мира предоставляются этим пользователям животным миром территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Перед выдачей бланков этих лицензий указанные территориальные органы проставляют на них свое наименование, а где необходимо - фиксируют возраст животного, подлежащего добыче.
Выданные пользователям животным миром использованные и неиспользованные бланки долгосрочных лицензий на пользование животным миром подлежат обязательному возврату территориальным органам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Выданные гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира возвращаются по месту их получения в сроки, определенные в этих лицензиях.
Названные лицензии должны храниться в течение трех лет, после чего они подлежат уничтожению.
В пункте 2 статьи 333.2 НК РФ содержатся нормы, где указываются случаи, когда объекты животного мира, перечисленные в статье 333.3 НК РФ, не являются объектами обложения.
Иными словами, устанавливаются случаи, когда охота может осуществляться бесплатно.
К этим случаям относится пользование объектами животного мира в целях удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота является основой существования.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями и дополнениями).
Из 45 коренных малочисленных народов Российской Федерации, включенных в указанный Единый перечень, 43 являются коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Территории проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 22 "О перечне районов проживания малочисленных народов Севера" (с последующими изменениями и дополнениями).
Право бесплатного пользования соответствующими объектами охоты распространяется только на количество (объем) объектов животного мира, добываемых для удовлетворения личных нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вышеуказанных лиц.
Лимиты использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Обложение сбором за пользование объектами животного мира осуществляется по единым на территории Российской Федерации ставкам.
До 1 января 2004 года размеры платы за пользование животным миром устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Теперь ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в пункте 1 статьи 333.3 НК РФ в следующих размерах:
--------------------------------------------------T-------------------------¬
¦ Наименование объекта животного мира ¦ Ставка сбора в рублях ¦
¦ ¦ (за одно животное) ¦
+-------------------------------------------------+-------------------------+
¦Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним ¦ ¦
¦скотом ¦ 15000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Медведь (за исключением камчатских популяций и ¦ ¦
¦медведя белогрудого) ¦ 3000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Медведь бурый (камчатские популяции), медведь ¦ ¦
¦белогрудый ¦ 6000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Благородный олень, лось ¦ 1500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский ¦ ¦
¦горный козел, серна, тур, муфлон ¦ 600 ¦
¦ ¦ ¦
¦Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха ¦ 450 ¦
¦ ¦ ¦
¦Дикий северный олень, сайгак ¦ 300 ¦
¦ ¦ ¦
¦Соболь, выдра ¦ 120 ¦
¦ ¦ ¦
¦Барсук, куница, сурок, бобр ¦ 60 ¦
¦ ¦ ¦
¦Харза ¦ 100 ¦
¦ ¦ ¦
¦Енот-полоскун ¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦
¦Степной кот, камышовый кот ¦ 100 ¦
¦ ¦ ¦
¦Европейская норка ¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦
¦Глухарь, глухарь каменный ¦ 100 ¦
¦ ¦ ¦
¦Улар кавказский ¦ 100 ¦
¦ ¦ ¦
¦Саджа ¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦
¦Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, ¦ ¦
¦погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, ¦ ¦
¦камышница ¦ 20 ¦
L-------------------------------------------------+--------------------------
При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора устанавливаются в размере 50 процентов от вышеуказанных ставок (пункт 2 статьи 333.3 НК РФ).
Объектами животного мира, которые относятся к диким копытным животным, являются: овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом, благородный олень, лось, пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон, косуля, кабан, кабарга, дикий северный олень, сайгак.
В пункте 3 статьи 333.3 НК РФ установлены ставки сбора в размере 0 рублей, если пользование объектами животного мира, признанными объектами обложения сбором, осуществляется в целях:
охраны здоровья населения;
устранения угрозы для жизни человека;
предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных;
регулирования видового состава объектов животного мира;
предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания;
воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;
изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях.
Порядок исчисления сборов за пользование объектами животного мира определяется в пункте 1 статьи 333.4 НК РФ.
Сумма сбора устанавливается в отношении каждого объекта животного мира, для которого предусмотрена соответствующая ставка в пунктах 1 - 3 статьи 333.3 НК РФ, и рассматривается как произведение количества объектов животного мира и ставки сбора.
По общему правилу, установленному в НК РФ, сумма платежей, подлежащая уплате, исчисляется плательщиком самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В НК РФ не предусматривается возложение обязанности по исчислению суммы сбора за пользование объектами животного мира на уполномоченных лиц.
Сумма сбора должна исчисляться плательщиком самостоятельно исходя из количества добываемых объектов животного мира, установленных ставок и льгот.
В данное время в законодательстве о налогах и сборах не предусмотрены льготы по сбору за пользование объектами животного мира, если таковыми не считать случаи, когда:
не признаются объектами обложения сбором объекты охоты (пункт 2 статьи 333.2 НК РФ);
устанавливается ставка сбора в размере 50 процентов от общих ставок сбора (пункт 2 статьи 333.3 НК РФ);
устанавливается нулевая ставка сбора на каждый объект охоты (пункт 3 статьи 333.3 НК РФ).
Особенности определения сроков уплаты сбора за пользование объектами животного мира устанавливаются в пункте 1 статьи 333.5 НК РФ.
Исходя из специфики пользования объектами животного мира, сроки уплаты сбора связываются не с календарной датой или истечением определенного периода времени, а с совершением со стороны уполномоченных органов юридически значимых действий в отношении плательщиков сбора.
Таким юридически значимым действием пункт 1 статьи 333.5 НК РФ объявляет выдачу лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.
Плательщик уплачивает исчисленную им сумму сбора при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира (долгосрочной лицензии на пользование животным миром или именной разовой лицензии на использование объектов животного мира).
Отличительная особенность порядка уплаты сбора за пользование объектами животного мира указана в пункте 3 статьи 333.5 НК РФ.
Плательщики сбора - физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивают сбор по месту нахождения органа, выдавшего указанную лицензию.
Плательщики сбора - организации и индивидуальные предприниматели уплачивают сбор по месту своего учета.
Если применять пункт 3 статьи 333.5 НК РФ с учетом требований законодательства о животном мире, то станет ясно, что уплата сбора производится:
физическими лицами, получившими в установленном порядке именные разовые лицензии на использование объектов животного мира;
организациями или индивидуальными предпринимателями, получившими долгосрочные лицензии на пользование животным миром.
В тех случаях, когда именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются физическим лицам территориальными органами Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, вопрос о месте уплаты сборов очевиден.
В тех же случаях, когда данные лицензии выдаются физическим лицам пользователями животным миром (организациями и индивидуальными предпринимателями) в пределах установленных им лимитов (статья 37 Федерального закона "О животном мире"), может возникнуть вопрос о месте уплаты сбора.
Возможно, в данной ситуации уплата сборов должна производиться по месту выдачи территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору пользователям животным миром (организациям и индивидуальным предпринимателям) бланков именных разовых лицензий на использование объектов животного мира.
Может случиться так, что под органом, выдавшим именные разовые лицензии на использование объектов животного мира, о котором упоминается в пункте 3 статьи 333.5 НК РФ, будет пониматься не только территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, но и пользователь животным миром (организация или индивидуальный предприниматель).
На сегодняшний день трудно предсказать, по какому пути в данной части будет складываться практика применения пункта 3 статьи 333.5 НК РФ.
Сумма сбора за пользование объектами животного мира уплачивается с соблюдением требований статьи 58 НК РФ.
Уплата сбора производится плательщиком разовой уплатой всей суммы сбора.
Не допускается уплата сбора органам или пользователям животным миром, выдающим лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.
После вступления в силу главы 25.1 НК РФ уплата сбора за пользование объектами животного мира должна осуществляться в том же порядке, который предусмотрен для других сборов.
Уплата сбора производится через банк, а при его отсутствии - через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи соответствующего федерального органа исполнительной власти.
По истечении срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира (пункт 1 статьи 333.7 Налогового кодекса Российской Федерации).
Другими словами, в случае, если организации и индивидуальные предприниматели не реализовали долгосрочные лицензии на пользование животным миром (объекты животного мира не были изъяты из среды их обитания), допускается зачет или возврат уплаченных ими сумм сбора.
Возможность зачета или возврата сумм сбора, уплаченных физическими лицами, которым были выданы именные разовые лицензии на использование объектов животного мира, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.
Зачет или возврат уплаченных сумм сбора по нереализованным организациями и индивидуальными предпринимателями долгосрочным лицензиям на пользование животным миром осуществляется в общем порядке, который установлен главой 12 НК РФ (статьи 78 - 79).
В отличие от других платежей, возврату подлежит не излишне уплаченная (взысканная) сумма, а уплаченный сбор за пользование объектами животного мира.
Исходя из специфики пользования животным миром, зачет в счет предстоящих платежей допускается лишь в том случае, если плательщик сбора не утратил прав на объекты животного мира или если эти права ему были вновь предоставлены.
Для зачета или возврата сумм сбора организация или индивидуальный предприниматель обязаны представить документы, перечень которых утверждается федеральным органом, уполномоченным в области налогов и сборов.
Сбор за пользование объектами животного мира относится к регулирующим доходам бюджетов.
Спецификой сбора является то, что он, будучи федеральным сбором и регулирующим доходом бюджетов, в полном объеме поступает исключительно в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" предусматривает нормативы отчислений сборов за пользование объектами животного мира в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2004 год в размере 100 процентов.
Сбор за пользование объектами животного мира, так же как раньше плата за пользование животным миром, подлежит зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления его в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Органы, выдающие лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, обязаны не позднее 5-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы сведения:
о выданных ими долгосрочных лицензиях на пользование животным миром и краткосрочных разовых лицензиях на использование объектов животного мира;
о суммах сбора, подлежащих уплате по каждой из этих лицензий;
о сроках уплаты сбора.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира, обязаны не позднее 10 дней с даты получения таких лицензий (разрешений) представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения:
о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира;
о суммах сбора, подлежащих уплате;
о суммах фактически уплаченных сборов.
Формы представления сведений органами, выдающими лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, а также пользователями животным миром утверждены Приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 5 апреля 2004 г. N САЭ-3-21/259@ и N САЭ-3-21/261@.
К указанным формам отнесены:
форма сведений о выданных организациям лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира;
форма сведений о выданных индивидуальным предпринимателям лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира;
форма сведений о выданных физическим лицам лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира;
форма сведений о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора.
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
Под сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов понимается установленный Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" федеральный сбор, который заменяет взимавшуюся до 1 января 2004 года плату за пользование живыми ресурсами (водными биологическими ресурсами) в части, касающейся объектов промысла (промышленного рыболовства).
Регламентация обложения сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов устанавливается в главе 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Глава 25.1 НК РФ применяется с учетом норм Федеральных законов "О животном мире", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", в которых определяются особенности охраны и использования живых ресурсов (водных биологических ресурсов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
В ранее действовавшем законодательстве круг плательщиков соответствующих платежей был значительно уже.
Плательщиками считались только лица, использующие живые ресурсы (водные биологические ресурсы) во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Лица, использующие живые ресурсы (водные биологические ресурсы) во внутренних водах, за исключением внутренних морских вод, плательщиками не признавались.
В комментируемой главе плательщиками сбора объявлены пользователи водными биологическими ресурсами независимо от того, осуществляют ли они свою деятельность:
на территории Российской Федерации (во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации);
на территориях, где Российская Федерация обладает суверенными правами и (или) осуществляет юрисдикцию (на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации);
на территориях, где Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства (определенные районы Каспийского моря и т.д.).
К внутренним водам Российской Федерации относятся все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением территориального моря Российской Федерации. Водными объектами, в частности, принято считать реки, озера, водохранилища, внутренние морские воды (статьи 8 - 11, 14 и 18 Водного кодекса Российской Федерации).
Территориальным морем Российской Федерации признается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от соответствующих исходных линий (статьи 2 и 4 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (статья 1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации").
Исключительной экономической зоной Российской Федерации является находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему морской район с особым правовым режимом (статья 1 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").
Особо следует отметить, что плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов могут выступать только лица, получившие лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Другие пользователи водных биологических ресурсов плательщиками указанного сбора не являются.
Исходя из положений пункта 2 статьи 333.1 НК РФ, плательщиками сбора признаются:
пользователи водными биологическими ресурсами;
организации и физические лица, которые получили лицензии (разрешения) на пользование водными биологическими ресурсами.
При определении круга плательщиков сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов необходимо также руководствоваться требованиями статьи 333.2 комментируемой главы.
Не все пользователи водными биологическими ресурсами, которые указаны в пункте 2 статьи 333.1 НК РФ, должны признаваться плательщиками сбора. Организации и лица, пользующиеся объектами промысла (промышленного рыболовства), не являющимися объектами обложения сбором, не относятся к числу плательщиков сбора.
В силу данных обстоятельств не могут быть признаны плательщиками сбора лица:
осуществляющие виды пользования водными биологическими ресурсами, не относящиеся к промыслу (промышленному рыболовству);
осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов, которые пунктом 2 статьи 333.2 НК РФ исключены из объектов обложения сбором.
Данные лица не являются плательщиками сбора даже в том случае, если они получили лицензии (разрешения) на пользование водными биологическими ресурсами.
Если применять нормы комментируемой главы с учетом требований законодательства, регулирующего отношения в области охраны и использования живых ресурсов (водных биологических ресурсов), то выясняется, что плательщиками сбора могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 967 (с последующими изменениями и дополнениями), лицензии на промышленное рыболовство могут выдаваться только юридическим лицам, а также гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
При таких обстоятельствах физические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей) не вправе осуществлять промысел (промышленное рыболовство). Следовательно, они не могут быть плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
До внесения изменений и дополнений в соответствующее законодательство пункт 2 статьи 333.1 НК РФ в части, касающейся признания плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), неприменим.
Объектами обложения сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов в статье 333.2 НК РФ провозглашаются объекты водных биологических ресурсов.
Понятие "водные биологические ресурсы" в законодательстве стало использоваться лишь несколько лет назад.
В законодательстве часто вместо понятия "водные биологические ресурсы" используется понятие "живые ресурсы".
В федеральных законах дано юридическое определение понятию "живые ресурсы", а не понятию "водные биологические ресурсы".
В Федеральных законах "О континентальном шельфе Российской Федерации" (статья 4) и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (статья 4) живые ресурсы определяются как все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных и другие водные биологические ресурсы.
Когда говорится о водных биологических ресурсах, то имеется в виду часть животного мира - водные животные и часть растительного мира - водные растения.
Целесообразно отметить, что до вступления в силу комментируемой главы устанавливалась плата за пользование водными биологическими ресурсами, исчерпывающий перечень которых содержался в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 1998 г. N 1490 "О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами".
В этот перечень было включено лишь 17 объектов водных биологических ресурсов.
Глава 25.1 НК РФ объявила объектом обложения не отдельные, а все объекты водных биологических ресурсов, добываемые при осуществлении промысла (промышленного рыболовства).
Таким образом, по сравнению с ранее действовавшим законодательством Налоговый кодекс Российской Федерации значительно расширил круг объектов обложения.
Объектами обложения сбором выступают объекты водных биологических ресурсов, включенные в перечень, установленный пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ.
Надо заметить, что названный перечень исчерпывающе не определяет объекты водных биологических ресурсов, поскольку в нем говорится и о прочих объектах водных биологических ресурсов.
Объекты водных биологических ресурсов, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, являются объектами промысла (промышленного рыболовства).
В комментируемой главе объект обложения определен так, что это не позволяет признать им объекты водных биологических ресурсов, не являющиеся объектами промысла (промышленного рыболовства).
Это становится понятным, если применять нормы комментируемой главы во взаимосвязи с нормами законодательства, регулирующего отношения в области охраны и использования живых ресурсов (водных биологических ресурсов).
Следует принимать во внимание то обстоятельство, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области охраны и использования живых ресурсов (водных биологических ресурсов), пока плохо взаимосвязаны между собой.
В частности, несогласованность указанных федеральных законов и иных нормативных правовых актов выражается в том, что виды пользования водными биологическими ресурсами определяются в них неодинаково.
В соответствии с Федеральным законом "О животном мире" (статья 34) к видам пользования животным миром, включая водные биологические ресурсы, относятся рыболовство, добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам рыболовства и т.д.
В то же время Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" (статья 10) и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (статья 8) видами использования водных биологических ресурсов признают промысел, вылов (добычу) живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях и т.д.
В подзаконных актах некоторые виды пользования водными биологическими ресурсами названы промышленным рыболовством.
В Приказе Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 15 мая 2001 г. N 137 "Об утверждении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию" (с последующими изменениями и дополнениями) в промышленное рыболовство включены:
а) добыча рыбы, других водных животных и растений в предпринимательских целях, осуществляемая во внутренних водоемах, Азовском и Каспийском морях, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в открытых районах Мирового океана и в прибрежных зонах иностранных государств с использованием судов, мощность главного двигателя которых 110 кВт и более;
б) добыча рыбы, других водных животных и растений в предпринимательских целях, осуществляемая во внутренних водоемах, Азовском и Каспийском морях, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации с использованием судов, мощность главного двигателя которых менее 110 кВт, а также во внутренних водоемах, внутренних морских водах и в территориальном море с использованием стационарных или береговых орудий и способов лова;
в) рыбохозяйственные научные исследования (включая изъятие рыбы, других водных животных и растений для исследовательских целей и контрольного лова) с целью оценки запасов и разработки рекомендаций по рациональному использованию водных биоресурсов; разработка нормативов и требований к составу и свойствам воды рыбохозяйственных водоемов.
Сопоставление комментируемой главы с законодательством, регулирующим отношения в области охраны и использования живых ресурсов (водных биологических ресурсов), позволяет утверждать, что объектами обложения сбором признаются объекты водных биологических ресурсов, добываемые при осуществлении промысла (промышленного рыболовства).
Добыча (вылов) водных биологических ресурсов при осуществлении промысла (промышленного рыболовства) всегда связана с изъятием названных природных ресурсов из среды их обитания.
Согласно законодательству, регулирующему отношения в области охраны и использования живых ресурсов (водных биологических ресурсов), добыча (вылов) объектов водных биологических ресурсов в вышеназванных случаях осуществляется на основании лицензий (разрешений) на промысел (промышленное рыболовство).
Лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, о которых идет речь в главе 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации, являются лицензиями (разрешениями) на промысел (промышленное рыболовство).
Порядок выдачи лицензий (разрешений) на промысел (промышленное рыболовство) определяется в Федеральных законах "О континентальном шельфе Российской Федерации" (статьи 12 и 13) и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (статьи 8, 10 и 11), а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 967 "Об утверждении Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства" (с последующими изменениями и дополнениями).
В настоящее время выдача разрешений на пользование водными биологическими ресурсами возложена на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" и Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327).
Из этого следует, что в ближайшее время законодательство, где определяются федеральные органы исполнительной власти, выдающие лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, претерпит существенные изменения.
В пункте 2 статьи 333.2 НК РФ содержатся нормы, где указываются случаи, когда объекты водных биологических ресурсов не являются объектами обложения.
Иными словами, устанавливается бесплатность добычи (вылова) водных биологических ресурсов при осуществлении промысла (промышленного рыболовства).
К этим случаям относится осуществление промысла (промышленного рыболовства) в целях удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями и дополнениями).
Из 45 коренных малочисленных народов Российской Федерации, включенных в указанный Единый перечень, 43 являются коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Территории проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 22 "О перечне районов проживания малочисленных народов Севера" (с последующими изменениями и дополнениями).
Право бесплатно пользоваться указанными природными ресурсами распространяется только на количество (объем) объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вышеуказанных лиц.
Лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству и Министерством природных ресурсов Российской Федерации).
Обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется по единым на территории Российской Федерации ставкам.
Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов - морскими млекопитающими - определяются точно так же, как и ставки сбора за пользование объектами животного мира, то есть в рублях за каждый объект водных биологических ресурсов.
Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов - рыбами, ракообразными, иглокожими и другими водными животными и растениями (за исключением морских млекопитающих) - устанавливаются в рублях за одну тонну добываемых объектов водных биологических ресурсов.
Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов - морское млекопитающее - устанавливаются в пункте 5 статьи 333.3 НК РФ в следующих размерах:
----------------------------------------------T--------------------¬
¦ Наименование объекта водных биологических ¦ Ставка сбора ¦
¦ ресурсов - морского млекопитающего ¦ в рублях (за одно ¦
¦ ¦ млекопитающее) ¦
+---------------------------------------------+--------------------+
¦Касатка и другие китообразные (за исключением¦ ¦
¦белухи) ¦ 30000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Белуха ¦ 3000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Тихоокеанский морж ¦ 1500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Морской котик ¦ 800 ¦
¦ ¦ ¦
¦Серый тюлень ¦ 600 ¦
¦ ¦ ¦
¦Гренландский тюлень, морской заяц и хохлач ¦ 350 ¦
¦ ¦ ¦
¦Крылатка, ларга ¦ 200 ¦
¦ ¦ ¦
¦Кольчатая нерпа, каспийский тюлень, ¦ ¦
¦байкальский тюлень и тюлень обыкновенный ¦ 150 ¦
L---------------------------------------------+---------------------
Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, устанавливаются в пункте 4 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации в следующих размерах:
Дальневосточный бассейн
(внутренние морские воды, территориальное море,
исключительная экономическая зона Российской Федерации и
континентальный шельф Российской Федерации в Чукотском,
Восточно-Сибирском, Беринговом, Охотском,
Японском морях и Тихом океане)
------------------------------------------------T--------------------¬
¦ Наименование объекта водных биологических ¦ Ставка сбора ¦
¦ ресурсов ¦ в рублях (за одну ¦
¦ ¦ тонну) ¦
+-----------------------------------------------+--------------------+
¦Минтай Охотского моря ¦ 3500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Минтай других районов промысла ¦ 2000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Треска ¦ 3000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Сельдь ¦ 500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Палтус ¦ 3500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Терпуг ¦ 750 ¦
¦ ¦ ¦
¦Камбала ¦ 200 ¦
¦ ¦ ¦
¦Навага ¦ 200 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб камчатский западного побережья Камчатки ¦ 100000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб камчатский североохотоморский ¦ 40000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб камчатский других районов промысла ¦ 100000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб синий ¦ 100000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб равношипый ¦ 40000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб-стригун (берди) ¦ 60000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб-стригун (опилио) ¦ 60000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб-стригун красный, краб-стригун ангулятус ¦ 30000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб колючий района Южных Курильских островов ¦ 25000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб колючий других районов промысла ¦ 13000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб волосатый четырехугольный района ¦ ¦
¦юго-восточного Сахалина и залива Анива зоны ¦ ¦
¦Охотского моря и юго-западного Сахалина зоны ¦ ¦
¦Японского моря ¦ 40000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб волосатый четырехугольный других районов ¦ 9000 ¦
¦промысла ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Креветка углохвостая ¦ 3500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Креветка северная ¦ 5500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Креветка травяная ¦ 2600 ¦
¦ ¦ ¦
¦Креветка гребенчатая ¦ 5000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Другие виды креветок ¦ 1000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Горбуша ¦ 3500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Кета ¦ 4000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Кижуч, чавыча ¦ 4000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Нерка ¦ 20000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Сайра ¦ 200 ¦
¦ ¦ ¦
¦Серый морской еж ¦ 6000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Черный морской еж ¦ 2600 ¦
¦ ¦ ¦
¦Прочий морской еж ¦ 1300 ¦
¦ ¦ ¦
¦Кальмар ¦ 1000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Трубач ¦ 12000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Гребешок ¦ 5000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Трепанг ¦ 30000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Осетровые (сбор взимается в случае разрешенного¦ ¦
¦промысла) ¦ 5500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Прочие объекты водных биологических ресурсов ¦ 200 ¦
L-----------------------------------------------+---------------------
Северный бассейн
(Белое море, внутренние морские воды,
территориальное море, исключительная экономическая зона
Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации
в море Лаптевых, Карском море, а также в Баренцевом море
и районе архипелага Шпицберген)
------------------------------------------------T--------------------¬
¦ Наименование объекта водных биологических ¦ Ставка сбора ¦
¦ ресурсов ¦ в рублях (за одну ¦
¦ ¦ тонну) ¦
+-----------------------------------------------+--------------------+
¦Треска ¦ 5000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Пикша ¦ 3500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Гребешок ¦ 7000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Сельдь ¦ 400 ¦
¦ ¦ ¦
¦Камбала ¦ 300 ¦
¦ ¦ ¦
¦Палтус ¦ 7000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Морской окунь ¦ 1500 ¦
¦ ¦ ¦
¦Мойва ¦ 50 ¦
¦ ¦ ¦
¦Креветка ¦ 1000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Краб камчатский ¦ 100000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Прочие объекты водных биологических ресурсов ¦ 200 ¦
L-----------------------------------------------+---------------------
Балтийский бассейн
(внутренние морские воды, территориальное море,
исключительная экономическая зона Российской Федерации
и континентальный шельф Российской Федерации в
Балтийском море, Вислинском, Куршском
и Финском заливах)
------------------------------------------------T--------------------¬
¦ Наименование объекта водных биологических ¦ Ставка сбора ¦
¦ ресурсов ¦ в рублях (за одну ¦
¦ ¦ тонну) ¦
+-----------------------------------------------+--------------------+
¦Салака (сельдь) ¦ 20 ¦
¦ ¦ ¦
¦Шпрот (килька) ¦ 20 ¦
¦ ¦ ¦
¦Треска ¦ 3000 ¦
¦ ¦ ¦
¦Камбала-тюрбо ¦ 400 ¦
¦ ¦ ¦
¦Камбала других видов ¦ 50 ¦
¦ ¦ ¦
¦Прочие объекты водных биологических ресурсов ¦ 20 ¦
L-----------




Вернутся в раздел Комментарии к законам