Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.
Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования.
Комментарий к статье 104
Комментируемая статья 104 ЛК РФ устанавливает порядок взимания лесных податей, согласно которому лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Лесные подати являются платой, взимаемой за следующие виды пользования лесными ресурсами:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании. Плательщиками лесных податей являются все пользователи лесным фондом, за исключением арендаторов, а также лиц, которым предоставлены льготы по их уплате.
Размеры лесных податей определяются по ставкам, установленным за единицу продукции (ресурса), получаемой при пользовании лесным фондом, или за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам пользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда (ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации). Например, при заготовке валежной древесины ставки подати устанавливаются за кубометр разрешенной к отпуску древесины, а при выделении в пользование земельного участка для производства сельскохозяйственных культур или заготовки сена - за единицу площади.
Конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются в связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемых по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление.
Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Форма внесения лесных податей определяется в разрешительном документе по каждому объекту пользования.
Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.
В целях комментируемого акта необходимо заметить, что минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются в связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемых по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление. Минимальные ставки лесных податей используются также при организации лесных торгов, конкурсов, аукционов, при передаче лесного фонда в аренду и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, согласно Лесному кодексу РФ устанавливаются Правительством РФ. В Постановлении Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" утверждаются Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, согласно приложению. Они состоят из минимальных ставок для основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым районам, и минимальных ставок для неосновных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам.
Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине с делением деловой древесины по размерам, а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам <*>).
--------------------------------
<*> Лесотаксовые разряды - результат таксации леса, под которой понимают учет леса, его материальную оценку: определение возраста, высоты и диаметра растущих деревьев, запаса древесины, ее годичного прироста, качественная оценка леса. В Российской Федерации таксацию проводят при лесоустройстве, отводе лесосек в рубку, инвентаризации леса.
Деловая древесина подразделяется на крупную, среднюю и мелкую. К крупной древесине всех лесных пород относятся отрезки ствола диаметром (в верхнем торце, без коры) свыше 25 см и более, к средней - диаметром от 13 см до 24 см, к мелкой - от 3 см до 12 см. Таксы на деловую и дровяную древесину липы установлены без коры, на дровяную древесину остальных лесных пород - в коре.
Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. метров и крутизне склона до 20 градусов.
Леса по лесотаксовым разрядам распределяются субъектами РФ по представлению лесхозов.
Определение лесотаксового разряда квартала (урочища) осуществляется исходя из расстояния от центра квартала до погрузочного пункта древесины. Так, до 10 км - 1 разряд, от 10,1 км до 25 км - 2 разряд, от 25,1 км до 40 км - 3 разряд, от 40,1 км до 60 км - 4 разряд, от 60,1 км до 80 км - 5 разряд, от 80,1 км до 100 км - 6 разряд, от 100,1 км и более - 7 разряд.
Дифференциация ставок платы по разрядам установлена для того, чтобы материально стимулировать лесозаготовителя в освоении удаленных от путей магистрального транспорта лесных массивов за счет уменьшения платы за древесину на корню по мере увеличения расстояния вывозки и роста транспортных расходов. Дифференцированные по градациям расстояний вывозки ставки платы призваны перераспределять дифференциальный доход по положению и обеспечить равную рентабельность леспромхозам, осуществляющим вывозку древесины с разных расстояний.
В ряде случаев действующие минимальные ставки снижаются:
- на 20 процентов при проведении выборочных рубок главного пользования;
- на 40 процентов при отпуске древесины в насаждениях, поврежденных пожаром, вредителями или болезнями леса, в которых более тридцати процентам деревьев (по запасу древесины) угрожает усыхание в ближайшие 2 - 3 года;
- на 50 процентов при отпуске древесины в насаждениях, в которых более 30 процентов деревьев (по запасу древесины) повреждено в результате ветровала и бурелома.
В тех случаях, когда отпуск древесины на корню производится по минимальным ставкам с применением скидок и надбавок, окончательная величина минимальной ставки округляется до 100 руб. за 1 плотный кубометр древесины. <*>
--------------------------------
Комментарий законодательства о природоресурсных платежах (А.А. Ялбулганов) включен в информационный банк. <*> Об этом подробнее см.: Ялбулганов А.А. Налог на землю. Водный налог. Лесные подати // Комментарий законодательства о природоресурсных платежах. М., 1999.
При отпуске древесины в порядке рубок промежуточного пользования корректировка минимальных ставок в зависимости от ликвидного запаса отведенной в рубку древесины на одном гектаре лесосеки не производится.
При отпуске древесины на корню в порядке сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями и болезнями леса, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от качества древесины на корню и спроса на нее вплоть до полного освобождения лесопользователей от платы.
Возвращаясь к вопросам ставок лесных податей, обратимся для иллюстрации к лесному законодательству субъектов РФ. Например, в Московской области действует Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О лесных податях, взимаемых за древесину, отпускаемую на корню в Московской области" от 30 ноября 1998 г. N 55/98-О3 <*>. Закон предусматривает, что ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Законом области по представлению Губернатора Московской области по согласованию с территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством в области или определяются по результатам лесных аукционов и не могут быть ниже минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Вестник Московской областной Думы. 1998. N 12.
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 8 июля 2003 г. N 201-п "Об утверждении ставок лесных податей" <*> установлены в 2003 году на территории края ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, с коэффициентом 1,5 к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню".
--------------------------------
<*> Источник: www.r24.nalog.ru/pravo/201.htm.
Законом Мурманской области от 6 июля 2000 года N 215-01-ЗМО "О ставках лесных податей за различные виды лесопользований и о размере платы за перевод лесных земель в нелесные и (или) их изъятие из лесного фонда в Мурманской области" <*> устанавливаются ставки платы за различные виды лесопользований в Мурманской области. Закон устанавливает с 1 января 2003 года по 31 декабря 2003 года ставки платы за древесину, отпускаемую на корню в лесах Мурманской области, в размере минимальных ставок, установленных Правительством Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Сборник законов Мурманской области. 2000. N 15. С. 126 - 134.
Согласно Закону Хабаровского края от 28 июня 1995 года N 11 "О принципах определения ставок лесных податей и арендной платы за пользование лесным фондом на территории Хабаровского края" (в ред. Законов Хабаровского края от 27.06.1996 N 61, от 27.03.1997 N 14, от 25.06.1997 N 24, от 26.04.2000 N 213 и от 29.11.2000 N 266) <*> размеры лесных податей определяются:
--------------------------------
<*> Источник: www.nalog.khv.ru/prreg.shtm.
а) за пользование древесиной - как сумма удвоенной таксы, плюс рентная надбавка, плюс плата за землю, без учета налога на добавленную стоимость;
б) за пользование недревесными ресурсами - по таксам на недревесные ресурсы, без учета налога на добавленную стоимость;
в) за пользование лесным фондом в рекреационных целях - по гектарным ставкам на уровне 5 процентов минимального размера оплаты труда;
г) за размещение ульев и пасек - в размере 5 процентов от средней цены реализации 1 килограмма меда, сложившейся в районе за период выписки разрешительного документа и устанавливаемой по согласованию с районным (городским) органом местного самоуправления, исходя из расчета 10 килограммов меда на пчелосемью;
д) за пользование в лесном фонде пашнями, сенокосами, пастбищами - по ставкам налога для земель сельскохозяйственного назначения;
е) за пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства - в соответствии с краевым законодательством.
Установленные лесные подати являются минимальными и могут быть увеличены районными (городскими) органами местного самоуправления в размере до 20 процентов от их размера.
Закон Ульяновской области от 9 октября 2001 г. N 041-ЗО "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" (в ред. от 11.03.2002) <*> устанавливает ставки лесных податей за деловую древесину, отпускаемую на корню, для хвойных пород и березы в размере 1,5 минимальных ставок, определяемых федеральным законодательством; для липы и ольхи - в размере 2 минимальных ставок. Дровяная древесина, отпускаемая на корню, по всем видам лесонасаждений реализуется по минимальным ставкам.
--------------------------------
<*> Источник: www.umns73.nalog.ru/law_rz.htm.
Районные (городские) органы местного самоуправления могут предоставлять лесопользователям скидки по отношению к минимальным ставкам лесных податей на отдельных участках лесного фонда вследствие необычно низкой эффективности лесопользования на них, например при разработке горельников, ветровальной, снего- и буреломной древесины и т.п.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 104. Лесные подати. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования.
Вернутся в раздел Комментарии к законам