2. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Комментарий к статье 243
1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие государством всего или части имущества, являющегося собственностью лица, совершившего уголовное преступление либо гражданское или административное правонарушение.
2. В качестве уголовного наказания конфискация определяется судом за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (например, ст. 158 - 164, 172, 174). Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (ст. 52 УК).
3. В качестве меры гражданско-правовой ответственности конфискация может быть применена судом при определении последствий недействительных сделок (см. ст. 169, 179 и коммент. к ст. 169, 179).
КоАП предусматривает конфискацию орудий совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7). Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения имущества, подлежащего возвращению его законному владельцу, а также изъятых из оборота вещей у лица, совершившего административное правонарушение.
4. Вопрос о правомерности конфискации в административном порядке неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в частности при оценке им ст. 276 ТК, которая устанавливает возможность безвозмездного изъятия имущества у нарушителей таможенных правил. По конкретной жалобе на действия таможенных органов, конфисковавших промышленные товары и транспортные средства, на которых они перевозились, Конституционный Суд РФ подтвердил свой вывод о том, что конфискация имущества как санкция за правонарушение может применяться только судом, независимо от того, каким другим органам и каким нормативным актом им предоставлено право назначать конфискацию. Из ст. 35 (ч. 3) и 46 (ч. 1) Конституции следует, что органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, обязаны, при наличии оснований для конфискации имущества, обращаться в суд. Этим не затрагиваются полномочия таможенных органов по применению превентивных мер обеспечительного характера (изъятие, арест, задержание). Поэтому Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции ч. 2 ст. 85 и ст. 222 КоАП и ст. 276 ТК, положения которых допускают в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения (Определение КС РФ от 13.01.2000 N 21-О - СЗ РФ, 2000, N 13, ст. 1427). Конфискацию как меру ответственности нужно отличать от принудительного изъятия имущества (ареста), в частности вещественных доказательств, что представляет собой процессуальную меру, обеспечивающую возможность правильного рассмотрения дела. Такое изъятие не прекращает право собственности. Для приобретения имущества в доход государства требуется решение суда (Постановление КС РФ от 20.05.97 N 8-П - СЗ РФ, 1997, N 21, ст. 2542).
5. Незаконная конфискация может быть обжалована в судебном порядке. В случае признания конфискации незаконной собственник может требовать, кроме возврата вещи, возмещения причиненных ему убытков (см. коммент. к ст. 13, 15).
6. Постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" (СЗ РФ, 2002, N 17, ст. 1677) Российский фонд федерального имущества был наделен полномочиями Правительства РФ для признания имущества бесхозяйным и его реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Если изъятые вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергаются быстрой порче, они реализуются Фондом федерального имущества с учетом сроков их годности и использования по назначению, а если это невозможно - уничтожаются (Постановление Правительства РФ от 19.11.2003 N 694 "Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче" (СЗ РФ, 2003, N 47, ст. 4545)).
7. Затраты на реализацию и проведение реализации имущества осуществляются за счет этого имущества в пределах 5% стоимости реализованного имущества (Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 N 527 "О нормах и перечне затрат на реализацию имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам (решениям) судов (судей) либо по решениям таможенных органов Российской Федерации, признанного в установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией" (СЗ РФ, 2002, N 29, ст. 2966).
Глава 16. ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Комментарий к главе 16
1. В тех случаях, когда право собственности на имущество принадлежит какому-то одному лицу, будь то гражданин, юридическое лицо, государство, национально-государственное, административно-территориальное или муниципальное образование, собственность является односубъектной. В этих случаях собственнику противостоят все третьи лица, обязанные воздерживаться от совершения каких бы то ни было действий, препятствующих ему по своему усмотрению осуществлять свое право. Если же право собственности на имущество принадлежит не одному, а двум или более лицам, возникает общая собственность, при которой, помимо внешних отношений ее участников со всеми третьими лицами, существуют также внутренние отношения между самими участниками этой собственности. Необходимость урегулирования внутренних отношений между такими лицами, которые именуются сособственниками, поскольку эти отношения возникают на одно и то же имущество, и вызвала появление института общей собственности, т.е. правовых норм, рассчитанных на согласование воли сособственников при осуществлении принадлежащих им правомочий по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом.
Таким образом, в числе наиболее характерных признаков, присущих всем видам общей собственности, независимо от оснований их возникновения, следует отметить, что, во-первых, она принадлежит двум или более лицам, т.е. является многосубъектной; во-вторых, ее предмет составляет одно и то же имущество, которое относится к общему; в-третьих, в общей собственности наряду с внешними отношениями сособственников со всеми третьими лицами существуют также и внутренние отношения между сособственниками.
2. Для обозначения собственности, принадлежащей нескольким лицам, иногда вместо понятия "общая собственность" используют другое - "коллективная собственность". Юридически это не вполне корректно, поскольку понятие "коллективная собственность" ориентирует на то, что речь идет о принадлежности собственности какому-то коллективу, образующему правосубъектное единство. Между тем в отношениях многосубъектной собственности речь идет о принадлежности собственности нескольким лицам, не образующим особого субъекта права. А это наиболее адекватно выражает именно понятие общей собственности. К тому же иногда под коллективной понимают собственность, принадлежащую юридическим лицам, что еще более запутывает дело. Понятие коллективной собственности было широко распространено в нашем законодательстве доперестроечного периода. На новом этапе это понятие, по существу, сошло на нет, что следует признать правильным. Для обозначения многосубъектной собственности более пригоден термин "общая собственность". Что же касается собственности, принадлежащей юридическим лицам, то она вполне укладывается в понятие частной (см. пп. 1 и 2 ст. 212 ГК).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 243. Конфискация. 1. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).
Вернутся в раздел Комментарии к законам