2. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (статья 320), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (статья 352).
3. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 351), или за счет иного имущества плательщика (статья 353), а также в судебном порядке. Принудительное взыскание с физических лиц производится в судебном порядке.
4. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 352 настоящего Кодекса.
5. Принудительное взыскание таможенных платежей не производится:
если требование об уплате таможенных платежей (статья 350) не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Кодексом;
если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей.
Комментарий к статье 348
1. Комментируемая статья устанавливает общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов в случае их неуплаты или неполной уплаты. Эти правила конкретизированы в других статьях Таможенного кодекса.
На сумму просрочки таможенные органы начисляют пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки, за каждый день начиная со следующего дня от момента, когда налог должен быть уплачен, и по день его фактической оплаты.
Поручителю или гаранту пени начисляются не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязательства, обеспеченного поручителем или гарантом. Подача заявления об отсрочке или рассрочке уплаты платежей не приостанавливает начисления пеней; оно приостанавливается только в случае принятия решения о рассрочке (отсрочке).
2. Принудительное взыскание пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за их уплату (см. ст. 320 ТК и коммент. к ней).
3. Прежде чем приступить к процедуре принудительного взыскания платежей, таможенный орган должен направить плательщику письменное требование об оплате. В нем необходимо указать: сумму недоимки, размер пеней, срок уплаты, срок исполнения требования, а также меры, которые будут приняты к плательщику в случае неисполнения требования. Форма требования утверждается Федеральной таможенной службой. Срок его исполнения - не менее 10 и не более 20 рабочих дней со дня получения. Требование передается руководителю или иному уполномоченному лицу организации под расписку. Если они уклоняются от принятия требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня отправки (ст. 350 ТК).
4. Основной формой взыскания недоимки по платежам является бесспорное взыскание денежных средств со счета плательщика в банке. Таможенный орган должен принять такое решение не позднее 30 дней с момента, когда истек срок исполнения требования об оплате (см. п. 3 комментария к настоящей статье), и направить инкассовое поручение в банк плательщика. Банк обязан исполнить его не позднее чем в следующий (с момента получения) операционный день. Взыскание производится со счетов плательщика, за исключением ссудного счета.
Если таможенный орган просрочил указанный выше 30-дневный срок, он не может направить в банк инкассовое поручение. В этом случае он вправе обратиться в суд с иском о взыскании сумм недоимки в течение трехгодичного срока исковой давности (ст. 196 ГК).
5. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов за счет стоимости товаров, в отношении которых эти платежи не уплачены.
Такие действия таможенных органов по сути являются удержанием, что предусмотрено ст. 359, 360 ГК. Условием удержания служит нахождение товаров под таможенным режимом, когда они не выпущены для свободного обращения (ст. 352 ТК).
При отсутствии денежных средств на счетах плательщика или отсутствии информации о таких счетах таможенный орган, прежде чем осуществить удержание, обязан направить плательщику требование (см. п. 3 настоящего комментария). Однако требование не нужно направлять, если истек предельный срок нахождения товара на складе временного хранения (таможенном складе) или если не установлено лицо, ответственное за уплату платежей. Принудительное взыскание платежей за счет стоимости товаров производится по решению арбитражного суда, за исключением случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога или когда истек предельный срок их хранения на складе.
6. Особый порядок удержания предусмотрен ст. 353 ТК. Он применяется, когда не исполнено требование об уплате таможенных платежей и отсутствуют (недостают) денежные средства для уплаты платежей или нет данных о счетах плательщика. При наличии подобных обстоятельств взыскание обращается на суммы авансового платежа или денежного залога, находящиеся на счете таможенного органа, по решению его начальника, после направления плательщику соответствующего требования. В течение одного дня после взыскания об этом сообщают лицу, внесшему указанные суммы.
Таможенный орган вправе взыскивать таможенные платежи, налоги за счет иного имущества на основе постановления начальника таможенного органа, которое направляется - в течение трех дней со дня принятия - судебному приставу-исполнителю. Последний исполняет постановление в соответствии с Налоговым кодексом и законодательством об исполнительном производстве.
7. Правила о принудительном взыскании применяются не только в отношении суммы основного долга (платежей), но и пеней. Они начисляются от суммы основного долга в процентах, соответствующих 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, за каждый день просрочки (о порядке начисления пеней см. п. 1 настоящего комментария).
Глава 33. ВОЗВРАТ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ
И ИНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 348. Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов. 1. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.
Вернутся в раздел Комментарии к законам