Комментарии к законам

Статья 31. Условия авторского договора. 1. Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.



При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.
2. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.
Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.
3. Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.
Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Минимальные размеры авторского вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы.
Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.
4. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.
5. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем.
6. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным.
7. Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными.
Комментарий к статье 31
1. Исходя из принципа свободы договоров, комментируемая статья предоставляет сторонам право самим определять основные положения авторских договоров. При этом п. 1 ст. 31 Закона предусматривает ряд существенных условий авторского договора, которые должны быть согласованы сторонами. К ним относятся условия об объеме прав, передаваемых по договору, о сроке и территории их действия, о размере и порядке выплаты авторского вознаграждения. Кроме того, в авторский договор могут быть включены другие условия, признанные сторонами существенными.
Следует отметить, что ранее на подзаконном уровне регламентацию авторских договоров осуществляли многочисленные типовые авторские договоры. Они представляли собой документы, утверждаемые министерствами и ведомствами по согласованию с творческими союзами. Например, утвержденные Госкомиздатом СССР в 1975 г. Типовые издательские договоры на литературные произведения (см. Приказ Председателя Госкомиздата СССР от 24 февраля 1975 г. N 88), на произведения изобразительного искусства, на музыкальные произведения или утвержденные Министерством культуры СССР Типовые постановочные договоры на создание драматического и музыкально-сценического произведения. Кроме типовых договоров различными ведомствами часто утверждались еще примерные формы некоторых авторских договоров (к примеру, договор об издании в переводе выходившего в свет литературного произведения от 24 февраля 1975 г.).
Основные функции типовых договоров заключались в том, что они определяли условия, которые должны были быть согласованы сторонами, служили своего рода нормативной базой для регулирования авторских отношений. Нормы типовых договоров имели диспозитивный характер, они применялись при отсутствии таких условий в заключенном договоре. Они гарантировали авторам минимальный уровень прав, их изменение в конкретных договорах не должно было приводить к ухудшению положения автора по сравнению с установленным в типовых авторских договорах.
Действующее законодательство не предусматривает принятие каких-либо типовых авторских договоров, тем не менее некоторые их положения окончательно не прекратили применяться и часто берутся за основу при заключении конкретных авторских договоров.
2. Согласно ст. 16 Закона автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Однако при передаче имущественных прав по авторскому договору стороны должны обговорить, какие именно права подлежат передаче.
Пункт 1 ст. 31 Закона требует, чтобы авторский договор предусматривал способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору). Перечень таких прав приводится в п. 2 ст. 16 Закона (в частности, это право на воспроизведение, распространение, на публичный показ, публичное исполнение, импорт, перевод и др.). Каждое право стороны могут конкретизировать в договоре. Например, право на воспроизведение может быть сформулировано как право на издание произведения в виде книги или статьи в журнале.
Используемое в законе понятие "конкретные права" означает, что стороны должны точно и полно указать объем передаваемых прав. В противном случае договор может быть признан не заключенным. В то же время стороны не обязаны перечислять в договоре все права, упомянутые в ст. 16.
Следует учитывать, что имущественные права могут передаваться как полностью, так и частично. Ограничения могут устанавливаться по форме, объему использования, сроку, территории. В частности, договор может предусматривать использование произведения только в бумажном или электронном виде, тиражом до определенного количества экземпляров, в течение, например, трех лет или иного установленного срока, на территории Российской Федерации или и в других странах мира.
При оформлении авторского договора необходимо точно обозначать наименование произведения. Если произведение ранее публиковалось в различных редакциях, то важно указать, о какой редакции идет речь в договоре. При передаче рукописи важно внести в текст договора ее название (если оно примерное, то это необходимо оговорить), объем, сюжет и т.п. Договор, в котором название произведения указано неточно, неясно или ошибочно, будет служить основанием для возникновения споров и может существенно затруднить защиту прав автора, в том числе перед третьими лицами.
Анализируя объем прав, передаваемых по авторскому договору, важно иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 31 Закона все права, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными и сохраняются за автором. Это еще одна презумпция, направленная на защиту интересов автора (наряду с предусмотренной п. 4 ст. 30 Закона, согласно которой если в договоре прямо не указывается иное, то права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными).
По авторскому договору также не могут передаваться права, неизвестные на момент заключения договора (абз. 2 п. 2). Здесь под правами имеются в виду какие-либо новые способы (формы) использования произведения. Соответственно положения договоров о возможности использования произведений способами и формами, которые могут появиться в будущем, являются недействительными.
Пункт 5 комментируемой статьи запрещает заключать авторские договоры на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Подобные договоры являются недействительными независимо от того, выгодны они автору или нет.
Из указанного правила есть определенного рода исключения.
Так, в соответствии со ст. 14 Закона работодатель вправе заключить с работником авторский договор о размере и порядке выплаты вознаграждения за использование служебных произведений, которые могут быть созданы в процессе выполнения служебных заданий. Второе исключение касается авторских договоров заказа (см. комментарий к ст. 33).
3. В пункте 8 информационного письма от 28 сентября 1999 г. N 47 Президиум ВАС РФ отметил, что Закон не устанавливает обязанности правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным п. 2 ст. 16. Поэтому если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать. Однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным.
Последнее положение имеет общий характер, т.е. относится к владельцам как исключительных, так и неисключительных прав.
4. Одним из важнейших условий авторского договора является срок его действия. Ранее, по советскому законодательству, не допускалось заключение бессрочных договоров. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. и типовые авторские договоры устанавливали, что срок действия авторского договора не может превышать трех лет со дня одобрения произведения организацией, т.е. если в договоре срок не указывался или был более длительным, чем предусмотренный законом, то применялся нормативный срок.
Комментируемый Закон не устанавливает каких-либо ограничений в этом плане. Стороны сами определяют как общие, так и специальные сроки. При этом срок, на который передается авторское право по договору, может значительно варьироваться. Закон также разрешает заключение договоров с неопределенным сроком. Согласно п. 1 ст. 31 Закона такой договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
Авторский договор на использование произведения может быть заключен и на весь срок действия авторского права на это произведение, т.е. в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Стороны также могут предусмотреть в договоре случаи его досрочного прекращения.
5. Статья 31 Закона предусматривает еще ряд требований к условиям авторского договора, имеющих ограничительный характер. При этом п. 7 указанной статьи устанавливает, что условия авторского договора, противоречащие положениям Закона, являются недействительными.
В авторском договоре может по-разному определяться территория, на которой будут использоваться переданные права. Это может быть только территория РФ или территория по всему миру (РФ и все зарубежные страны) либо выборочно территория нескольких стран. Если в авторском договоре не содержится условия о территории, на которую передается право, то действие передаваемого права будет ограничиваться территорией Российской Федерации. В то же время авторский договор не может предусматривать передачу права на использование произведения только на части территории РФ, например в пределах одного субъекта РФ. Данные положения противоречат ст. 8 Конституции России.
Согласно п. 4 комментируемой статьи возможность полной или частичной передачи полученных по авторскому договору прав другим лицам должна быть прямо предусмотрена договором. Указанное положение позволяет автору в какой-то степени контролировать дальнейшую судьбу прав на свое произведение. В договоре можно также предусмотреть, что передача прав третьим лицам возможна, но только с предварительного согласия автора.
Определенную гарантию содержит и п. 6 ст. 31 Закона, в соответствии с которым будут недействительными любые условия авторского договора, ограничивающие автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области. Соответственно новые варианты произведения могут в будущем стать предметом другого авторского договора.
6. Авторский договор должен содержать условия о размере авторского вознаграждения или порядке его определения. Закон предоставляет сторонам возможность самостоятельно определять размер, форму, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения. Однако согласно п. 3 комментируемой статьи размер вознаграждения не может быть меньше минимальных ставок, которые устанавливаются Правительством РФ и индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы.
Можно назвать Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства", которым установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат, а также за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства.
Предусмотренные Постановлением ставки вознаграждения применяются, если иное не определено в договоре между пользователем и автором, его правопреемником либо организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе в пределах полученных от них полномочий, и размер вознаграждения не является предметом спора между заинтересованными сторонами.
В соответствии с п. 3 ст. 31 вознаграждение выплачивается именно за использование произведения, а не за саму передачу авторских прав, которые составляют предмет договора.
В Законе перечислены способы определения размера вознаграждения. Таких способов два, хотя перечень не исчерпывающий.
Пункт 3 устанавливает общее правило, в соответствии с которым в авторском договоре вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. И только если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, вознаграждение определяется в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. Соответственно, если стороны определили в авторском договоре вознаграждение "иным образом", то в дальнейшем ни одна из сторон не вправе ссылаться на то, что вознаграждение можно было определить в виде процента от дохода.
Следует иметь в виду, что если авторское вознаграждение определяется в виде процента, то максимальный тираж для издания произведения в договоре может не устанавливаться. И наоборот, если в договоре указана фиксированная сумма авторского вознаграждения, то Закон требует, чтобы договором был установлен максимальный тираж произведения. В пределах указанного максимального тиража пользователь вправе использовать произведения без согласования с автором и без каких-либо выплат автору. В случае выпуска дополнительных тиражей (сверх оговоренного в договоре количества) автор имеет право на получение дополнительного вознаграждения, которое должно быть определено соглашением сторон. По этой причине издательства при оформлении договора зачастую сознательно завышают максимальный тираж произведения, указывая его "с запасом". Однако если максимальный тираж, предусмотренный договором, исчерпан, то правообладатель не вправе его больше использовать, даже если срок действия договора еще не истек.
В соответствии с распространенной практикой пользователь самостоятельно определяет стоимость использования произведения третьими лицами. Например, издательство само устанавливает оптовую и розничную цены одного экземпляра книги. Причем обычно продажная цена формируется с учетом всех затрат и ситуации на рынке на завершающем этапе издания произведения. Таким образом, если вознаграждение в договоре определяется в виде процента от стоимости тиража, то автор при подписании договора не может знать, какую сумму он в итоге получит за передачу прав на свое произведение. Конечно, при ведении переговоров будут называться определенные суммы, но в реальности они могут оказаться меньше, причем значительно. В такой ситуации соблюсти баланс интересов автора и пользователя довольно сложно. Определенными гарантиями защиты имущественных интересов автора может выступать установление в договоре минимальной цены продажи одного экземпляра книги (фонограммы и т.п.) либо выплата аванса.
Стороны могут также установить, что размер вознаграждения будет зависеть от объемов использования данного произведения. Например, при издании книги в авторском договоре может быть предусмотрена прогрессирующая процентная ставка авторского вознаграждения (например, за первый тираж - 5%, за последующие тиражи - 10% от стоимости тиража). Выпуск дополнительных тиражей свидетельствует о коммерческой ценности издания, значит, такое условие будет выгодно и автору, и пользователю.
В некоторых случаях размер вознаграждения может определяться в виде процента от прибыли, которая должна быть получена от использования произведения определенным способом. Такое вознаграждение обычно выплачивается уже после поступления выручки от использования произведения на расчетный счет пользователя.
В отношении литературных произведений обычной практикой является установление в договоре ставки вознаграждения за один авторский лист текста. В таком случае окончательный расчет с автором производится исходя из фактического объема произведения, подготовленного к изданию. Кроме того, договором может быть предусмотрена выплата дополнительного вознаграждения, например за ответственную редактуру произведения.
Нередко размер вознаграждения устанавливается в иностранной валюте, которая служит условной единицей. При этом выплата вознаграждения может осуществляться только в рублях по оговоренному сторонами курсу обмена валют на определенный момент. Указанный способ определения вознаграждения не противоречит законодательству и является формой защиты от инфляции.
Сроки выплаты вознаграждения устанавливаются сторонами самостоятельно. Распространенной практикой является выплата вознаграждения в два этапа (аванс и основная часть). При установлении сроков выплаты интересы автора и пользователя редко совпадают. Например, для издательств обычно выгоднее отсрочить выплату вознаграждения на два и более месяца после выхода тиража с тем, чтобы получить определенную прибыль от реализации книг.
Если срок выплаты вознаграждения в договоре не определен, то вознаграждение должно выплачиваться в разумный срок после появления соответствующего дохода от использования произведения.
Форма выплаты авторского вознаграждения также может быть различной. Обычно вознаграждение выплачивается деньгами, но бывают случаи, когда по соглашению сторон в счет выплаты вознаграждения автору передается оговоренное количество экземпляров произведения.
Следует отметить, что в авторских договорах заказа (см. ст. 33 Закона и комментарий к ней) стороны должны определить размер, порядок и сроки выплаты автору аванса в счет обусловленного договором вознаграждения.
Еще раз подчеркнем, что Закон (п. 4 ст. 16, ст. 31) требует, чтобы в авторском договоре был указан размер вознаграждения или порядок его определения, причем за каждый способ использования произведения. В связи с этим в практике возникает вопрос о возможности заключения "безвозмездных" авторских договоров. Бывают ситуации, когда ни автор, ни пользователь не заинтересованы в выплате вознаграждения по договору. Для того чтобы договор соответствовал требованиям законодательства, в нем можно либо указать некий минимальный (номинальный) размер вознаграждения, либо включить условие о том, что сумма вознаграждения в полном объеме передается автором на возмещение затрат пользователя по обработке и подготовке произведения к использованию.
7. В пункте 7 ст. 31 содержится общее правило гражданского законодательства о том, что условия авторского договора, противоречащие положениям комментируемого Закона, являются недействительными. При этом условия авторского договора должны соответствовать и иным правовым актам.
Недействительность сделок, не соответствующих закону или иным правовым актам, регулируется ст. 168 ГК РФ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам