Комментарии к законам

Статья 6. Объект авторского права. Общие положения. 1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.



2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
в других формах.
3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.
4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Комментарий к статье 6
1. В комментируемом Законе дефиниция понятия "произведение" отсутствует. Однако из содержания ст. 6 можно выявить признаки как самого произведения, так и признаки его охраноспособности в рамках института авторского права.
Признаки произведения уже заложены в определении термина "автор", приведенном в ст. 4: "автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение". Из него следует, что нечто, именуемое произведением, представляет собой результат деятельности физического лица (гражданина, иностранца или апатрида). Значит, юридическое лицо выступать в качестве автора не может.
При этом деятельность, в результате которой рождается произведение, должна носить творческий характер. Наличие элемента творчества при создании произведения - главенствующий признак объекта авторского права. Этот признак содержится как в упомянутом определении термина "автор", так и в п. 1 ст. 6 Закона.
Объектом авторского права могут являться результаты творческой деятельности в области науки, литературы или искусства.
Произведениями литературы можно считать любые результаты творческого труда, созданные посредством языка (письменные произведения).
В отношении произведений науки в литературе отмечается, что таковыми "...по смыслу закона, являются любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы" <*>. Известный российский цивилист В.П. Ионас относительно научного произведения отмечает, что, "с одной стороны, это письменное научное произведение, т.е. литературный труд научного содержания. С другой - это научное достижение ученого, составляющее содержание литературного труда" <**>.
--------------------------------
<*> Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. С. 53.
<**> Ионас В.П. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 85, 86.
К произведениям науки могут относиться не только литературные научные труды, но и чертежи, планы, карты и схемы.
Произведения искусства - все творчество, что находит выражение не в письменной форме. Сюда можно отнести произведения архитектуры, живописи, кинематографии, фотографические произведения и т.д.
Пункт 1 ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений гласит: "Термин "литературные и художественные произведения" охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они не были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам".
Из этого определения можно сделать вывод о том, что четкость градации произведений, охраняемых авторским правом, на три категории - наука, литература, искусство - не имеет большого как практического, так и теоретического значения. Эта градация более чем условна, т.к. одно и то же произведение зачастую может обладать признаками, присущими всем трем из данных категорий.
Следующий признак произведения, охраняемого авторским правом, - объективная форма его выражения, посредством которой произведение будет доступным для восприятия другими лицами.
Пункт 2 ст. 6 Закона перечисляет некоторые разновидности объективной формы: 1) письменная (к ней относятся рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); 2) устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.); 3) звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.); 4) изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.); 5) объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.). Данный перечень не является исчерпывающим. Следовательно, законодателем учтена возможность того, что произведение может быть выражено и в какой-либо иной форме. Перечни подвидов каждой из названных форм, приведенные в скобках, также не являются исчерпывающими.
Обнародование произведения не является критерием для предоставления или непредоставления ему правовой охраны. Подлежат охране как обнародованные, так и не обнародованные произведения.
На охраноспособность произведения не оказывают влияния также его достоинства, художественный уровень, профессионализм автора и т.д. Законом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения или произведения, имеющие научный интерес и ценность, так и произведения, которые не обладают какими бы то ни было полезными качествами и никогда не получат общественного признания. Так, например, рисунки ребенка в полной мере признаются объектами авторского права.
2. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи часть произведения и даже его название могут являться полноценными объектами авторского права. Для признания части произведения (названия произведения) объектом авторского права она должна:
являться результатом творческой деятельности;
обладать способностью использоваться самостоятельно в отрыве от основного произведения.
Другими словами, для получения авторско-правовой охраны часть произведения или его название должны обладать всеми признаками произведения, т.е. они должны являться произведениями сами по себе.
Порой оригинальность части произведения или его названия очевидна и его охраноспособность в рамках института авторского права не вызывает сомнения. Однако в большинстве случаев определить, есть ли творческое начало в данном фрагменте, довольно трудно. Обычно спорная ситуация разрешается с помощью проведения соответствующей экспертизы.
В литературе обсуждался вопрос о возможности распространения охраны объекта авторского права на одно слово, являющееся, например, названием произведения. Высказывалось мнение о том, что если структурно-семантический объем заголовка исчерпывается одним словом, то его авторско-правовая охрана невозможна. Такая позиция основана на следующих постулатах: 1) отсутствии творческого вклада автора в слово, существующее независимо и объективно; 2) невозможности запрещения другим авторам использовать основную единицу языка в качестве инструментария литературной деятельности.
На наш взгляд, приведенные постулаты "не срабатывают" в тех случаях, когда та или иная единица языка является новой (вымышленное слово). Достаточно вспомнить, какими оригинальными бывают имена персонажей произведений. А ведь даже однословное имя героя, отвечающее требованиям п. 3 ст. 6 Закона, является полноценным объектом авторского права. Многие музыкальные произведения имеют названия, состоящие даже из одного слова, но с элементом творчества автора, причем эти слова-названия не являются незаменимыми в инструментарии литераторов.
Представляет интерес изучение правового положения малообъемных творческих работ, которые могут использоваться в качестве самостоятельного произведения, а также в виде составных частей других произведений.
Рассмотрим музыкальное произведение такого рода, получившее наименование "сэмпл" (от англ. sample - образец, пример). Сэмпл может быть как чисто "синтезированным" продуктом, изначально созданным с помощью компьютера, так и представлять собой результат живого исполнения, который впоследствии был "оцифрован" и обработан особым образом с помощью компьютерных технологий. Это достаточно сложный объект для изучения. При изготовлении и дальнейшем тиражировании и распространении сэмплов могут использоваться объекты не только авторских, но и смежных прав (исполнения и фонограммы), а сам процесс создания сэмпла можно сравнить в том или ином случае с процессом собственно создания произведения, с исполнением, работой звукорежиссера, записью фонограммы <*>. Встречаются весьма разнообразные по характеру сэмплы: от небольшого музыкального этюда (мелодии) до какого-либо отдельного звука (нота или аккорд на соответствующем музыкальном инструменте, шум воды, падение кирпича, удар плетью, оружейный выстрел и т.д.). Изначально сэмплы были призваны выполнять функцию, полностью соответствующую переводному значению этого слова. В качестве примера, образца они предлагаются различными компьютерными программами, осуществляющими обработку звука (Fruity Loops, Cakewalk, Cubase и т.д.). Существуют программы, предназначенные исключительно для работы с сэмплами (например, Giga Sampler). Затем сэмплами стали называть практически все созданное в области музыки посредством компьютера, что не совсем корректно. Появился термин "сэмплерная музыка".
--------------------------------
<*> Тулубьева И., Погуляев В. Фрагменты произведений. Переделки // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. N 5. С. 19.
Все более актуальным становится вопрос о принадлежности прав на сэмпл и порядке его использования. При решении этого вопроса необходимо учитывать множество существенных моментов, в частности:
откуда берется данный сэмпл (из Интернета или иных общедоступных источников, "из музыкального редактора" и т.д.);
каким образом он будет использоваться (использование сэмпла в личных целях может осуществляться свободно; иногда пределы "свободного" использования устанавливаются в лицензионных соглашениях на программные продукты, включающие сэмплы, или в специальных "регламентах" работы с соответствующими интернет-сайтами);
предпринимались ли пользователем меры по поиску возможных обладателей прав на данный сэмпл, если он был заимствован из общедоступного информационного ресурса.
В любом случае использование сэмплов из открытых источников при производстве коммерческих проектов - достаточно рискованное мероприятие, которое может повлечь конфликты, включая судебные разбирательства, с лицами, заявившими себя обладателями исключительных прав на эти сэмплы.
Следует отметить, что фрагмент произведения, включая его название, а также малообъемное произведение (как, например, сэмпл) могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака (знака обслуживания), в том числе звукового <*>. Использование чужого обозначения, зарегистрированного в качестве товарного знака (знака обслуживания), без получения лицензии его владельца признается нарушением исключительных прав на это обозначение. Однако, в отличие от использования произведения (части произведения), использованием товарного знака признается только такое, которое способствует индивидуализации товара или услуг, выделению товара (услуги) из общей массы именно с помощью обозначения, зарегистрированного в качестве товарного знака.
--------------------------------
<*> Погуляев В., Тулубьева И. Фрагмент - не цитата // Бизнес-адвокат. 2005. N 10.
3. Основополагающая доктрина института авторского права России базируется на том, что правовую охрану получает форма, в которой произведение выражено. Идея или замысел, положенный в основу создания произведения, является неохраняемым. Поэтому нормой, содержащейся в п. 4 ст. 6 Закона, прямо исключены из под охраны авторского права идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, т.е. объекты, не имеющие объективной формы выражения или представляющие собой информацию в чистом виде.
Однако говорить о том, что форма - это все, а содержание произведения не играет никакой роли с точки зрения авторского права, было бы неверно, особенно относительно произведений науки (или научной литературы). Можно заключить, что в конечном счете объектом авторского права является органичное сочетание содержания произведения и оригинальной формы его выражения.
4. Как уже было отмечено выше, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и имущественные права на вещи - разные категории гражданских прав (исходя из конструкции ст. 128 ГК РФ). Пункт 5 комментируемой статьи значительно укрепляет это положение, устанавливая, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Все случаи исключения из этого правила предусмотрены ст. 17 Закона.




Вернутся в раздел Комментарии к законам