2. Домовладельцы владеют, пользуются и в установленных настоящим Федеральным законом пределах распоряжаются общим имуществом в кондоминиуме.
3. Общее имущество в кондоминиуме не подлежит отчуждению отдельно от права собственности домовладельцев на помещения в кондоминиуме.
4. По соглашению домовладельцев (достигнутому в соответствии с установленной статьей 22 настоящего Федерального закона процедурой принятия решения общего собрания домовладельцев или иным законным образом) объекты общего имущества могут быть переданы в пользование какому-нибудь лицу или лицам в случае, когда это не связано с нарушением охраняемых законом прав и интересов домовладельцев.
5. Прилегающий земельный участок и иное общее имущество в кондоминиуме могут быть обременены правом ограниченного пользования (сервитутом) другими лицами. Не допускается запрет на установление сервитутов в случае необходимости обеспечения доступа иных лиц к объектам, существовавшим до момента принятия настоящего Федерального закона.
Новые сервитуты устанавливаются по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и домовладельцами. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.
Комментарий к статье 8
Общее имущество, определяемое в соответствии со ст. 7 комментируемого Федерального закона, в кондоминиуме находится в общей долевой собственности домовладельцев.
Правовой статус общей собственности как таковой определен в гл. 16 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
При долевой собственности каждому из сособственников принадлежит определенная доля в праве общей собственности, а при совместной собственности каждый из собственников имеет право на имущество в целом.
Особенность права общей собственности состоит в том, что имущество (имущественный комплекс) одновременно принадлежит двум или нескольким лицам.
Право общей долевой собственности на общее имущество в кондоминиуме прямо установлено в комментируемом Федеральном законе.
В соответствии со ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении преимущественного права покупки.
Установлен различный порядок распоряжения имуществом, находящимся в долевой собственности, и долей в праве собственности на это имущество. В первом случае необходимо соглашение всех участников общей собственности, во втором - участник долевой собственности вправе распорядиться своей долей по своему усмотрению.
При распоряжении общим имуществом действует принцип: один участник права общей собственности - один голос. Размер доли не принимается во внимание, необходимо единогласное решение всех сособственников. При отсутствии единогласия спор может быть решен судом по иску любого из сособственников.
Согласно ст. 247 Гражданского кодекса владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается ст. 274 ГК РФ.
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Статья 23 Земельного кодекса РФ также устанавливает право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В ней указывается, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора воды и водопоя;
6) прогона скота через земельный участок;
7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
Сервитут может быть срочным или постоянным.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с разделом II Инструкции о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминиумах, утвержденной Приказом Минюста России от 27 июня 2003 г. N 152 (с изм. от 19 ноября 2003 г.), который посвящен государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в кондоминиуме, и особенностям внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о правах на принадлежащие домовладельцам помещения (жилые и нежилые) в кондоминиуме, при регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в кондоминиуме разделы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, относящиеся к земельному участку и к зданиям, входящим в состав кондоминиума, объединяются в единое целое.
Подробнее о порядке внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним см. указанную Инструкцию.
Государственная регистрация права общей долевой собственности домовладельцев на общее имущество во вновь созданном кондоминиуме возможна только при наличии в Едином государственном реестре прав государственной регистрации возникших прав домовладельцев на помещения (жилые и нежилые).
При передаче домовладельцам в качестве общего имущества в общую долевую собственность земельного участка, отсутствие в Едином государственном реестре прав записей о государственной регистрации прав домовладельцев (всех или отдельных домовладельцев) на помещения (жилые или нежилые) в существующей застройке (многоквартирном доме), возникших до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (до 31 января 1998 г.), не является препятствием для проведения государственной регистрации права общей долевой собственности домовладельцев на данный земельный участок.
Для государственной регистрации права общей долевой собственности домовладельцев на объект недвижимого имущества, являющийся общим имуществом в кондоминиуме, в том числе представляются:
заявление (заявления) о государственной регистрации;
документ об оплате государственной регистрации;
документ, подтверждающий полномочия представителя домовладельцев на осуществление действий по государственной регистрации права общей долевой собственности домовладельцев, если заявление (заявления) о государственной регистрации представляется не домовладельцами;
решение общего собрания домовладельцев о приобретении, строительстве, реконструкции объекта недвижимого имущества;
документы, устанавливающие наличие (возникновение, переход) права;
кадастровый план земельного участка и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов);
паспорт домовладения;
решение общего собрания домовладельцев или соглашение домовладельцев об определении долей в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме, содержащее сведения о домовладельцах и принадлежащих им помещениях (жилых или нежилых), а также долях в праве общей собственности, либо решение общего собрания домовладельцев или соглашение домовладельцев об определении долей в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме с приложением списка домовладельцев, удостоверенного председателем ЖСК, руководителем исполнительного органа иной организации (объединения собственников), созданной для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома, или домовладельцами (при отсутствии названных организаций).
Для государственной регистрации ограничения (обременения) прав домовладельцев на объект недвижимого имущества, являющийся общим имуществом в кондоминиуме (например, договор аренды), в том числе представляются:
заявление (заявления) о государственной регистрации;
документ об оплате государственной регистрации;
документ, подтверждающий полномочия представителя домовладельцев или лица, в пользу которого устанавливаются ограничения (обременения) прав (например, арендатора), на осуществление действий по государственной регистрации ограничения (обременения) права общей долевой собственности домовладельцев, если заявление (заявления) о государственной регистрации представляется не домовладельцами или не лицом, в пользу которого устанавливаются ограничения (обременения) прав;
решение общего собрания членов товарищества собственников жилья о передаче объекта недвижимого имущества, являющегося общим имуществом, в пользование, или решение общего собрания домовладельцев о передаче объекта недвижимого имущества, являющегося общим имуществом, в пользование, или соответствующее соглашение домовладельцев;
документы, подтверждающие наличие права;
документ, на основании которого возникают ограничения (обременения) права общей долевой собственности домовладельцев;
кадастровый план земельного участка и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов);
решение общего собрания домовладельцев или соглашение домовладельцев об определении долей в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме, содержащее сведения о домовладельцах и принадлежащих им помещениях (жилых или нежилых), а также долях в праве общей собственности, либо решение общего собрания домовладельцев или соглашение домовладельцев об определении долей в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме с приложением списка домовладельцев, удостоверенного председателем ЖСК, руководителем исполнительного органа иной организации (объединения собственников), созданной для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома, или домовладельцами (при отсутствии названных организаций).
Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности домовладельцев на объект недвижимого имущества, являющийся общим имуществом в кондоминиуме, его ограничения (обременения) может быть подано:
либо всеми домовладельцами (представителями на основании надлежащим образом оформленных доверенностей);
либо представителем всех домовладельцев (если это право предоставлено ему домовладельцами на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, или решением общего собрания домовладельцев, или соглашением всех домовладельцев);
либо председателем правления товарищества собственников жилья, руководителем исполнительного органа иной организации (объединения собственников), созданной для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома, а также представителем товарищества собственников жилья или названной организации, если иное не предусмотрено учредительными документами указанных организаций, решением общего собрания домовладельцев, соглашением домовладельцев.
В списке домовладельцев указываются сведения о каждом домовладельце, предусмотренные Правилами ведения ЕГРП, о принадлежащих им помещениях (жилых или нежилых) и размерах долей в праве общей собственности каждого домовладельца. Если какое-либо помещение (жилое или нежилое) в кондоминиуме принадлежит нескольким собственникам на праве общей собственности, то в списке домовладельцев указываются сведения обо всех указанных лицах (собственниках). Если права какого-либо домовладельца на помещение (жилое или нежилое) возникли до введения в действие комментируемого Федерального закона и не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав, то учреждение юстиции по регистрации прав должно принять меры, направленные на установление оснований принадлежности данным домовладельцам помещений в кондоминиуме на праве собственности, в том числе рекомендовать домовладельцам (иным лицам, выступающим в качестве заявителей) включать в список домовладельцев сведения о правоустанавливающих документах, на основании которых у домовладельцев возникло право собственности на помещения.
Если паспорт домовладения был представлен на государственную регистрацию права общей долевой собственности и его копия находится в деле правоустанавливающих документов, то повторное представление названного документа при государственной регистрации ограничения (обременения) права общей долевой собственности на общее имущество в кондоминиуме не является обязательным. Повторное представление паспорта домовладения требуется в случаях, когда после государственной регистрации права общей долевой собственности изменился состав кондоминиума (например, в состав кондоминиума был включен вновь созданный объект недвижимого имущества) или изменились иные сведения об объектах недвижимого имущества, входящих в состав кондоминиума.
Физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица.
В случаях если объектом недвижимого имущества, право общей долевой собственности на который подлежит государственной регистрации, является земельный участок, на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа представляется решение (акт) органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о передаче в собственность бесплатно нормативной части земельного участка или договор купли-продажи (договор аренды) сверхнормативной части земельного участка.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также если представленные документы не отвечают необходимым требованиям, на государственную регистрацию могут быть истребованы дополнительные документы.
Свидетельство о государственной регистрации права общей долевой собственности выдается домовладельцам по их ходатайствам в порядке, установленном Инструкцией о порядке заполнения и выдачи информации, в случаях, когда:
в Едином государственном реестре прав впервые регистрируется право общей долевой собственности домовладельцем на объекты недвижимого имущества, входящие в состав кондоминиума;
в объединенный раздел Единого государственного реестра прав вносятся записи о возникновении права общей долевой собственности на вновь созданный в составе кондоминиума (приобретенный домовладельцами) объект недвижимого имущества.
Свидетельство о государственной регистрации права выдается по ходатайству домовладельцев, чьи права на занимаемые ими в кондоминиуме помещения (жилые или нежилые) зарегистрированы в Едином государственном реестре прав. Совершение домовладельцем сделки об отчуждении помещения (жилого или нежилого) не является основанием для выдачи новому домовладельцу (приобретателю жилого или нежилого помещения, например, покупателю) отдельного свидетельства о государственной регистрации права на долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в кондоминиуме.
Поступившие на государственную регистрацию права общей долевой собственности на общее имущество в кондоминиуме документы помещаются в объединенное дело правоустанавливающих документов.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 8. Права собственности на общее имущество в кондоминиуме. 1. Общее имущество в кондоминиуме находится в общей долевой собственности домовладельцев.
Вернутся в раздел Комментарии к законам