Комментарии к законам

Статья 12. Принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:



добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Комментарий к статье 12
В комментарии к предыдущим статьям нами уже отмечалось, что с принятием Закона обязательные для исполнения государственные стандарты изменили свой статус, утратили свою обязательность и даже приобрели другое название: вместо термина "государственный стандарт" Закон вводит термин "национальный стандарт". Принцип добровольности стандартов заимствован из международной практики. Закон "О техническом регулировании" ориентирован на создание условий, максимально приближенных к тем, которые регулируют рынок в промышленно развитых странах, когда изготовитель обязательно должен следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно. Однако так называемая "добровольность" стандартов в развитых странах имеет далеко не тот смысл, который обычно в России приписывают этому термину. В отечественной трактовке добровольность обычно эквивалентна произволу, когда можно по своему разумению или исходя из складывающейся обстановки использовать или не использовать стандарты.
В западном цивилизованном понимании "добровольность" интерпретируется как необходимость и даже обязанность поставщика добровольно возлагать на себя ответственность за выполнение и даже превышение требований, изложенных в добровольных национальных или отраслевых стандартах на продукцию, процесс или услугу. Каждый участник цивилизованного рынка знает, что без выполнения требований действующих добровольных стандартов, разработанных, кстати, при непосредственном добровольном участии поставщиков продукции или услуги, невозможны не только успешная деятельность, но и само существование организации. В отечественной интерпретации "добровольность" трактуется как необязательность исполнения каких-либо требований добровольных стандартов, как дозволенность поставки на рынок продукции любого, даже самого низкого, качества. Разница между трактовками термина, как видно, принципиальная.
Указанная разница в интерпретации принципа добровольности может крайне негативно сказаться в ближайшем будущем на качестве продукции, реализуемой на российских рынках.
Следующим принципом процесса стандартизации является применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов. Данный принцип являлся одним из основных при разработке Закона и базируется на требованиях Соглашения по техническим барьерам в торговле, принятом Россией для соблюдения одного из требований ее вступления в ВТО (Всемирную торговую организацию).
В качестве основных барьеров Соглашение считает расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур проверки соответствия. Поэтому национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным стандартам. Процесс приведения национальных стандартов в соответствие с международными называется гармонизацией. В развитых странах уровень гармонизации стандартов составляет 50%, в России - около 35%.
При анализе принципов стандартизации возникает опасение, что право потребителя на безопасность товаров (работ, услуг), предусмотренное ст. 5 Закона "О защите прав потребителей", с принятием Федерального закона "О техническом регулировании" будет нарушено. Это связано с установленными Законом новыми принципами стандартизации, такими как добровольность применения стандартов и недопустимость "создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо" для выполнения целей стандартизации, т.е. можно говорить о минимизации учета требований безопасности при техническом регулировании (по сравнению с ранее действующей системой стандартизации). Тем более что среди новых принципов стандартизации фигурирует еще один принцип "максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц". Представляется, что заинтересованные лица, именуемые потребителями, не оговорены здесь неслучайно.




Вернутся в раздел Комментарии к законам