приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;
гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;
рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий;
представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;
умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.
Комментарий к статье 17
Комментируемая норма регламентирует отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг.
Отношения, регулируемые комментируемой нормой, могут возникать из договоров на оказание финансовых услуг, в число которых входят: услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему и хранению ценных бумаг и других ценностей, предоставление кредитов, доверительное управление денежными средствами и иным имуществом и т.д. По договорам страхования организация осуществляет деятельность по обеспечению выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая. Предметом данного договора является осуществление страховой деятельности страховщиком, и соответственно по своему характеру договор страхования является договором на оказание услуг. Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Услуги по размещению эмиссионных ценных бумаг оказываются на рынке ценных бумаг профессиональными участниками этого рынка, которые совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Отношения банка и его клиентов регулируются главой 44 "Банковский вклад" ГК РФ, а также специальным законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 "Страхование" ГК РФ, а также специальным законодательством Российской Федерации о страховании. Отношения в сфере инвестиционной деятельности регулируются ГК РФ и специальным законодательством, важное место в котором для целей комментируемой статьи занимает законодательство о ценных бумагах.
Условием распространения действия комментируемой статьи на рекламу "иных" услуг является связь этих услуг с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.
Действие комментируемой нормы распространяется на рекламу ценных бумаг.
Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (статья 142 ГК РФ). К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (статья 143 ГК РФ). Ценные бумаги относятся к объектам гражданских прав (статья 128 ГК РФ) и являются движимым имуществом (статья 130 ГК РФ).
Императивность данной нормы лишает рекламодателей права приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам, гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий, представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг, умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (статья 432 ГК РФ).
Так, в статье 942 ГК РФ указывается, что при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования, о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая), о размере страховой суммы, о сроке действия договора. При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: о застрахованном лице, о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая), о размере страховой суммы, о сроке действия договора.
Исходя из определения договора банковского вклада (статья 834 ГК РФ), особенностью данного вида договора является пользование банком денежными средствами физических и юридических лиц на платной основе. Таким образом, процентная ставка является существенным условием договора банковского вклада, которое необходимо указывать в рекламе. Срок действия процентной ставки (в год, в месяц) также относится к существенным условиям банковского вклада. Процентная ставка напрямую зависит от суммы вклада, срока вклада, вида валюты. Следовательно, эти условия также должны быть указаны в рекламе. Одновременно важной информацией для потребителя по вкладам является информация о возможности пополнения вклада, досрочном снятии денежных средств со счета, обеспечении возврата вклада и об изменениях условий договора банком в одностороннем порядке, в том числе об изменении процентной ставки и пр.
Целью введения столь значительных ограничений к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг является защита от злоупотребления недостатком опыта (знаний) у физических лиц.
Определенные слои нашего общества (как правило, люди старшего возраста) в силу царившей в течение семидесяти лет идеологии и повсеместной цензуры привыкли к тому, что информация в средствах массовой информации обязательно соответствует действительности. Потребитель при принятии решения руководствуется зачастую эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность, отсутствие достаточной зрелости, необходимых знаний в сфере банковской, страховой, инвестиционной деятельности у значительной части населения нашей страны не позволяют им принять взвешенное, обдуманное решение и делают их легкой добычей недобросовестных рекламодателей.
Иллюстрацией такого злоупотребления является рекламирование кредитных операции (население хорошо помнит наследие "финансовой пирамиды" МММ, ваучерного фонда "Гермес" и прочих).
Помимо комментируемой статьи, требования к рекламе на рынке ценных бумаг установлены Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 182-ФЗ, от 08.07.1999 N 139-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33. Ст. 3424; 2002. N 52. Ст. 5141.
В статье 34 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" рекламодателям запрещается:
указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними и условиях этих сделок, и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;
указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги.
При наличии в рекламе одного из обстоятельств, указанных в части второй статьи 34 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", реклама ценных бумаг признается недобросовестной, а именно противоречащей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
Недобросовестной рекламой признается также публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, а также сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь либо повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг.
Одновременно по предписанию статьи 34 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в рекламе ценных бумаг должно содержаться наименование (имя) рекламодателя. Рекламодатель, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязан также включать в рекламу сведения о видах осуществляемой им на рынке ценных бумаг деятельности в соответствии с рекламным объявлением.
Статья 36 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" запрещает рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг. Запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты государственной регистрации их выпусков (дополнительных выпусков) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При признании рекламы недобросовестной договоры рекламодателя с рекламораспространителем являются недействительными. Договоры на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг также являются недействительными.
Признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является основанием для прекращения договора на рекламу этих ценных бумаг. Договор на рекламу эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся, прекращается с момента уведомления рекламораспространителя регистрирующим органом, признавшим выпуск эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся. Рекламораспространитель имеет право требовать от рекламодателя возмещения убытков, причиненных в результате прекращения договора на рекламу (статья 37 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Рекламодатель несет ответственность за ущерб, причиненный недобросовестной рекламой ценных бумаг, в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 34 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" <*>).
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 182-ФЗ, от 08.07.1999 N 139-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33. Ст. 3424; 2002. N 52. Ст. 5141.
Органы, осуществившие государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, имеют право на предъявление иска по возникшим из-за недействительности договоров последствиям (статья 36 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" информация о выпуске эмитентом ценных бумаг и начисленных и/или выплаченных дивидендах является рекламой.
Несоблюдение требований к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг является правонарушением. Функции контроля рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг осуществляют антимонопольные органы на основании статьи 26 комментируемого Закона и статьи 23.48 КоАП <*>.
--------------------------------
<*> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ, от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 11.11.2003 N 144-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 17. Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. При производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается:
Вернутся в раздел Комментарии к законам