Комментарии к законам

Статья 16. Особенности рекламы отдельных видов товаров. 1. Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна:



содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, а также не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя или курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя, табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;
обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;
распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;
распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;
распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.
Распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее чем три секунды эфирного времени, при распространении рекламы другими способами - не менее пяти процентов рекламной площади (пространства).
1.1. Распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:
содержать информацию о том, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
содержать информацию о том, что их употребление является одним из способов утоления жажды;
содержать информацию об их безвредности и (или) положительных терапевтических свойствах;
использовать образы людей и животных;
распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;
распространяться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них;
распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;
оформляться в виде мультипликационных (анимационных) фильмов;
дискредитировать воздержание от их употребления;
распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
распространяться в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
Во всех случаях распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, должно сопровождаться предупреждением о возможном вреде их употребления, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов эфирного времени трансляции каждой такой рекламы, при распространении такой рекламы другими способами - не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 115-ФЗ)
2. Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.
Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается с учетом требований, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
3. Не допускается реклама всех видов оружия, вооружения и военной техники, за исключением рекламы боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного.
Не допускается реклама разрешенного гражданского оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, если указанная реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства, способы боевого и специального применения оружия, вооружения и военной техники.
Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия.
Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных средствах массовой информации допускается только после 22 часов местного времени.
Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в Законе Российской Федерации "Об оружии", а также на специализированных выставках или на ярмарках - продажах, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 16
Комментируемая статья устанавливает особенности рекламирования отдельных товаров. Следует учитывать, что особенности рекламирования отдельных товаров установлены не только в статье 16 Закона. Так, особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг установлены статьей 17 Закона. Некоторые требования к рекламе отдельных категорий товаров установлены и другими федеральными законами. Так, статьей 17 Закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции установлены дополнительные требования к рекламе алкогольной продукции. Требования к рекламе ценных бумаг содержатся в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" <1> и Федеральном законе "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <2>. Особенности рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, установлены статьей 46 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" <3>. Требования к рекламе пестицидов и агрохимикатов определяются статьей 17 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" <4>. Особенности рекламы лекарственных средств установлены статьей 44 Федерального закона "О лекарственных средствах" <5>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 182-ФЗ, от 08.07.1999 N 139-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33. Ст. 3424; 2002. N 52. Ст. 5141.
<2> Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 09.12.2002 N 162-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 10. Ст. 1163; 2002. N 50. Ст. 4923.
<3> Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 219.
<4> Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 1-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 29. Ст. 3510.
<5> Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 5-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 26. Ст. 3006.
На негативные последствия закрепления требований к рекламе отдельных категорий товаров ранее уже указывалось (см. комментарий к статье 3). Поэтому задачей законодателя является консолидация всех норм, регулирующих отдельные аспекты рекламирования товаров в рамках Федерального закона "О рекламе".
1. Пункт первый комментируемой статьи устанавливает требования к рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий. Большинство требований касается как алкоголя, так и табака. Вместе с тем некоторые требования относятся только к табаку и табачным изделиям.
1) Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об ограничении курения табака" <*> курение табака - вдыхание дыма тлеющих табачных изделий.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 189-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2942.
Потребление алкогольных напитков - процесс пития алкогольных напитков.
Поскольку Закон в равной мере распространяет требование о недопустимости демонстрации процессов курения и потребления алкогольных напитков в рекламе данных товаров, распространяемой любыми способами, то и формы такой демонстрации могут быть различными (текстовое описание, визуальная демонстрация, звуковое описание и т.д.).
Так, например, антимонопольным органом была признана ненадлежащей реклама сигарет, размещенная в периодическом печатном издании, в которой содержалось следующее утверждение: "Вкус сигарет впечатляет. Мерцающий рубиновый огонек настраивает на приятные мысли. Мягкий дым оставляет неповторимое ощущение тепла и гармонии... Легкий аромат остается в памяти, даже когда погаснет сигарета". В данном случае демонстрация процесса курения в рекламе сигарет использована посредством текстового описания.
Вместе с тем наиболее распространенным является визуальная демонстрация процессов курения и потребления алкогольных напитков.
Кроме того, реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя или курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния.
Указанное положение Закона носит оценочной характер при квалификации нарушения по данному основанию и оценивается правоприменительными органами исходя из толкования рекламных текстов и воздействия их на потребителей рекламы.
Пример. В ряде периодических печатных изданий распространялась реклама сигарет "А".
В указанной рекламе содержались следующие утверждения: "Вкус сигарет "А" создает настроение. Мягкий табак настраивает на приятные мысли и оставляет неповторимое ощущение гармонии. Легкий аромат располагает к удовольствию, которое продолжается, даже когда погаснет сигарета".
Рассматривая дело, возбужденное по факту размещения указанной рекламы, антимонопольным органом было установлено следующее.
В рекламе сигарет указывалось: "Вкус сигарет "А" создает настроение".
Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук) настроение - внутреннее душевное состояние.
Иными словами, из текста рекламы следует, что вкус сигарет "А" влияет на внутреннее душевное состояние человека, определяет это состояние.
Далее в рекламе раскрывается внутреннее душевное состояние человека, выбравшего сигареты "А": "Мягкий табак настраивает на приятные мысли и оставляет неповторимое ощущение гармонии. Легкий аромат располагает к удовольствию, которое продолжается, даже когда погаснет сигарета".
Слово "удовольствие", согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, означает чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Таким образом, из буквального толкования текста рекламы следует, что чувство радости (радость - веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения) возникает у человека при курении сигарет "А".
При рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденного по факту размещения рекламы сигарет "А", антимонопольный орган учитывал, что чувство радости, испытываемое человеком при курении сигарет "А", свидетельствует об изменении его эмоций, что ведет к улучшению его психического состояния.
Реклама табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна создавать впечатление, что курение имеет важное значение для улучшения психического состояния.
Впечатление - это след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь воспринятым.
Реклама как определенного рода информация, воздействуя на потребителя, всегда оставляет тот или иной след в его сознании.
Следовательно, реклама сигарет "А", размещенная в ряде периодических печатных изданий, создает впечатление о том, что курение сигарет "А" способно улучшить психическое состояние человека.
В описанной выше рекламе важность курения подчеркивается тем, что состояние удовольствия, достигнутое в процессе курения, продолжается даже после его окончания: "Легкий аромат располагает к удовольствию, которое продолжается, даже когда погаснет сигарета".
Кроме того, антимонопольным органом было получено филологическое заключение, из которого следует, что смысловая нагрузка текста рекламы направлена на побуждение положительных эмоций, что подчеркивается многочисленными качественными эпитетами. Особую эмоциональную окраску тексту рекламы придает лексема "удовольствие".
С учетом изложенных обстоятельств и на основе анализа содержания рекламы сигарет "А", антимонопольный орган признал указанную рекламу сигарет ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования абзаца второго пункта 1 статьи 16 Закона.
2) Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя, табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство.
Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой "дискредитировать" означает подрывать доверие к кому-нибудь, умалять чей-нибудь авторитет.
Наиболее часто нарушение положений указанного абзаца проявляется в создании негативного отношения к лицам, которые воздерживаются от употребления алкоголя или курения.
Что касается указания в рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий на положительные терапевтические свойства алкоголя и табака, то в качестве примера можно привести следующее.
Производитель алкогольной продукции (водки) указал на контрэтикетке бутылки водки и в размещаемой в местах реализации алкогольной продукции рекламе водки следующее утверждение: "Водка "Рожь". Тонизирует. Улучшает кровообращение".
Слово "тонизировать" означает поднять степень жизнедеятельности, жизненной активности. Улучшение кровообращения после употребления рекламируемого продукта свидетельствует о положительных терапевтических свойствах продукта.
С учетом изложенного указанная реклама водки с использованием утверждения "Водка "Рожъ". Тонизирует. Улучшает кровообращение" признана антимонопольным органом ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования абзаца третьего части 1 статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
3) Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года.
Указанная норма Закона имеет свою специфику, выраженную в наличии субъективного критерия при установлении наличия или отсутствия нарушения указанных положений, в частности, при квалификации нарушения нормы, устанавливающей запрет на использование образов физических лиц в возрасте до 35 лет в рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий.
В действующем законодательстве отсутствует определение понятия "образ".
Согласно Толковому словарю русского языка <*> под словом "образ" понимается "вид, облик", "живое, наглядное представление о ком- или о чем-либо".
--------------------------------
<*> Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. М., 1997.
Под "образом" подразумевается результат отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Так, любой предмет или явление окружающей действительности трансформируется в человеческом сознании в образ и продолжает свое существование уже только в виде образа.
Поэтому при квалификации нарушений, предусмотренных абзацем четвертым части 1 статьи 16 Закона, в частности использования в рекламе образов физических лиц в возрасте до 35 лет, необходимо исходить из фактических обстоятельств конкретного дела. Решающее значение имеют возраст физических лиц, участвующих в рекламе (объективный критерий), а также то воздействие (впечатление), которое оказывает (производит) реклама с использованием данных лиц (субъективный критерий).
Пример. Комиссия антимонопольного органа установила, что в проводившейся ЗАО "Дымка" рекламной акции по продвижению товара компании - сигарет "Оникс" - принимала участие молодая девушка Тарасова А.А., не достигшая возраста 35 лет. Молодая и симпатичная девушка, одетая в униформу с логотипом "Оникс", предлагала посетителям универмага приобрести сигареты марки "Оникс" и вручала призы покупателям сигарет.
При проведении данной рекламной акции для посетителей универмага и потребителей рекламной информации Тарасова А.А., не достигшая возраста 35 лет, стала рекламным образом ЗАО "Дымка" - неизвестной молодой и привлекательной девушкой, рекламирующей сигареты "Оникс". Данный рекламный образ был сформирован в сознании потребителей в силу наделения физического лица (до этого момента не выделявшегося среди таких же посетителей универмага) соответствующей атрибутикой - униформой и символикой "Оникс", призами и совершения этим лицом действий, направленных на формирование и поддержание интереса к товару - сигаретам "Оникс", а также способствовавших его реализации.
В ходе рассмотрения дела Комиссия антимонопольного органа исходила из того, что понятие "образ" подразумевает "вид, облик, живое, наглядное представление о ком- или о чем-либо", то есть результат отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. В рассматриваемом случае в сознании потребителей рекламы отразился образ именно Тарасовой А.А., которой на момент проведения рекламной акции было 23 года.
Рекламная информация о товаре - сигаретах "Оникс", исходившая от молодой девушки, имела несравнимо большее по силе и эффективности воздействие на потребителей рекламной информации, нежели наружная или иная реклама.
Между тем в рекламе сигарет "Оникс", распространявшейся ЗАО "Дымка", использовался образ физического лица, не достигшего 35 лет, что было квалифицировано Комиссией антимонопольного органа как нарушение абзаца четвертого части 1 статьи 16 Закона.
Рекламодатель указанной рекламы сигарет, не согласившись с решением антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей, обратился в арбитражный суд с иском о признании решения антимонопольного органа недействительным. Арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказал, подтвердив правильность квалификации антимонопольным органом выявленного правонарушения.
4) Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени.
Указанное положение устанавливает ограничения к местам распространения рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий.
Следует отметить, что применение данного абзаца комментируемой статьи должно осуществляться с учетом положений части 2 статьи 33 комментируемого Закона, согласно которой действие пункта 1 статьи 16 настоящего Федерального закона в отношении рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах с 1 января 1996 года отменяется, и реклама этих товаров в телепрограммах с этого момента не допускается.
Следовательно, с 1 января 1996 года положение Закона о возможности размещения в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий неприменимо.
Что касается радиопрограмм, то комментируемое положение Закона формально допускает размещение в них рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий с 7 до 22 часов местного времени.
Вместе с тем следует учитывать, что в законодательстве существуют и другие нормы, которые вводят дополнительные ограничения на возможность размещения рекламы алкоголя и табака в радиопрограммах. В частности, положения абзаца шестого части первой статьи 16 Закона не допускают размещение рекламы алкоголя и табака в рамках радиопередач для несовершеннолетних. Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции, реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе. Следовательно, размещение рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в радиопрограммах не допускается.
5) Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних.
Указанное положение устанавливает ограничения к местам распространения рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий.
Применение данной нормы вызывает на практике определенные сложности, связанные с нечеткостью формулировок в отношении тех мест, где не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий. В зависимости от того, к какому средству распространения относится слово "для несовершеннолетних".
Если признать, что указанное слово относится только к печатным изданиям, то тогда получается, что реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не допускается в печатных изданиях для несовершеннолетних, а также в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании.
Вместе с тем, учитывая, что предыдущий абзац комментируемой статьи по сути допускает рекламу в радиопрограммах в определенные периоды, следует признать, что речь в указанном абзаце части 1 статьи 16 Закона идет именно о радио- и телепередачах для несовершеннолетних, а также о недопустимости подобной рекламы при кино- и видеообслуживании несовершеннолетних. В противном случае следует признать, что Закон содержит внутреннее противоречие.
6) Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
Данное требование определяет места возможного распространения рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий в периодических печатных заданиях.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" <*> газета и журнал являются периодическими печатными изданиями, имеющими постоянное название, текущий номер и выходящими в свет не реже одного раза в год.
--------------------------------
<*> Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ, от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 13.02.1992. N 7. Ст. 300.
Устанавливая требования к размещению рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий в периодических печатных изданиях, Закон дифференцирует их в зависимости от того, является издание журналом или газетой.
Определения терминов "газета" и "журнал" содержатся в ГОСТ 7.60-90 "Издания. Основные виды. Термины и определения".
Газетой является периодическое листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленного к специфике данного периодического издания, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Газета может выпускаться в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием (конференцией, фестивалем и т.п.). Газета может иметь приложение (приложения).
Журналом является периодическое издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания, в обложке или переплете, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющие постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Основным документом, подтверждающим статус периодического печатного издания, является свидетельство о регистрации периодического печатного издания в качестве средства массовой информации. В свидетельстве указывается форма распространения периодического печатного издания - газета или журнал.
Главным отличием газеты от журнала, имеющим юридическое значение для оценки размещаемой в нем рекламы алкоголя и табака, является наличие у журнала обложки и ее отсутствие у газеты.
Исходя их этого, Закон дифференцирует требования к рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий, размещаемых в газетах и журналах. В газете размещение рекламы указанных товаров не допускается на первой и последней полосах. В журнале размещение рекламы алкоголя и табака не допускается на первой и последней странице и обложках журнала.
Согласно ОСТ 29.130-97 "Издания. Термины и определения" обложка - бумажное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является также элементом внешнего оформления издания.
Обложка издания (журнала) включает в себя четыре самостоятельные стороны, которые не включаются в нумерацию страниц издания.
Поэтому размещение рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий не допускается на всех сторонах обложки и на первой и последней страницах журнала.
Так, например, в журнале "Рим", на третьей (внутренней) стороне обложки была размещена реклама вина "Изольда".
При рассмотрении антимонопольным органом дела, возбужденного по факту размещения рекламы алкогольного напитка на обложке журнала, представитель учредителя печатного издания (журнала "Рим") указал, что поскольку размещение рекламы алкогольного напитка осуществлено на внутренней стороне обложки и потребитель непосредственно при выборе журнала не может с ней ознакомиться, то данная реклама не может рассматриваться как нарушение абзаца 7 части 1 статьи 16 Закона.
Вместе с тем, по мнению антимонопольного органа, формулировку Закона "не допускается на первой и последней страницах и обложках журналов" следует толковать как полный запрет размещения рекламы на обложках журналов. Исходя из этого, антимонопольным органом реклама вина "Изольда", размещенная на внутренней стороне обложки журнала "Рим", признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования абзаца 7 части 1 статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
Учредитель журнала "Рим", не согласившись с решением антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей, обратился в арбитражный суд с иском о признании решения антимонопольного органа недействительным. Арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказал, подтвердив правильность квалификации антимонопольным органом выявленного правонарушения.
7) Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.
Указанная норма устанавливает ограничение к местам размещения рекламы алкогольной и табачной продукции, под которыми следует понимать здания, в которых находятся детские, учебные, медицинские, спортивные или культурные учреждения, и прилегающую к ним территорию, которая относится к соответствующей организации или может быть идентифицирована как таковая.
К территории детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организаций, как правило, относятся спортивные площадки, школьные сады, места стоянок служебного транспорта около перечисленных учреждений, а также иные огражденные участки местности вокруг этих организаций. При решении вопроса о принадлежности территории соответствующей организации следует также руководствоваться градостроительными планами местности, находящимися в органах местного самоуправления.
Таким образом, реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться в радиусе 100 метров от детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организаций, а при наличии прилегающих территорий - соответственно в радиусе 100 метров от этих территорий.
Наиболее распространенным нарушением данного положения Закона является размещение наружной рекламы ближе 100 метров от детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организаций.
Вместе с тем нарушением указанного положения Закона может являться и размещение рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий и другими способами, например на транспортных средствах.
Пример. Муниципальное унитарное предприятие "Автопарк" (далее МУП - "Автопарк") размещало на автобусах, следующих по 10 городским маршрутам, рекламу сигарет "P". Автобусы городских маршрутов с рекламой табачных изделий осуществляли остановки ближе 100 метров от детских, культурных, медицинских, учебных учреждений (маршрут N 42: остановка "Школа" - общеобразовательная школа; маршрут N 60: остановка "Госпиталь" - госпиталь инвалидов; маршрут N 12: остановка "Музыкальная школа" - детская музыкальная школа; маршрут N 15: остановка "Детский сад" - детский сад и т.д.).
Учитывая факт распространения рекламы табачных изделий на автобусах, следующих по городским маршрутам и совершающим остановки ближе 100 метров от культурных, медицинских и учебных заведений, антимонопольный орган возбудил дело по признакам нарушения абзаца восьмого пункта 1 статьи 16 Закона.
В ходе рассмотрения указанного дела Комиссия антимонопольного органа установила, что рекламораспространителем рекламы табачных изделий "P" является МУП "Автопарк", которое самостоятельно заключает договоры на размещение рекламы на бортах автобусов, переданных ему Комитетом по управлению городским имуществом в хозяйственное ведение.
Представители МУП "Автопарк" подтвердили факт распространения рекламы табачных изделий на бортах автобусов, следующих по городским маршрутам.
Антимонопольный орган признал ненадлежащей рекламу табачных изделий "P", размещаемую на бортах автобусов, следующих по городским маршрутам и осуществляющим остановки ближе 100 метров от детских, культурных, медицинских и учебных учреждений.
8) Следующее требование, содержащееся в комментируемой статье, распространяется только на рекламу табака и табачных изделий.
Распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно сопровождаться предупреждением о вреде курения. При этом само предупреждение (надпись о вреде курения) должно занимать не менее пяти процентов рекламной площади (пространства).
Законом требования к содержанию предупреждения о вреде курения не установлены. Рекламодатели по своему усмотрению могут формулировать текст предупреждения, использовать тот или иной шрифт, однако такое предупреждение о вреде курения должно быть четким и ясным, хорошо различимым на фоне рекламы, то есть должно быть именно предупреждением (привлекать внимание потребителей). Наиболее распространенным способом такого предупреждения является следующее сообщение: "Минздрав России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью".
Некоторые требования в отношении предупреждения о вреде курения при оформлении пачки табачных изделий установлены Федеральным законом "Об ограничении курения табака".
В соответствии с частью 3 статьи 3 указанного Федерального закона каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака - основную предупредительную надпись о вреде курения табака, дополнительную надпись о вреде курения табака и информационную надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты.
На одной большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий должна быть помещена основная предупредительная надпись о вреде курения табака, утвержденная федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. На другой большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий должна быть помещена одна дополнительная надпись о вреде курения табака в соответствии со следующими правилами:
каждый производитель табачных изделий выбирает из списка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению, четыре варианта дополнительных надписей о вреде курения табака;
каждый из выбранных вариантов дополнительных надписей о вреде курения табака должен быть помещен на равное количество упаковок (пачек) табачных изделий.
Основная предупредительная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения табака (без учета указания автором предупреждения о вреде курения федерального органа исполнительной власти по здравоохранению) на упаковке (пачке) табачных изделий должны занимать не менее четырех процентов площади каждой большей стороны упаковки (пачки) табачных изделий.
На одной из боковых сторон каждой упаковки (пачки) сигарет также должна быть помещена информационная надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты в соответствии с государственными стандартами. Указанная надпись должна занимать не менее четырех процентов площади боковой стороны упаковки (пачки) сигарет.
К надписям на упаковке (пачке) табачных изделий предъявляются следующие требования:
надпись должна быть четкой и легко читаемой;
надпись должна быть расположена таким образом, чтобы обеспечить целостность надписи при открывании упаковки (пачки) табачных изделий;
надпись не должна быть напечатана на прозрачной оберточной пленке или на каком-либо другом внешнем упаковочном материале.
При использовании в рекламе табака и табачных изделий упаковки указанных изделий следует учитывать необходимость изложенных требований к ее оформлению.
9) Законодательство Российской Федерации, устанавливающее требования к рекламе алкогольной продукции, не ограничивается Федеральным законом "О рекламе". Нормы, регламентирующие порядок размещения и распространения рекламы алкогольной продукции, содержатся также в ст. 17 Закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции.
Нахождение нормы, устанавливающей требования к рекламе алкогольной продукции, в Законе о госрегулировании оборота алкогольной продукции вызывает споры по поводу отнесения ее к законодательству Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем указанная норма входит в систему законодательства Российской Федерации о рекламе.
При этом следует учитывать, что статья 3 Федерального закона "О рекламе" определяет, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Согласно статье 3 Закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере производства, размещения и распространения рекламы, и нормы, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции, составляют самостоятельные сферы законодательства. Согласно положениям статьи 3 Федерального закона "О рекламе" и статьи 3 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" существует система законодательства Российской Федерации о рекламе и система законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья 17 Закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции регулирует не отношения по производству и обороту алкогольной продукции, а отношения в области рекламы, а именно отношения, возникающие в процессе распространения рекламы алкогольной продукции, поскольку устанавливает ограничения на рекламу определенного вида товара - алкогольной продукции, имеет отсылки на Федеральный закон "О рекламе" и, следовательно, входит составной частью в законодательство Российской Федерации о рекламе.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2001 N 5382/00, в котором отмечается, что из содержания статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" следует, что данная норма устанавливает дополнительные к статье 16 Федерального закона "О рекламе" требования относительно мест распространения рекламы крепких алкогольных напитков, то есть регулирует правоотношения, возникающие в процессе распространения рекламы определенного вида товара, и, следовательно, в силу упомянутой статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является составной частью системы законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, при размещении и распространении рекламы алкогольной продукции следует руководствоваться Федеральным законом "О рекламе" и ст. 17 Закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции, вводящей дополнительные ограничения на рекламу алкогольной продукции на рынке конкретных товаров - алкогольной продукции.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 17 Закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе, а часть 2 указанной статьи определяет, что при рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.
Из смысла части 1 статьи 17 Закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции следует, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции не должна распространяться в средствах массовой информации, средствами наружной рекламы или иным способом, кроме как в местах ее производства и оборота. Однако данная статья не содержит нормы о полном запрете рекламы алкогольной продукции. Местом распространения рекламы крепких спиртных напитков могут быть только сами предприятия-производители этой продукции, а также оптовые базы, предприятия розничной торговли, общественного питания соответствующих хозяйствующих субъектов, их филиалы и представительства при условии соблюдения требований Федерального закона "О рекламе", в том числе п. 1 ст. 16 Закона. При этом размещение рекламы крепкой алкогольной продукции должно осуществляться в указанных организациях таким образом, чтобы не оказывать воздействия на лиц, не находящихся на их территории.
Что касается конкретного содержания информации о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации, являющейся обязательной для рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов, то Законом о госрегулировании оборота алкогольной продукции оно не определено. Следовательно, субъекты рекламной деятельности вправе самостоятельно определять содержание указанной информации в рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов с учетом требований законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
10) Практика применения антимонопольными органами и судами рекламного законодательства показывает, что в ряде случаев рекламирование товаров, запрещенных или ограниченных к рекламированию определенным способом осуществляется в завуалированной форме, с использованием демонстрации отдельных отличительных элементов упаковки продукции или товарных знаков, зарегистрированных для данной продукции.
Однако следует учитывать, что согласно статье 1 Закона о товарных знаках товарный знак является обозначением, служащим для индивидуализации товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг юридических или физических лиц. Таким образом, исходя из законодательного определения, функциональное назначение товарного знака - идентифицировать и отличать товары (услуги) одного хозяйствующего субъекта от товаров (услуг) других хозяйствующих субъектов. Поэтому представляется очевидным, что использование товарного знака, зарегистрированного в том числе для алкогольных напитков (табака и табачных изделий), в рекламе (без указания конкретного товара) будет формировать и поддерживать интерес потребителей ко всем товарам, обозначенным данным товарным знаком, включая и алкогольные напитки (табак и табачные изделия).
В качестве примера можно привести дело, связанное с рекламой алкогольного напитка "Флагман".
В метрополитене распространялась реклама алкогольного напитка "Ф", в которой демонстрировалась бутылка алкогольного напитка "Ф MIX" с содержанием этилового спирта 6% объема готовой продукции, в точности копирующая бутылку водки "Ф" объемом 0,5 литра. В данной рекламе также содержится надпись "Слабоалкогольный коктейль, крепость 6%", выполненная мелким шрифтом. На стикерах, наклеенных в простенках вагонов метро, эта надпись была выполнена цветом, сливающимся с цветом фона рекламы и практически не различима с близкого расстояния (1 - 1,5 м), поэтому прочитать надпись "Слабоалкогольный коктейль, крепость 6%" потребители не могли в силу особенностей исполнения надписи. Кроме того, в рекламе использованы слоганы "Знаешь толк - имеешь право!" или "Давно не виделись - имеешь право!", предполагающие употребление крепких спиртных напитков.
Таким образом, в рекламе напитка "Ф MIX" внимание потребителей привлекается именно к изображению бутылки и рекламным слоганам и лишь формально указывается на рекламируемый товар - слабоалкогольный напиток "Ф MIX" крепостью 6%. Надпись "Напиток слабоградусный негазированный, 6%" с добавлением слова "MIX" на изображении бутылки не привлекает внимания потребителей в результате копирования изображения бутылки водки "Ф" объемом 0,5 литра.
Следовательно, в действительности посредством рекламных стикеров, щитов и световых табло рекламируется водка "Ф", представленная в виде слабоалкогольного напитка "Ф MIX".
Водка "Ф" широко известна потребителю и имеется в продаже. Одновременно было установлено, что слабоалкогольный напиток "Ф MIX" в продаже отсутствует.
Согласно пункту 16 письма Президиума ВАС от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, рассматривается как реклама этого товара.
С целью выяснения вопроса, к какому товару формирует интерес у потребителей реклама алкогольного напитка "Ф MIX", по инициативе антимонопольного органа было проведено социологическое исследование.
Опрос по методике личного экспресс-интервью 308 респондентов (погрешность выборки не превышает +/- 3,2%) показал, что рекламу алкогольного напитка "Ф MIX" видели только 32% из них. После предъявления рекламы алкогольного напитка "Ф MIX" всем 308 респондентам у 46% опрошенных данная реклама вызвала прямую ассоциацию с водкой "Ф", у 28% - с водкой, у 8% - с алкогольным напитком "Ф MIX". Следовательно, 74% участников исследования определяют рекламу алкогольного напитка "Ф MIX" как рекламу водки и водки "Ф".
В системе векторных ассоциаций при выборе до трех вариантов ответов из списка, состоящего из перечня различных товарных групп, реклама алкогольного напитка "Ф MIX" вызвала 77% ассоциаций с товарной группой "водки" и 26% ассоциаций с товарной группой "слабоалкогольные напитки".
Из проведенного социологического исследования следует, что реклама алкогольного напитка "Ф MIX" у подавляющего большинства опрошенных потребителей рекламы очевидно ассоциируется с водкой.
Таким образом, реклама алкогольного напитка "Флагман", распространяемая в метрополитене, призвана одновременно формировать или поддерживать интерес, а также способствовать реализации водки "Ф" и является рекламой водки "Ф", в связи с чем была признана ненадлежащей, поскольку при ее распространении были нарушены требования к месту распространения рекламы.
1.1. Федеральным законом "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О рекламе" комментируемая статья дополнена новым пунктом 1.1, установившим требования к рекламе пива и напиткам, изготавливаемым на его основе.
Содержащиеся в настоящем комментарии разъяснения в отношении рекламы пива, в равной мере относятся к рекламе напитков, изготовленных на его основе.
Некоторые требования, предъявляемые к рекламе пива, сходны с требованиями, установленными в отношении рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий.
В частности, реклама пива не должна: содержать информацию о том, что его употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния; распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних; распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
Несколько конкретизированы (по сравнению с требованиями, предъявляемыми к алкогольным напиткам) требования к распространению рекламы пива на территории определенных организаций и в непосредственной близости от них. Так, реклама пива не должна распространяться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них.
В отношении отдельных положений Закона, устанавливающих ограничения к содержанию рекламы пива и способам ее распространения, необходимо отметить следующее.
Поскольку Закон не содержит каких-либо оговорок, уточняющих группы товаров (пива), к рекламе которых он применятся, то его требования в равной мере распространяются на рекламу алкогольного и безалкогольного пива.
Следует учитывать, что рекламой товара признается в том числе демонстрация в рекламе отдельных элементов его упаковки или средств его индивидуализации, например товарных знаков, если такая реклама призвана формировать или поддерживать интерес к данному товару и способствовать его реализации (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.1997 N 1489/97, письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37).
В то же время, исходя из сложившейся судебной практики, не являются рекламой пива сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные:
непосредственно на товаре, его этикетке, упаковке, на официальных бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, в сети Интернет при указании доменного имени;
на сувенирной продукции;
на фирменной одежде, а также на утвари (бокалах, скатертях, пепельницах, салфетках, кранах, стойках баров, холодильниках и тому подобном), используемой при обслуживании в местах продажи пива, если это связано с оформлением мест продажи, а также в местах его производства и выставках.
Второй абзац пункта 1.1 комментируемой статьи предусматривает, что реклама пива не должна содержать информацию о том, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния.
Данное требование распространяется на любой способ размещения указанной информации в рекламе, как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что употребление пива порождает успех или улучшает состояние), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из ее содержания (смысла) следует, что употребление пива имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния).
При рассмотрении вопроса о соответствии рекламы требованиям второго абзаца пункта 1.1 статьи 16 Закона должна быть установлена прямая связь между употреблением пива и последствиями такого употребления в виде достигнутого (предполагаемого) общественного, спортивного или личного успеха или улучшением физического или психического состояния субъекта, его употребляющего.
Третий абзац пункта 1.1 комментируемой статьи предусматривает, что реклама пива не должна содержать информацию о том, что его употребление является одним из способов утоления жажды.
При оценке рекламы на предмет ее соответствия данному требованию необходимо выяснить, имеется ли в рекламе прямая (непосредственная) связь между употреблением пива и утолением жажды. При этом сам факт демонстрации в рекламе процесса употребления пива не может рассматриваться как нарушение указанного пункта, если отсутствуют иные признаки, свидетельствующие о том, что употребление пива происходит в целях утоления жажды.
Следует также учитывать, что вступление в силу с 1 января 2005 года положения пункта 1.1 статьи 16 Закона, предусматривающего, что реклама пива не должна использовать образов людей и животных, повлечет за собой запрет на любую демонстрацию в рекламе употребления пива.
Четвертый абзац пункта 1.1 комментируемой статьи предусматривает, что реклама пива не должна содержать информацию о безвредности пива и (или) положительных терапевтических свойствах.
При оценке рекламы пива на предмет ее соответствия данному требованию Закона следует учитывать, что любые прямые или косвенные утверждения о безвредности пива для здоровья человека в рекламе не допускаются.
При этом под положительными терапевтическими свойствами следует понимать указание в рекламе на положительное влияние пива на здоровье человека, улучшение его самочувствия, возможность излечения заболеваний.
Дополнительной гарантией реализации данной нормы служит требование тринадцатого абзаца пункта 1.1 комментируемой статьи, предусматривающее, что распространение рекламы пива должно сопровождаться предупреждением о возможном вреде его употребления.
Согласно пятому абзацу пункта 1.1 комментируемой статьи не допускается использование образов людей и животных. Указанное положение вступает в силу с 1 января 2005 года.
Вместе с тем указанное ограничение может войти в коллизию с самой демонстрацией в рекламе той или иной марки пива, в названии которой присутствует указание на образ человека или животного.
Поэтому представляется, что в этой части Закон подлежит уточнению.
Шестой абзац пункта 1.1 комментируемой статьи ограничивает места возможного распространения рекламы пива, устанавливая запрет на распространение указанной рекламы в радио- и телепередачах для несовершеннолетних, при их кино- и видеообслуживании, а также в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях.
При оценке радио- и телепередач, а также периодических печатных изданий на предмет их направленности на несовершеннолетних следует учитывать, что доказательством такой направленности может выступать свидетельство о регистрации такой передачи (печатного издания) в качестве средства массовой информации, примерной тематикой которого являются детские передачи (публикации).
Кроме того, оценка радио- или телепередачи, а также печатного издания может быть осуществлена по целевой аудитории, для которой преимущественно данная передача (печатное издание) по своему содержанию предназначена.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 N 1264 "Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения" под кино- и видеообслуживанием понимается услуга по показу художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных, кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации кино- и видеозрелищными предприятиями и имеющими прокатные удостоверения установленного образца, выданные в установленном порядке.
Оценка кино- и видеофильмов на предмет их направленности на несовершеннолетних (детскую аудиторию) осуществляется на основе сведений, содержащихся в прокатном удостоверении.
В седьмом абзаце пункта 1.1 комментируемой статьи установлен запрет на распространение рекламы пива в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них.
Отнесение организации к детским, образовательным, медицинским, санаторно-курортным, оздоровительным, спортивным организациям, организациям культуры производится в зависимости от той сферы деятельности, которую осуществляет данная организация. Классификация видов деятельности предусматривается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст.
Сфера деятельности конкретной организации определяется в ее учредительных документах, а правомерность такой деятельности в установленных законом случаях зависит от получения разрешительной документации (например, лицензии). Также отнесение того или иного юридического лица к одной из перечисленных в указанной норме Закона организаций возможно в зависимости от того, осуществляет ли реально данное юридическое лицо виды деятельности, позволяющие отнести его к детским, образовательным, медицинским, санаторно-курортным, оздоровительным, спортивным организациям, организациям культуры.
Установленное Законом ограничение распространяется как на территорию самой организации, так и прилегающую к ней территорию в радиусе 100 метров.
При этом необходимо учитывать, что требование Закона о недопустимости распространения рекламы пива в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них действует в отношении любых способов распространения рекламы пива на данных территориях, в том числе размещения наружной рекламы, оформления помещений (стадионов, спортивных сооружений), размещения рекламы на одежде (форме) участников спортивных, культурных мероприятий.
В соответствии с восьмым абзацем статьи 1.1 комментируемой статьи реклама пива не должна распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени.
Учитывая данное требование, Закон допускает размещение в электронных средствах массовой информации рекламы пива в течение двух периодов времени, первый из которых начинается в 00.00 часов и заканчивается в 07.00 часов, второй начинается в 22.00 часа и заканчивается в 00.00 часов. При этом Закон устанавливает, что исчисление времени в каждом часовом поясе должно быть местным.
В соответствии с девятым абзацем пункта 1.1 комментируемой статьи реклама пива не должна оформляться в виде мультипликационных (анимационных) фильмов.
Под мультипликационными фильмами понимаются фильмы, полученные путем съемки рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения. К мультипликационным могут быть также отнесены фильмы, изготовленные с помощью компьютерной графики. Однако использование в игровых фильмах компьютерных спецэффектов не приравнивает автоматически данные фильмы к мультипликационным.
Следует учитывать, что использование нарисованных персонажей или кукол в статичной рекламе (в журналах, газетах, в наружной рекламе) не нарушает требования указанной нормы Закона. Данный подход применяется и к рекламе, распространяемой в сети Интернет. В Интернете запрещается размещать рекламные ролики пива в виде мультипликационных фильмов. В случае же размещения статичного рекламного баннера на такую рекламу не распространяются положения девятого абзаца пункта 1.1 статьи 16 Закона.
Десятый абзац пункта 1.1 комментируемой статьи запрещает в рекламе дискредитировать воздержание от употребления пива.
Исходя из содержания данного требования, в рекламе пива не допускается подрывать доверие к трезвому образу жизни, а также создавать негативное отношение или умалять авторитет лиц, которые воздерживаются от его употребления.
В соответствии с одиннадцатым абзацем пункта 1.1 комментируемой статьи реклама пива не должна распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
Закон дифференцирует требования к рекламе пива в зависимости от формы выпуска печатных средств массовой информации. В газете размещение рекламы пива не допускается на первой и последней полосах. В журнале размещение рекламы пива не допускается на первой и последней странице и обложках журнала.
Определения терминов "газета" и "журнал" содержатся в ГОСТ 7.60-90 "Издания. Основные виды. Термины и определения".
Газетой является периодическое листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленного к специфике данного периодического издания.
Журналом является периодическое издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания, в обложке или переплете.
Главным отличием газеты от журнала, имеющим юридическое значение для оценки размещаемой в нем рекламы пива, является наличие у журнала обложки и ее отсутствие у газеты.
Согласно ОСТ 29.130-97 "Издания. Термины и определения" обложка - бумажное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является также элементом внешнего оформления издания.
Обложка издания (журнала) включает в себя четыре самостоятельные стороны, которые не включаются в нумерацию страниц издания.
Поэтому размещение рекламы пива не допускается на всех сторонах обложки и на первой и последней страницах журнала.
Двенадцатый абзац пункта 1.1 комментируемой статьи не допускает распространение рекламы пива в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
Данное требование в равной мере распространяется как на печатные, так и на электронные средства массовой информации. Оценка специализации средства массовой информации на вопросах экологии, образования, охраны здоровья осуществляется исходя из сведений о примерной тематике СМИ, содержащейся в свидетельстве о регистрации средства массовой информации.
Тринадцатый абзац пункта 1.1 комментируемой статьи предусматривает, что распространение рекламы пива должно сопровождаться предупреждением о возможном вреде их употребления.
В радио- и телепрограммах Закон устанавливает временные рамки продолжительности такого предупреждения - не менее десяти процентов эфирного времени трансляции каждой рекламы. При распространении рекламы другими способами - не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).
Конкретное содержание и способ доведения предупреждения о возможном вреде употребления пива Законом не регламентированы и определяются при производстве рекламы субъектами рекламной деятельности самостоятельно.
Закон допускает возможность предупредить потребителей о возможном вреде употребления пива при помощи текстовых, аудио- и видеосообщений, изображений и тому подобном не только непосредственно в рекламе, но и в том пространстве (месте), где она размещается.
В радио- и телепрограммах предупреждение может быть оформлено в виде предупреждающей надписи, демонстрируемой на протяжении не менее определенного Законом времени трансляции рекламного ролика и (или) посредством соответствующего звукового сообщения.
В помещениях организаций, где осуществляется оборот, розлив пива и имеет место его реклама, предупреждение может быть оформлено в виде надписей, размещенных на стенах, столиках, стойках и прочем с соблюдением в совокупности требований к соотношению площади рекламы и предупреждения.
При этом во всех случаях содержание предупреждения должно соответствовать заложенному Законом смыслу, а его визуальное или звуковое воплощение должно обеспечивать потребителям адекватное восприятие предупреждения (позволять прочесть, расслышать, увидеть).
2. Первый абзац части второй статьи 16 Закона устанавливает требования к рекламе медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, методов лечения, профилактики и диагностики.
К медикаментам относятся лекарственные препараты и лекарственные средства.
Согласно статье 4 Федерального закона "О лекарственных средствах" <*>, лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств. Лекарственные препараты - это дозированные лекарственные средства, готовые к применению.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 5-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 26. Ст. 3006.
Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.
Порядок регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства определен Приказом Минздрава России от 02.07.1999 N 274.
Порядок регистрации лекарственных средств на территории Российской Федерации определен Правилами государственной регистрации лекарственных средств, утвержденными Минздравом России 01.12.1998 N 01/29-14.
В качестве примера нарушения указанного положения Закона можно при




Вернутся в раздел Комментарии к законам