Случаи ограничения и запрещения распространения рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения определяются уполномоченными органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.
2. Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. Порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы определяются указанным органом. При этом данная плата не должна превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение рекламы. Плата вносится в федеральный бюджет в полном объеме.
Комментарий к статье 15
Комментируемая статья устанавливает особенности распространения рекламы двумя самостоятельными способами: 1) на транспортных средствах; 2) на почтовых отправлениях.
1. Закон предусматривает возможность размещения рекламы на транспортных средствах на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства.
Порядок заключения договоров на размещение рекламы на транспортных средствах регулируется ГК РФ.
Помимо собственников транспортных средств, договор на размещение рекламы на транспортном средстве может быть заключен с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество. Иными лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, могут выступать лица, использующие транспортные средства по доверенности, если доверенность предусматривает право на заключение таких договоров. Государственные унитарные предприятия вправе заключать договоры на размещение рекламы на транспортных средствах, находящихся в их оперативном управлении или хозяйственном ведении.
В некоторых случаях при размещении рекламы на транспортных средствах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, указанные органы определяют порядок заключения таких договоров.
Так, например, на территории г. Москвы действует Порядок распространения, производства, размещения и демонтажа по окончании срока проката рекламы и информации на транспортных средствах городского пассажирского наземного транспорта, являющийся приложением к Постановлению Правительства Москвы от 03.09.2002 N 714-пп.
Указанный Порядок предусматривает размещение рекламы на городском пассажирском наземном транспорте на основании трехстороннего договора, заключаемого между рекламодателем (или лицом, представляющим интересы рекламодателя), Управлением Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города в качестве органа исполнительной власти города и ГУП "Реклама и информация на транспорте", оказывающим от имени транспортного предприятия - балансодержателя транспортного средства - услугу по распространению рекламы и информации в течение срока действия договора и услугу по производству, размещению и демонтажу по окончании срока проката рекламы и информации на транспортном средстве городского пассажирского наземного транспорта.
Аналогичные правила принимаются и в некоторых других субъектах Российской Федерации и в рамках органов местного самоуправления.
Следует учитывать, что органы местного самоуправления и субъекты Российской Федерации вправе регламентировать порядок заключения договоров на размещение рекламы только на транспортных средствах, находящихся соответственно в муниципальной или государственной собственности. Действие таких правил не может быть распространено на договоры, заключаемые с частными собственниками транспортных средств. В отношении их действуют общие правила гражданского законодательства.
Второе требование, предъявляемое комментируемой статьей к рекламе, размещаемой на транспортных средствах, касается возможности установления органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения, ограничений и запретов ее распространения в целях обеспечения безопасности движения.
В настоящее время в целях обеспечения безопасности дорожного движения при размещении рекламы на транспортных средствах Приказом МВД России от 07.07.1998 N 410 утверждена Инструкция о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах.
Указанная Инструкция определяет основные требования к размещению рекламы, а также порядок осуществления контроля за размещением рекламы на транспортных средствах, подлежащих регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Действие настоящей Инструкции не распространяется на размещение на транспортных средствах отличительных знаков принадлежности транспортных средств конкретным юридическим лицам, независимо от их форм собственности, иным организациям.
Инструкция предусматривает возможность размещения рекламы:
на крышах транспортных средств;
на боковых поверхностях кузовов легковых автомобилей, микроавтобусов и автобусов - до линии окон;
на боковых поверхностях кузовов (в том числе фургонов) грузовых (грузопассажирских) автомобилей (кроме автомобилей с наклонными белыми полосами на бортах), прицепов и полуприцепов к транспортным средствам;
на топливных баках и крышках инструментальных ящиков мотоциклов.
Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50 процентов от окрашенной поверхности кузовных деталей транспортных средств, на которых она нанесена.
Инструкция запрещает использовать рекламу на транспортных средствах:
имеющих цветографическую окраску, выполненную в соответствии с ГОСТ Р 50574-93 "автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования";
предназначенных для перевозки опасных грузов и имеющих окраску согласно Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 и зарегистрированных в Минюсте России 18 декабря 1995 г., регистрационный N 997;
оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.
Не допускается устанавливать на транспортных средствах в целях рекламы внешние световые приборы, не предусмотренные заводом-изготовителем транспортных средств, а также использовать в этих целях внешние световые приборы, установленные на транспортных средствах в соответствии с требованиями ГОСТ 8769 "Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости".
Кроме того, не допускается наносить на транспортные средства рекламу, которая по изображению, цвету, месту расположения имеет сходство с цветографическими схемами окраски транспортных средств специальных и оперативных служб, а также использовать для нанесения рекламы на транспортные средства покрытия и элементы, обладающие световозвращающим эффектом.
Установка на транспортные средства рекламных щитов, табличек, световых табло относится к простейшим видам переоборудования, которые осуществляются без разработки проектной документации, но по согласованию с органами безопасности дорожного движения.
Контроль за соблюдением требований, предусмотренных Инструкцией, осуществляется подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения при регистрации (перерегистрации), проведении государственного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним, а также при контроле за дорожным движением.
При выявлении допущенных нарушений требований Инструкции главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения выдаются предписания об устранении выявленных нарушений руководителям организаций и другим должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. При этом устанавливаются сроки исполнения предписаний и представления информации о принимаемых мерах, контролируется исполнение предписаний.
При регистрации, перерегистрации и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, имеющих рекламу, соответствующие отметки вносятся в талон о прохождении государственного технического осмотра и журнал учета размещения рекламы на транспортных средствах.
2. Второй пункт комментируемой статьи устанавливает особенности размещения рекламы на почтовых отправлениях.
Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи.
Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 N 725 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 51) <*>, под услугами почтовой связи понимается деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 09.10.2000. N 41. Ст. 4076.
Почтовое отправление - это письменное отправление, посылка, прямой контейнер.
При размещении рекламы на почтовых отправлениях следует учитывать, что информация об адресате и отправителе почтовой корреспонденции не может рассматриваться в качестве рекламы.
В соответствии с пунктом 63 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 N 725, адрес адресата пишется в правой нижней части почтового конверта, почтового пакета, почтовой карточки или оболочки почтового отправления, а адрес отправителя - в левом верхнем углу. Следовательно, размещение в левом верхнем углу почтового конверта адреса отправителя является необходимым условием соблюдения порядка оказания услуг почтовой связи независимо от способа его нанесения на конверт.
Указание на конверте наименования юридического лица и его почтового адреса не является рекламой в случаях, когда указанное юридическое лицо является отправителем почтовой корреспонденции и соответственно адрес юридического лица совпадает с адресом отправителя.
Размещение иной информации о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям, не предусмотренной Правилами оказания услуг почтовой связи для указания на почтовых отправлениях, может рассматриваться в качестве рекламы. Так, например, изображение на почтовых отправлениях логотипа организации или ее эмблемы является рекламой указанного юридического лица, к распространению которой предъявляются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Следует отметить, что на практике возникают случаи, когда организации почтовой связи отказывают в доставке почтовой корреспонденции, если на конверте размещена реклама, на которую не выдано разрешение федерального органа исполнительной власти в области связи.
Вместе с тем факт размещения рекламы на почтовых отправлениях без разрешения федерального органа связи не может служить основанием для отказа в предоставлении услуг почтовой связи. Не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении услуг и Правилами оказания услуг почтовой связи.
При установлении работниками почтовой связи фактов размещения рекламы на почтовых отправлениях без разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи, то есть с нарушением требований пункта 2 статьи 15 Закона, управление федеральной почтовой связи вправе обратиться в федеральный антимонопольный орган или его территориальное управление с заявлением о признаках нарушения рекламного законодательства с приложением необходимых материалов (копий рекламы на почтовых отправлениях, информации о рекламодателе и т.д.). При установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) обязан принять меры административного воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Серьезной проблемой размещения рекламы на почтовых отправлениях является тот факт, что федеральным органом исполнительной власти в области связи до сих пор не утвержден порядок выдачи разрешений на размещение рекламы на почтовых отправлениях.
Что касается определения размера оплаты, взимаемого органом почтовой связи за разрешение на размещение рекламы на почтовых отправлениях, то его размер также должен определяться федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. При определении размера платы за размещение рекламы на почтовых отправлениях следует учитывать, что данная плата не должна превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение рекламы. Плата вносится в федеральный бюджет в полном объеме.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 15. Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях. 1. Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество.
Вернутся в раздел Комментарии к законам