Комментарии к законам

Статья 11. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах. 1. В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки":



детские, образовательные и религиозные передачи;
радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;
транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";
иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 минут.
Иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет более чем 15 минут, а также радиопостановки и художественные фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще чем через каждые 15 минут или могут прерываться столько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные фильмы.
При трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 162-ФЗ)
2. При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки", ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.
3. Распространение одной и той же по содержанию рекламы одного и того же товара или рекламы о рекламодателе не должно осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не более чем 2 минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 162-ФЗ)
4. В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 20 процентов эфирного времени.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 11
1. Пункт первый комментируемой статьи определяет перечень программ, которые не допускается прерывать и совмещать с рекламой, регламентирует порядок прерывания и совмещения с рекламой иных радио- и телепрограмм, а также устанавливает требования к уровню звука рекламы в радио- и телепрограммах.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" <*> под радио- и телепрограммой понимается совокупность периодических сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Таким образом, радио- и телепрограммы как средства массовой информации состоят из совокупности отдельных передач. Ежедневный эфир, включающий совокупность транслируемых передач, представляет собой отдельный выпуск радио- и телепрограммы - продукции данного средства массовой информации.
--------------------------------
<*> Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ, от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 13.02.1992. N 7. Ст. 300.
Комментируемый пункт устанавливает требования к двум способам размещения рекламы в радио- и телепрограммах (далее - программа) - это совмещение передач, радиопостановок и художественных фильмов (далее - передач) с рекламой и прерывание передач рекламой.
Прерывание означает вмешательство, приостанавливающее, прекращающее или обрывающее целостность восприятия передачи, ее сюжетной линии. Следовательно, не только рекламный блок может прерывать программу, но и рекламные объявления, которые ведущий программы делает в рамках программы. Как прерывание рекламой следует рассматривать действия операторов, если эти действия заключаются в целенаправленном обращении внимания телезрителей на конкретный товар, юридическое лицо, торговую марку в ущерб сюжету, содержанию передачи.
Таким образом, прерывание как способ размещения рекламы в программах может иметь характер внешнего вмешательства (например, остановка трансляции программы на период трансляции рекламного блока) и внутреннего вмешательства (например, по воле режиссера программы, исполняющего обязательства по договору со спонсором). Следует отметить весьма условный характер такого разделения (внешнее и внутреннее вмешательство), которое необходимо для уяснения сущности размещения рекламы в радио- и телепрограммах.
Совмещение передачи с рекламой не прерывает ее целостного восприятия, а предполагает совместную демонстрацию передачи и рекламы. Совмещение передачи с рекламой также рассматривается как вмешательство в содержание передачи. Вмешательство вещателя - внешнее, вмешательство производителя, автора программы - внутреннее. Вмешательство вещателя (внешнее наложение) причиняет ущерб, мешает восприятию программы. Вмешательство производителя может и не причинять никакого ущерба. Например, во время трансляции футбольного матча рекламные щиты, расположенные непосредственно за воротами, каждый раз будут попадать в поле зрения телекамеры в острые моменты игры, но ущерб восприятию игры не причиняется. Еще примеры: оформление студии, репортажи с места событий, планы городских улиц в художественных фильмах и т.п.
Комментируемая статья устанавливает перечень программ, которые не могут прерываться и совмещаться с рекламой.
В частности, предусматривается, что не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой детские, образовательные и религиозные передачи.
Отнесение передачи к детской, образовательной или религиозной осуществляется исходя из тематики передачи и ее целевой аудитории.
Указанные требования также распространяются на детские художественные и мультипликационные фильмы, поскольку по смыслу статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" они относятся к передачам.
Кроме того, не допускается прерывать и совмещать с рекламой транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 170.
Согласно статье 5 Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий:
обращений и заявлений Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, трансляция которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти;
торжественной церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации;
открытия первого заседания Совета Федерации;
открытия первого заседания Государственной Думы;
открытия первого заседания нового Правительства Российской Федерации.
Кроме того, государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее сорока пяти минут об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и о практике российского и зарубежного парламентаризма, об укреплении российской государственности, о содержании и применении основных положений Конституции Российской Федерации, законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации.
Государственные региональные средства массовой информации должны по просьбе избранного по территориальному избирательному округу депутата Совета Федерации либо депутата Государственной Думы, либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления по месту их избрания один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу.
По настоянию депутата передача может быть осуществлена без предварительной записи (в "прямом эфире").
Требования комментируемой статьи распространяются только на те передачи, которые транслируются в прямом эфире.
Следует отметить, что статья 13 Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" <*> устанавливает, что тематические теле- или радиопрограммы государственных средств массовой информации о деятельности органов государственной власти Российской Федерации не могут прерываться рекламными материалами или сообщениями.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 170.
Указанное требование несколько шире требования, установленного статьей 11 Закона.
Правовые последствия нарушения положений статьи 11 Закона и статьи 13 Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" также различны.
В первом случае к административной ответственности за ненадлежащую рекламу правомочны привлекать антимонопольные органы, во втором - органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации.
Вместе с тем следует указать на необходимость устранения коллизии существующих требований к рекламе в передачах, перечень которых установлен Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
Далее комментируемая статья запрещает прерывать и совмещать с рекламой передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 минут.
В данном случае не имеют значения ни характер, ни тематическое содержание передачи. Поэтому в качестве нарушения могут рассматриваться прерывания рекламой отдельных серий фильмов продолжительностью менее 15 минут и другие передачи.
Не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей.
Согласно пункту 4 статьи 31 Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах" <*> права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.
--------------------------------
<*> Закон Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. Федерального закона от 19.07.1995 N 110-ФЗ) // Российская газета. N 147. 03.08.1993.
На практике телекомпании заключают лицензионные соглашения с правообладателями художественных фильмов, согласно которым телекомпании наделяются правом размещать рекламу во время трансляции перечисленных в соглашениях художественных фильмах. Такие лицензионные соглашения являются одним из типов авторского договора. И если лицензионное соглашение, заключенное телекомпанией с правообладателем, не предусматривает полномочий телекомпании передавать предоставленные ей по соглашению права третьим лицам, то телекомпания не правомочна передавать региональным партнерам права на распространение рекламы во время трансляции художественных фильмов. В этом случае региональная телекомпания должна иметь самостоятельные лицензионные соглашения с правообладателями художественных фильмов о праве размещать рекламу во время их трансляции.
Абзац шестой пункта 1 комментируемой статьи устанавливает, что передачи, продолжительность трансляции которых составляет более чем 15 минут, а также радиопостановки и художественные фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще чем через каждые 15 минут или могут прерываться столько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные фильмы.
Контроль порядка размещения в программах рекламы осуществляется с учетом следующего.
Продолжительность выхода каждого отдельного периода рекламы (длительность "бегущей строки", длительность наложений, "рекламных блоков") в передачах, продолжительность трансляции которых составляет более чем 15 минут, а также в радиопостановках и художественных фильмах (далее - передачи) Законом не регламентируется.
Длительность указанных периодов рекламы включается в общий 20-процентный объем рекламы в эфирном времени программ, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.
При размещении рекламы способом прерывания максимальное количество прерываний определяется путем деления продолжительности трансляции передачи (в минутах) на число 15 до целого значения. Например: продолжительность передачи (Tпередачи) = 1 час 27 минут (87 минут). Отсюда, 87 : 15 = 5 - максимально допустимое количество прерываний.
Продолжительность передачи определяется так.
Осуществляется хронометраж времени начала и конца передачи, а также всех выходов рекламы ("рекламных пауз"), в том числе наложений.
Время фиксируется в масштабе хх час. уу мин. zz сек. (xx.уу.zz).
Определяется продолжительность каждого отдельного периода прерывания на рекламу путем вычитания времени начала выхода рекламы из времени окончания ее выхода:
tк. рекл. - tн. рекл. = Д tn - длительность прерывания на рекламу.
Суммируются длительность всех "рекламных пауз":
Д t1 + Д t2 + ... + Д tn = Д Tрекл. - суммарная длительность прерываний на рекламу.
Определяется продолжительность трансляции передачи с рекламой путем вычитания времени начала выхода передачи из времени окончания ее выхода:
tк. передачи - tн. передачи = Д T - длительность трансляции передачи с рекламой.
Определяется фактическая продолжительность передачи путем вычитания суммарной длительности прерываний на рекламу из длительности трансляции передачи с рекламой:
Д T - Д Tрекл = Tпередача - фактическая продолжительность передачи.
Применение абзаца 7 пункта 1 комментируемой статьи, по сути, требует принятия подзаконного нормативного акта, содержащего методику измерения звука и его сравнительной оценки, поскольку решения требует не только вопрос измерения звука и фиксации его результата, но и вопрос сравнения звуков, обусловленных особенностями их физических характеристик, а также различием в технологии записи звука при производстве рекламных роликов и при производстве художественных фильмов, телепрограмм. Кроме того, необходимы устройства, измеряющие звук для целей оценки и составления отчета по результатам измерений.
Вместе с тем имеется практика применения данной нормы при взаимодействии антимонопольных органов с органами санэпиднадзора и госсвязьнадзора. В первом случае измерялся уровень звука при воспроизводстве рекламных блоков на фоне транслируемых программ, во втором случае сравнивались частотные характеристики (девиация) звука рекламы и программы. Данный опыт безусловно заслуживает внимания и изучения, однако рекомендовать что-либо к широкому применению до определения технических параметров измерения громкости звука представляется преждевременным.
2. При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки", ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.
При определении площади, занимаемой рекламой в виде наложения, учитываются все способы наложения рекламы, площадь которых суммируется и определяется соотношение полученной суммы с площадью кадра.
3. Распространение одной и той же по содержанию рекламы одного и того же товара или рекламы о рекламодателе не должно осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не более чем 2 минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
В смысле пункта 3 статьи 11 Закона под распространением одной и той же по содержанию рекламы одного и того же товара или рекламы о рекламодателе следует понимать идентичные по содержанию, форме и другим аудиовизуальным показателям рекламные ролики и наложения.
Распространение идентичной рекламы более двух раз в течение часа эфирного времени при соблюдении общей продолжительности ее трансляции в две минуты противоречит требованиям пункта 3 статьи 11 Закона. Также противоречит требованиям пункта 3 статьи 11 Закона распространение идентичной рекламы два раза в течение часа эфирного времени при ее общей продолжительности более двух минут.
Отсчет течения часа эфирного времени между выходами идентичной рекламы производится с учетом моментов начала всех ее выходов.
Например, продолжительность идентичной рекламы 30 сек.:
первый выход - в 20.13.45;
второй выход - в 20.42.20;
третий выход - в 21.11.05;
четвертый выход - в 21.40.15.
Таким образом, между моментом первого выхода идентичной рекламы и моментом ее третьего выхода истекло менее часа эфирного времени - 00.57.20, что является нарушением пункта 3 статьи 11 Закона. Между моментом второго выхода идентичной рекламы и моментом ее четвертого выхода также истекло менее часа эфирного времени - 00.57.55, что является нарушением пункта 3 статьи 11 Закона.
4. Определение двадцатипроцентного объема рекламы в телепрограммах осуществляется в порядке, изложенном в письме МАП России исх. N АК/16792 от 20.11.2002.
Пункт 4 статьи 11 Закона не раскрывает понятие "эфирное время" и не содержит прямого указания на временной период (минута, час, сутки, неделя и т.д.), от которого следует определять объем рекламы в телепрограммах. Отсутствие временных критериев для определения объема рекламы в телепрограммах не позволяет антимонопольным органам осуществлять надлежащий контроль соблюдения данного положения рекламного законодательства телеканалами.
Учитывая изложенное, до внесения соответствующих изменений в Закон рекомендуется определять предельный объем рекламы в телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на материалах и сообщениях рекламного характера, исходя из времени вещания, определенного лицензией, выдаваемой телеканалу соответствующим лицензирующим органом с учетом следующих двух положений:
если в лицензии в качестве времени разрешенного вещания указаны год, месяц, неделя и иные временные промежутки, превышающие 24 часа, то для целей определения предельного объема рекламы в телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на материалах и сообщениях рекламного характера, следует исходить из времени вещания в течение суток (с 00.00 до 24.00 часов местного времени). Таким образом, предельный объем рекламы в телепрограммах не может определяться исходя из периода времени, превышающего 24 часа;
предельный объем рекламы в телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на материалах и сообщениях рекламного характера, следует определять исходя из фактической продолжительности вещания в течение суток. Например, телеканал, не зарегистрированный в качестве специализирующегося на материалах и сообщениях рекламного характера, вещает в течение суток 24 часа. В этом случае предельный объем рекламы в телепрограммах не может превышать 4 часов 48 минут. В случае если телеканал вещает в течение суток 10 часов, то предельный объем рекламы не должен превышать двух часов.
Указанная позиция, как правило, учитывается при осуществлении лицензирования телепрограмм.
Изложенный подход применим и в отношении определения предельного объема рекламы в радиопрограммах.
Следует учитывать, что в объеме рекламы, размещаемой в радио- и телепрограммах, учитывается реклама, размещаемая как путем прерывания транслируемых передач, так и путем совмещения. При этом реклама, размещаемая в радио- и телепрограммах путем совмещения, учитывается исходя их фактического времени трансляции.




Вернутся в раздел Комментарии к законам