Комментарии к законам

Статья 7. Недостоверная реклама. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:



таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения;
наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
дополнительных условий оплаты;
доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;
официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально;
сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;
ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;
фактического размера спроса на товар;
информации о самом рекламодателе.
Недостоверная реклама не допускается.
Комментарий к статье 7
Комментируемая статья закрепляет понятие недостоверной рекламы. Предметом регулирования комментируемой нормы являются отношения, связанные с предоставлением потребителям достоверной информации о рекламируемых товарах и рекламодателях в целях обеспечения свободы потребительского выбора и реализации потребителями прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей. Предписания статьи 7 Закона касаются содержания рекламных посланий и распространяются на рекламодателей. Действие комментируемой нормы распространяется на предоставляемую информацию о товарах, к которым для целей Закона относится также выполнение работ, оказание услуг, о правомочиях и обязательствах рекламодателя, а также иную информацию, способную повлиять на правильный выбор предлагаемых товаров (работ, услуг).
По смыслу предписаний комментируемой нормы сообщаемая в рекламе информация об объекте рекламирования должна быть достоверной. Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре, рекламодателе, его правомочиях и обязательствах и пр. действительным.
Под недостоверной рекламой понимается присутствие в рекламе не соответствующих действительности сведений в отношении объектов рекламирования. Посягательства на достоверность рекламы не допускаются. Недостоверная реклама является ненадлежащей рекламой.
Комментируемая норма указывает ряд сведений, посягательства на достоверность которых являются правонарушением. Перечень этих сведений является закрытым и не подлежит расширению. Вместе с тем предписания нормы носят открытый общий характер, то есть должны соблюдаться при рекламировании всех товаров, рекламодателей, видов деятельности, независимо от специфических, особенных свойств, присущих тому или иному объекту, предоставляя свободу их толкования правоприменительным органам.
Так, в перечень характеристик товара, о которых в рекламе не допускается распространять недостоверные сведения, входят: природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения. Однако совокупность особенных свойств этих характеристик не конкретизируется.
С точки зрения требований к достоверности рекламных сведений о товаре и обязательствах рекламодателя особое значение имеют понятия, которые раскрываются в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" <*>.
--------------------------------
<*> Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 766.
Комментируемая норма не допускает распространение недостоверной рекламы, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара, дополнительных условий его оплаты, гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности. Данный запрет корреспондирует положениям потребительского законодательства, введен в развитие его норм и служит обеспечению защиты потребителей от действий недобросовестных производителей, изготовителей и продавцов.
Не соответствующее истине утверждение о товаре, обязательствах рекламодателя, формируя у потребителя определенные, но ничем не оправданные ожидания, вводя потребителя в заблуждение относительно существа тех или иных обязательств рекламодателя, способно предопределить его выбор и вынудить совершить действия, частично или полностью не отвечающие его интересам.
Так, в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" <*> изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя, связанные с:
--------------------------------
<*> Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 766.
безвозмездным устранением недостатков товара или возмещением расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
соразмерным уменьшением покупной цены;
заменой на товар аналогичной марки (модели, артикула);
заменой на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
расторжением договора купли-продажи.
Как правило, гарантийный срок, устанавливаемый изготовителями товаров, не превышает одного года. Рекламное утверждение о предоставлении трехлетней гарантии на продаваемый товар выгодно выделяет его на товарном рынке, гарантируя потребителю определенное качество товара, и повышает сбыт продукции. Между тем в действительности потребителю предоставляется 12 месяцев гарантийного срока, в течение которого он может реализовать все права, предусмотренные потребительским законодательством, а также 24 месяца дополнительного бесплатного гарантийного обслуживания, в течение которых ему предоставляется только бесплатное устранение дефектов изделий (ремонт) без права замены изделия и возврата денег. Данные сведения не соответствуют использованному в рекламе утверждению о предоставлении трех лет гарантии на товар, а реклама содержит недостоверные сведения о гарантийных обязательствах.
Недостоверным сведениям присущ не соответствующий истине, неправильный, неточный, ложный характер. Любое не соответствующее истине утверждение, как правило, способно ввести потребителей в заблуждение. По смыслу комментируемой статьи сообщение в рекламе сведений, которые характеризуются как недостоверные, делается как по отношению к рекламодателю или собственным товарам, так и в отношении других товаров, а также юридических и физических лиц. Цель их распространения, как правило, связана с искажением объективно существующей рыночной информации, к которой может относиться информация о характеристиках товара, наличии товара на рынке, стоимости, возможности приобретения, официальном признании, получении медалей, призов, дипломов и иных наград, результатах исследований и испытаний, научных терминах, цитатах из технических, научных и иных публикаций, статистических данных и др.
Реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара на рынке. Сообщение в рекламе недостоверных сведений ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед конкурентами, действующими на том же товарном рынке и соблюдающими требования закона.
Понятие недостоверной рекламы не ограничивается сообщением только ложной информации. Напротив, использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений может создать у потребителя неверное представление относительно рекламируемого товара или услуги, самого рекламодателя или товаров конкурентов. Действуя таким образом, конкуренты соперничают в том, кто лучше обманет потребителей, вместо того чтобы попытаться предложить более высокое качество и низкие цены.
Комментируемая норма вводит запрет на использование терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально. В ней устанавливается презумпция несоответствия действительности терминов в превосходный степени и утверждений о "самом", "лучшем", "единственном" и тому подобных, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. Однако комментируемое положение не совсем четко определяет требование к употреблению слов "только", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, поскольку их употребление может нести смысловую нагрузку, не связанную с выражением превосходной степени. Представляется, что запрещается употребление этих слов, если они характеризуют превосходство положения рекламируемого объекта по сравнению с другими.
Комментируемая статья содержит ограничения на рекламу, в которой делаются сравнения. При сравнении с другим товаром, а также с правами и положением иных юридических и физических лиц в рекламе не должны приводиться не соответствующие действительности сведения. Из данного положения вытекает, что допускается сравнительная реклама, носящая правдивый характер. Сравнение может носить позитивный (когда свой продукт столь же хорош, что и чужой) и негативный (когда свой товар превозносится по сравнению с конкурирующим продуктом) характер, однако непременным условием соответствия такого сравнения закону должна быть истинность приводимых сведений о собственных товарах, чужих товарах, а равно о самом рекламодателе и конкурентах. Если сравнительная реклама способна вызвать неверные представления у потребителей по поводу предлагаемого товара, она будет рассматриваться как ненадлежащая. Необходимо, чтобы потребитель был правильно информирован и объективно имел право свободного (осознанного) выбора предлагаемых товаров и услуг.
Существует целый ряд лиц или организаций, которым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения. От таких лиц и организаций потребители ждут независимых оценок и объективных мнений. И если рекламодатели, ссылаясь на их мнение, использует статус этих лиц и организаций с целью побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги, они тем самым злоупотребляют доверием населения и действуют неправомерно. Неслучайно комментируемая статья содержит запрет на распространение в рекламе не соответствующих действительности сведений в отношении ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие.
Комментируемая статья не допускает в рекламе товаров, юридических и физических лиц эксплуатацию доверия потребителей к органам государственной власти. В этих целях комментируемая норма содержит запрет на распространение в рекламе не соответствующих действительности сведений в отношении прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций. Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации" <1>, Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации" <2> и Федеральный конституционный закон "О Государственном гимне Российской Федерации" <3> устанавливают порядок официального использования данных государственных символов. Так, случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации, если они прямо не предусмотрены в Законе. Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" <4> предусматривает возможность использования наименований "Российская Федерация", "Россия" только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации. Указанные нормативные акты в достаточной степени защищают интересы потребителей от вводящих в заблуждение ссылок на официальную геральдику российского государства.
--------------------------------
<1> Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (в ред. Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 N 3-ФКЗ, от 09.07.2002 N 4-ФКЗ, от 30.06.2003 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 25.12.2000. N 52 (Часть I). Ст. 5020.
<2> Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (в ред. Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 N 2-ФКЗ, от 30.06.2003 N 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 25.12.2000. N 52 (Часть I). Ст. 5021.
<3> Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 22.03.2001 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 25.12.2000. N 52 (Часть I). Ст. 5022.
<4> Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14.02.1992 N 2355-1 "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" (в ред. Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях") // Ведомости СНД и ВС РФ. 05.03.1992. N 10. Ст. 470.
Защита интересов потребителей в рамках рекламного законодательства возможна при использовании в рекламе терминов "народный", "муниципальный" или "федеральный" и ссылок на одобрения названных государственных структур в случае, если:
сведения об участии органов власти и управления в рекламируемом мероприятии не соответствуют действительности;
такое использование вводит потребителей в заблуждение, создавая впечатление о большей степени правдивости таких организаций или программ, надежность которых гарантирована участием в них государственных (муниципальных) образований.
При решении вопроса о соответствии рекламных сведений действительности должны исследоваться сопоставимые данные, содержащиеся в экспертных заключениях, нормативно-технической документации, результатах испытаний, сертификатах, статистических данных и т.п. в зависимости от конкретного рекламируемого товара.




Вернутся в раздел Комментарии к законам