Комментарии к законам

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества. 1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:



1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
2. Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными настоящим Федеральным законом способами.
3. Приватизация имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством Российской Федерации, может осуществляться:
путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
на аукционе;
на специализированном аукционе;
посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
4. Приватизация имущества, не соответствующего указанным в пункте 3 настоящей статьи критериям, может осуществляться:
путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
на аукционе;
на специализированном аукционе;
на конкурсе;
посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.
В случае, если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим установленным пунктом 1 настоящей статьи способом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
5. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 13
В статье определяются способы приватизации государственного и муниципального имущества и устанавливаются ограничения для использования отдельных способов.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" могли применяться следующие способы государственного и муниципального имущества:
- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (соответствует способам, регламентированным в ст. ст. 18 и 19 комментируемого Федерального закона);
- продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (соответствует способу, регламентированному в ст. 20 комментируемого Федерального закона);
- продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам (не применяется в соответствии с комментируемым Федеральным законом);
- выкуп арендованного государственного или муниципального имущества (не применяется в соответствии с комментируемым Федеральным законом);
- преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности (особенности создания открытого акционерного общества путем преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия установлены в ст. 37 комментируемого Федерального закона);
- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (соответствует способу, регламентированному в ст. 25 комментируемого Федерального закона);
- отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций (не применяется в соответствии с комментируемым Федеральным законом).
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи могут быть использованы следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества (перечень способов является исчерпывающим):
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (см. комментарий к ст. ст. 37 - 41);
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (см. комментарий к ст. 18);
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (см. комментарий к ст. 19);
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (см. комментарий к ст. 20);
5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (см. комментарий к ст. 21);
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (см. комментарий к ст. 22);
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (см. комментарий к ст. 23);.
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (см. комментарий к ст. 24);
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (см. комментарий к ст. 25);
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (см. комментарий к ст. 26).
По сравнению с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" устанавливается возможность применения следующих новых способов приватизации государственного и муниципального имущества:
- продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
2. Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 178-ФЗ, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными комментируемым Федеральным законом способами.
Минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества (государственная регистрация юридических лиц), а закрытого акционерного общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества (ст. 26 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и Законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций (ст. 96 ГК РФ).
Открытым акционерным обществом признается акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых Законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Закрытым акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного Законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела. В случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в п. 1 ст. 97 ГК РФ (п. 2 ст. 97 ГК РФ).
Образование акционерного общества регламентировано нормами ст. 98 ГК РФ.
Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные Законом об акционерных обществах. Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме.
Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями. Устав акционерного общества помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества должны также содержаться иные сведения, предусмотренные Законом об акционерных обществах.
Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется Законом об акционерных обществах.
Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения. Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ст. 98 ГК РФ).
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного Законом об акционерных обществах.
Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу.
Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру (ст. 99 ГК РФ).
Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается. В случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах, уставом общества может быть установлено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых обществом акций (ст. 100 ГК РФ).
Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом Законом об акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества (ст. 101 ГК РФ).
3. Приватизация имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ, может осуществляться:
- путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество (см. комментарий к ст. ст. 37 - 41);
- на аукционе (см. комментарий к ст. 18);
- на специализированном аукционе (см. комментарий к ст. 19);
- посредством продажи за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (см. комментарий к ст. 21);
- посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества (см. комментарий к ст. 25).
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - норматив, устанавливаемый актами федерального законодательства РФ. В ряде актов законодательства используется эквивалентный термин "размер минимальной месячной оплаты труда (ММОТ)". В настоящее время применяется в целях регулирования оплаты труда, определения величины социальных выплат (пособий), определения размеров штрафных санкций, а также для взимания налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; государственной пошлины; отдельных видов сборов.
Минимальные размеры оплаты труда установлены Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона установлен следующий минимальный размер оплаты труда:
- с 1 июля 2000 г. - в сумме 132 руб. в месяц;
- с 1 января 2001 г. - в сумме 200 руб. в месяц;
- с 1 июля 2001 г. - в сумме 300 руб. в месяц;
- с 1 мая 2002 г. - в сумме 450 руб. в месяц;
- с 1 октября 2003 г. - в сумме 600 руб. в месяц.
Минимальный размер оплаты труда вводится:
- организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов;
- другими организациями - за счет собственных средств.
До принятия соответствующего Федерального закона увеличение тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых ниже установленного МРОТ, осуществляется Правительством РФ.
На период до введения размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), предусмотренного частью первой ст. 133 Трудового кодекса РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (за исключением субъектов РФ - получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ) могут принимать законы субъектов РФ, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Размер и сроки введения минимальной заработной платы в субъекте РФ подлежат согласованию с Правительством РФ в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте РФ. Более высокий уровень государственных гарантий в субъектах РФ, связанный с установлением минимальной заработной платы и приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Минимальная заработная плата в субъекте РФ может использоваться только для установления оплаты труда. Порядок, условия и сроки компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в связи с введением минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливаются Правительством РФ.
Минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", применяется исключительно для:
- регулирования оплаты труда;
- определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.
До внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
До внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, с 1 января 2001 г. производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
4. Приватизация имущества, не соответствующего указанным в пункте 3 комментируемой статьи критериям, может осуществляться:
- путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
- на аукционе;
- на специализированном аукционе;
- на конкурсе;
- посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.
В случае если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества были признаны не состоявшимися в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим установленным п. 1 комментируемой статьи способом.
5. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными комментируемым Федеральным законом (см. комментарий к п. 1 ст. 13).
Использование способов приватизации государственного и муниципального имущества, применявшихся до вступления в силу комментируемого Федерального закона, осуществляется в соответствии с нормами ст. 43 (см. комментарий).




Вернутся в раздел Комментарии к законам