Комментарии к законам

Статья 51. Реорганизация общества. Комментарий к статье 51



1. Реорганизацией юридического лица является прекращение его деятельности с переходом прав и обязанностей реорганизованного лица в зависимости от формы реорганизации к другому юридическому лицу или вновь возникшему юридическому лицу (вновь возникшим юридическим лицам).
Положения п. 1 ст. 51 Закона закреплены на основании следующих норм п. 1 ст. 92 части первой ГК РФ:
общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников;
иные основания реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются Гражданским кодексом РФ и другими законами.
В ст. 57 части первой ГК РФ, содержащей общие положения о реорганизации юридического лица, различаются добровольная и принудительная реорганизация юридического лица.
Добровольная реорганизация предусмотрена п. 1 ст. 57 ГК РФ: реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 33 комментируемого Закона принятие решения о реорганизации общества отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества (см. комментарий к ст. 33 Закона).
Следует отметить, что в п. 3 ст. 7 Закона установлена обязанность общества осуществить преобразование (см. комментарий к ст. 56 Закона).
Принудительная реорганизация предусмотрена п. 2 ст. 57 ГК РФ: в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
В п. 2 ст. 57 ГК РФ также установлено, что в случае, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
Принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций предусмотрено, в частности, ст. 19 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (см. комментарий к ст. ст. 54 и 55 Закона).
В соответствии с п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются слияние или присоединение коммерческих организаций в случаях, предусмотренных ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (см. комментарий к ст. ст. 52 и 53 Закона).
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона особенности реорганизации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции наряду с комментируемым Законом определяются федеральными законами (см. комментарий к ст. 1 Закона).
В частности, ст. 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ) установлено следующее в отношении реорганизации кредитной организации:
реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяются Банком России;
Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц;
на основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России;
взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом;
государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов;
Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Порядок реорганизации кредитных организаций регламентируется также положениями разд. V Инструкции Центрального банка РФ от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций". Положение Банка России от 4 июня 2003 г. N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения" <*> определяет перечень сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации в форме слияния, государственной регистрации изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) кредитной организации в связи с реорганизацией в форме присоединения, порядок их представления и рассмотрения в Банке России, а также регулирует особенности лицензирования деятельности кредитных организаций при реорганизации в форме слияния и присоединения.
--------------------------------
<*> См.: Вестник Банка России. 2003. N 39.
2. Пять возможных форм реорганизации общества - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование - предусмотрены как в п. 1 ст. 57 ГК РФ, так и в п. 2 ст. 51 Закона.
Общие положения о правопреемстве при реорганизации юридических лиц закреплены в ст. 58 ГК РФ:
при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 58 ГК РФ, о слиянии обществ см. комментарий к ст. 52 Закона);
при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ, о присоединении общества см. комментарий к ст. 53 Закона);
при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п. 3 ст. 58 ГК РФ, о разделении общества см. комментарий к ст. 54 Закона);
при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 58 ГК РФ, о выделении общества см. комментарий к ст. 55 Закона);
при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ, о преобразовании общества см. комментарий к ст. 56 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Пунктом 2 ст. 59 ГК РФ установлено, что передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица согласно п. 2 ст. 59 ГК РФ влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
3. Пункт 3 ст. 51 Закона содержит правила определения момента, с которого общество считается реорганизованным. Эти правила закреплены на основании следующих общих положений п. 4 ст. 57 ГК РФ:
юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц;
при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
4. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, регулируется положениями гл. V Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (здесь и далее - в ред. Федеральных законов от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ и от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган (об органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, см. комментарий к ст. 13 Закона) представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины.
Письмо МНС РФ от 10.02.2003 N ММ-6-09/177@ "О требованиях, предъявляемых регистрирующими органами при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации" утратило силу в связи с изданием письма ФНС РФ от 27.05.2005 N ЧД-6-09/440. Министерство РФ по налогам и сборам в письме от 10 февраля 2003 г. N ММ-6-09/177@ "О требованиях, предъявляемых регистрирующими органами при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации" <*> обращало внимание налоговых органов на то, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном п. 5 ст. 51 комментируемого Закона (см. ниже).
--------------------------------
<*> См.: Налоговый вестник. 2003. N 5.
Форма заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001), приведена в приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110). Порядок заполнения заявления формы N Р12001 приведен в ч. III Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".
Как установлено подп. 1 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ, за государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными гл. VI указанного Федерального закона. О порядке государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, см. комментарий к ст. 12 Закона.
В ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен следующий порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации:
государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ (п. 1 ст. 15). Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
в случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации юридического лица в форме присоединения (п. 2 ст. 15);
представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 указанного Федерального закона (п. 3 ст. 15);
государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 указанного Федерального закона (п. 4 ст. 15), т.е. в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В отношении завершения государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено следующее:
реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16);
реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность (п. 2 ст. 16);
реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность (п. 3 ст. 16);
реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной (п. 4 ст. 16);
реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной (п. 5 ст. 16).
Об особенностях государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, см. выше.
5. Положения п. 5 ст. 51 Закона устанавливают гарантии прав кредиторов общества при его реорганизации и основаны на правилах ст. 60 части первой ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
В развитие приведенной нормы в п. 5 ст. 51 Закона установлены следующие обязанности общества, принявшего решение о своей реорганизации:
письменно уведомить о принятом решении всех известных ему кредиторов общества;
опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.
Указанные обязанности должны быть исполнены в срок не позднее тридцати дней:
при реорганизации общества в форме разделения, выделения или преобразования - с даты принятия решения о реорганизации общества;
при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении.
Следует отметить, что обязанность общества уведомить о принятии решения о реорганизации общества установлена в отношении только известных ему кредиторов. О понятии кредиторов общества см. комментарий к ст. 20 Закона.
Органом печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, является журнал "Вестник государственной регистрации" (см. комментарий к ст. 6 Закона).
Кредитные организации обязаны опубликовать сообщение о реорганизации в "Вестнике Банка России". Порядок опубликования такого сообщения установлен указанием Банка России от 11 августа 2004 г. N 1487-У "Об опубликовании в "Вестнике Банка России" сообщения кредитной организации о принятом решении о реорганизации или об уменьшении уставного капитала". В письме Банка России от 23 сентября 2004 г. N 113-Т "О форме сообщения кредитной организации о принятом решении о реорганизации или об уменьшении уставного капитала" кредитным организациям рекомендовано составлять сообщение о принятом решении о реорганизации по форме, приложенной к указанному письму (письмо обозначено в его тексте как указание оперативного характера).
Как установлено п. 2 ст. 60 ГК РФ, кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Пункт 5 ст. 51 Закона детализирует приведенное положение: во-первых, кредиторы общества направляют соответствующие требования обществу только в письменном виде; во-вторых, установлены сроки, в течение которых кредиторы могут воспользоваться предоставленными им правами.
Воспользоваться своими правами кредиторы общества могут в течение следующих сроков:
или в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений;
или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении.
О понятии убытков см. комментарий к ст. 20 Закона.
В п. 5 ст. 51 Закона также воспроизведено положение п. 3 ст. 60 ГК РФ, согласно которому в случае, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. О правах кредитора при солидарной обязанности должников см. комментарий к ст. 2 Закона.
Пунктом 5 ст. 51 Закона установлено, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в указанном выше порядке. На это обращено внимание судов в п. 25 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14.
Письмо МНС РФ от 10.02.2003 N ММ-6-09/177@ "О требованиях, предъявляемых регистрирующими органами при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации" утратило силу в связи с изданием письма ФНС РФ от 27.05.2005 N ЧД-6-09/440. Строго говоря, в п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" среди документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, документы, подтверждающие уведомление кредиторов, не указаны. Однако необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. С учетом этого представляется обоснованными требование регистрирующих органов при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, предъявлять доказательства уведомления кредиторов и вынесение решения об отказе в государственной регистрации при их отсутствии (см. выше о письме Министерства РФ по налогам и сборам от 10 февраля 2003 г. N ММ-6-09/177@ "О требованиях, предъявляемых регистрирующими органами при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации").
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 23 части первой НК РФ (в ред. Федеральных законов от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ и от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать о реорганизации в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения в налоговый орган по месту своего нахождения. Форма N С-09-4 "Сообщение о реорганизации юридического лица" приведена в приложении N 4 к Приказу Министерства РФ по налогам и сборам от 2 апреля 2004 г. N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".
В п. 5 ст. 84 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ) установлено, что в случае реорганизации организации снятие ее с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ. Иначе говоря, для постановки на налоговый учет общества, созданного в результате реорганизации, или снятия с налогового учета реорганизованного общества совершения каких-либо действий со стороны общества не требуется.




Вернутся в раздел Комментарии к законам