В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.
С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
Комментарий к статье 63
1. Одной из главных задач современного социального правового государства в сфере трудовых отношений является запрещение применения труда малолетних работников и ограничение применения труда несовершеннолетних. Одним из первых актов созданной в 1919 г. МОТ были конвенции, устанавливающие минимальный возраст для работы в промышленности (1919 г.) и других отраслях хозяйства.
2. В настоящее время российское трудовое законодательство регулирует вопрос о минимальном возрасте, с которого допускается применение труда в рамках трудовых отношений, на основании Конвенции МОТ N 138 о минимальном возрасте для приема на работу от 6 июня 1973 г. (Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1957 - 1990. Т. II. С. 1703 - 1710). Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1979 г. N 8955-IX.
3. В соответствии с Конвенцией каждый член МОТ, для которого эта Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков (ст. 1).
Минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования - не ниже 15 лет (ст. 2 Конвенции).
КЗоТ предусматривал 15-летний минимальный возраст, с которого допускалось заключение трудового договора (ст. 173).
Ныне действующий ТК, руководствуясь положениями ст. 2 Конвенции, дифференцирует этот возраст, устанавливая в качестве общего правила 16-летний минимальный возраст (ч. 1 ст. 63). В то же время допускается возможность заключения трудового договора с лицами, достигшими пятнадцатилетнего возраста, в тех случаях, когда они либо получили к этому возрасту основное общее образование, либо оставили, в соответствии с федеральным законом, общеобразовательное учреждение.
В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" общее образование в России включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование (ст. 19).
Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
Вместе с тем требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. С согласия родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.
В то же время Закон об образовании устанавливает, что по решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста 14 лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении. Приведенные положения Закона "Об образовании" не соответствуют ст. 63 ТК и противоречат Конвенции МОТ N 138. Поэтому возраст, по достижении которого допускается исключение обучающегося из учебного заведения, должен быть повышен до 15 лет. Как следует из ч. 3 ст. 63, трудовой договор с лицами, достигшими 14 лет, может быть заключен при условии, если они являются учащимися. Подростки, исключенные в соответствии с Законом об образовании из учебного заведения, не могут быть трудоустроены и должны продолжить обучение в другом учебном заведении.
4. В соответствии с Конвенцией МОТ N 138 (ст. 7) национальным законодательством или правилами может допускаться прием на работу по найму или на другую работу лиц в возрасте от 13 до 15 лет для легкой работы, которая:
а) не кажется вредной для их здоровья или развития; и
б) не наносит ущерба посещаемости школы, их участию в утвержденных компетентными органами власти программах профессиональной ориентации или подготовки или их способности воспользоваться полученным обучением.
Как следует из содержания ч. 3 ст. 63, трудовой договор с лицами, достигшими 14-летнего возраста, может быть заключен при наличии следующих условий:
подросток обучается в учреждении общего образования и работа выполняется в свободное от учебы время;
трудовой договор заключается для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения;
имеется согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.
5. Вопрос о том, соответствует ли здоровью подростка труд, поручаемый ему в силу заключаемого трудового договора, решается с учетом двух факторов - субъективного и объективного.
К объективному фактору относятся характеристики самой работы. Все те работы, выполнение которых запрещено лицам, не достигшим 18 лет (см. п. 10 комментария к данной статье; см. также ст. 265 ТК и комментарий к ней), противопоказаны и подросткам в 14-летнем возрасте. Вместе с тем виды работы, которые не запрещены для лиц в возрасте до 18 лет, а также нормы выработки должны быть уточнены для подростков более младшего возраста.
Субъективным фактором является состояние здоровья работника. Оценка состояния здоровья подростка осуществляется медицинским органом и подтверждается медицинским заключением (о медицинском освидетельствовании при заключении трудового договора см. ст. ст. 69, 266 ТК комментарий к ним).
6. Работодатель, заключивший трудовой договор с подростком, достигшим 14 лет, обязан таким образом организовать его труд, чтобы он не нарушал процесса обучения. Прежде всего работодатель обязан обеспечить соблюдение норм законодательства о труде в части продолжительности рабочего времени (см. ст. 92 ТК и комментарий к ней), предоставления гарантий и компенсаций в связи с обучением (см. статьи гл. 26 ТК и комментарий к ним). Режим труда и отдыха подростка должен быть организован таким образом, чтобы он мог нормально посещать образовательное учреждение.
7. Конвенция МОТ N 138 устанавливает, что компетентный орган власти после консультаций с соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, может, путем выдачи разрешений, допускать в отдельных случаях исключения из запрещения приема на работу по найму или на другую работу для таких целей, как участие в художественных выступлениях. Выдаваемые таким образом разрешения ограничивают продолжительность рабочего времени и устанавливают условия, в которых может выполняться работа по найму или другая работа (ст. 8).
Часть 4 ст. 63 ТК конкретизирует данное положение Конвенции. Во-первых, определяет круг учреждений, в которых допускается применение труда малолетних (организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки). Следует предположить, что указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен, например, за счет включения в него учреждений, осуществляющих подготовку радио- и телевизионных программ. Во-вторых, уточняется круг работ, для выполнения которых может быть использован труд подростков (создание и (или) исполнение произведений). В-третьих, устанавливается круг лиц и порядок получения их согласия на заключение трудового договора с подростком. В силу ч. 4 ст. 63 ТК для заключения трудового договора требуется согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства, причем получение такого согласия возможно при условии, если работа не нанесет ущерба здоровью и нравственному развитию подростка.
8. Закон требует получения согласия одного из родителей на заключение трудового договора с подростком в возрасте до 15 лет, т.е. согласие одного из родителей является достаточным основанием для заключения договора. В то же время, если имеется согласие одного из родителей, но второй возражает против заключения трудового договора, по смыслу ст. 63 ТК трудовой договор не может быть заключен. В связи с этим возникает вопрос: насколько юридически значимыми являются возражения одного из родителей против заключения трудового договора в случае, когда с согласия другого родителя договор уже заключен и вступил в силу (например, родитель, утверждая, что его своевременно не поставили в известность о предполагаемом заключении трудового договора, требует расторгнуть его или признать недействительным)?
Поскольку закон не дает ответа на поставленный вопрос, целесообразно, когда это возможно, при заключении трудового договора с подростком в возрасте до 15 лет принимать во внимание мнение обоих родителей.
9. Закон не устанавливает формы получения согласия одного из родителей на заключение трудового договора с подростком, поэтому оно может быть выражено как письменно, так и устно. Приемлемой, однако, представляется письменная форма. Согласие может быть зафиксировано либо в виде отдельного документа, либо в трудовом договоре.
10. В соответствии с ГК органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (ст. 34).
Рассматривая вопрос о даче согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним, работники органов опеки и попечительства вправе в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
Поскольку органы опеки и попечительства выполняют функцию тех органов власти, о которых говорится в ст. 8 упомянутой Конвенции МОТ N 138, то, давая согласие на заключение трудового договора с малолетними работниками, они тем самым могут не только контролировать условия применения их труда, но и ограничивать продолжительность рабочего времени, а также устанавливать иные условия, в которых может выполняться работа.
11. В силу ст. 3 Конвенции МОТ N 138 минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, способной по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже 18 лет.
ТК предусматривает систему норм, направленных на реализацию указанного принципа.
В соответствии со ст. 265 ТК запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию и здоровью (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Помимо этого запрещаются переноска и передвижение лицами в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 265 ТК и комментарий к ней).
Исключительно по достижении данным лицом 18-летнего возраста может быть заключен трудовой договор в порядке совместительства (см. ст. 282 ТК и комментарий к ней); о работе вахтовым методом (см. ст. 298 ТК и комментарий к ней); в случае, когда работодателем выступает религиозная организация (см. ст. 342 ТК и комментарий к ней).
Лица, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть приняты на:
государственную должность государственной службы (ст. 21 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации");
муниципальную должность муниципальной службы (ст. 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации");
работу в ведомственную охрану (ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране").
В соответствии со ст. 244 ТК письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности могут заключаться с лицами, достигшими 18 лет. Следовательно, само по себе правило, в силу которого указанные договоры заключаются лишь с лицами, достигшими 18 лет, не исключает возможности заключения трудового договора с лицами более младшего возраста, однако при этом такие работники будут нести материальную ответственность на общих основаниях, а не полную на основании договора о полной материальной ответственности (см. ст. ст. 242, 244 ТК и комментарий к ним).
В ряде случаев более высокий возраст, чем предусматривается общей нормой ст. 63 ТК, необходимый для заключения трудового договора, устанавливается в законодательстве косвенным образом: закон связывает достижение определенного возраста с возможностью не заключения трудового договора, а получения определенного специального права, наличие которого, в свою очередь, позволяет заключить трудовой договор с работником.
Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется:
мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами - лицам, достигшим 16-летнего возраста;
автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "Д" (категория "С"), - лицам, достигшим 18-летнего возраста;
автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "Д"), - лицам, достигшим 20-летнего возраста;
составами транспортных средств (категория "Е") - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим 20-летнего возраста.
Аналогичного характера косвенные ограничения минимального возраста устанавливаются и для ряда других категорий работников (педагогов, врачей, работников прокуратуры и т.д.).
12. Статья 63 ТК регулирует лишь минимальный возраст, по достижении которого возможно заключение трудового договора. Однако законодательство предусматривает случаи, когда заключение трудового договора для выполнения определенных работ исключается в связи с превышением данным лицом предельного возраста. Так, в соответствии со ст. 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Верховным Советом РФ 23 декабря 1992 г., на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане РФ не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию - не старше 35 лет).
Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы, а также муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет (ст. 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"; ст. 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 332 ТК в федеральных государственных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров (см. ст. 332 ТК и комментарий к ней).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
Вернутся в раздел Комментарии к законам