Комментарии к законам

Статья 10. Формы недобросовестной конкуренции. 1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:



(в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
(в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
(в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ)
продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
(в ред. Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
(в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
(п. 2 введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
3. Решение антимонопольного органа, касающееся нарушения положений пункта 2 настоящей статьи в части индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, направляется в федеральный орган исполнительной власти в области патентов и товарных знаков для решения вопроса о досрочном прекращении действия регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого объекта недействительной в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.
(п. 3 введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
Комментарий к статье 10
1. Российская Федерация в качестве приемника СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. (далее - Парижская конвенция), а значит, обязуется - в соответствии со ст. 10.bis Парижской конвенции - обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией подразумевается "всякая форма конкурентного поведения, противоречащая частным обычаям в промышленных и торговых делах". Комментируемая статья, конкретизируя определение, данное в ст. 4 Федерального закона о конкуренции на товарных рынках, устанавливает, какие формы недобросовестной конкуренции не допускаются именно российским антимонопольным законодательством.
2. Комментируемая статья содержит описание пяти форм недобросовестной конкуренции, причем данный перечень носит примерный (неисчерпывающий) характер.
Первая из этих форм - это распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Указанные сведения можно классифицировать по нескольким основаниям.
По критерию направленности выделяют информацию относительно конкурентов и сведения о самом распространителе. В первом случае информация будет носить негативный характер, а во втором, напротив, позитивный. Оценка негативности и позитивности тех или иных сведений - это субъективный фактор, поэтому при ее проведении необходимо учитывать последствия распространения этой информации: возможность причинения с ее помощью убытков либо нанесения ущерба деловой репутации лица, в отношении которого была распространена подобная информация, а также реальный размер таких убытков или ущерба в случае их возникновения.
Дискредитирующая информация может распространяться путем опубликования сведений в печати, трансляции их по радио и телевидеопрограммам, демонстрации в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложения в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам или сообщения в иной форме нескольким или хотя бы одному лицу. На практике к ложным, неточным или искаженным сведениям относят: упоминание уменьшенного размера дивидендов по акциям акционерного общества, сведения о возможном уходе хозяйствующего субъекта с рынка, информацию о прекращении производства или уменьшении производственных мощностей. Необходимо отметить, что лица, распространяющие не соответствующую действительности информацию, не могут нести за нее ответственность, если между ними и потерпевшей стороной нет конкурентных отношений (например, производственное предприятие не вправе привлекать к ответственности средство массовой информации или союз потребителей).
Сведения могут также быть условно подразделены по критерию их адресата. Ложные и неточные данные имеют целью дезинформировать конкурентов либо ввести в заблуждение третьих лиц, в частности клиентов и потребителей.
Лица, чьи права были нарушены путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений, в соответствии со ст. 15 ГК РФ и ст. 26 Закона о конкуренции на товарных рынках имеют право требовать полного возмещения убытков, если законом, договором или обычаем делового оборота не предусмотрено иное. В понятие "убытки" включается как реальный ущерб (расходы, необходимые для восстановления нарушенного права, утраченного или поврежденного имущества), так и упущенная выгода (неполученные доходы, которые могли быть получены при обычных условиях гражданского оборота).
Защита деловой репутации осуществляется в судебном порядке. Как указывает ст. 152 ГК РФ, это может быть либо опровержение сведений, порочащих деловую репутацию в средствах массовой информации по решению суда, либо замена или отзыв документа, исходящего от организации, либо опубликование ответа самого лица на данные сведения. В случае если невозможно установить распространителя информации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании порочащих его сведений несоответствующими действительности, таким образом восстановив нарушенное право. Под деловой репутацией разумно подразумевать "приобретенную в течение длительного времени общественную оценку деятельности хозяйствующего субъекта и его продукции" <*>.
--------------------------------
<*> Тотьев К.Ю. Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией // Закон. 1999. N 7.
Физические лица, пострадавшие от ложных, неточных или искаженных сведений, также могут потребовать возмещения морального вреда (физических или нравственных страданий).
Следующая (вторая) форма недобросовестной конкуренции, упомянутая в Законе, - это введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей. В данном случае под введением в заблуждение понимается "сознательное формирование у потребителя ошибочного мнения о товаре (работах, услугах)" <*>. Конкуренты должны будут доказать, что такое ошибочное мнение повлияло или повлияет на поведение потребителя при выборе и покупке товара. Так, покупка потребителем какого-либо товара может быть связана с его ожиданиями от предложенной продукции (место изготовления, качество, применение специальных технологий, авторитет и всемирное признание предприятия-изготовителя и т.д.).
--------------------------------
<*> Там же.
Недостоверная информация о характере, способе и месте изготовления, потребительских свойствах, качестве и количестве товара или его изготовителей нарушает и нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", в частности ст. ст. 8, 9 и 10 указанного Закона. Согласно ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребители вправе "требовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) <...> и реализуемых им товарах (работах, услугах)". Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны предоставляться потребителю, содержится в ст. 9 и ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Статья 9 данного Закона обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию <*>.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" / Отв. ред. А.Н. Ткач. М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2003.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги); сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний; цену и условия приобретения товаров (работ, услуг); гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с данным Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы); информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) (если таковое предусмотрено Законом); информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Кроме того, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Вышеуказанная информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) законодательно установленным требованиям представляется в виде маркировки товаров (работ, услуг) в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.
Одной из наиболее часто встречающихся форм недобросовестной конкуренции является некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами конкурентов. В первую очередь это касается рекламы тех или иных товаров и услуг. Здесь антимонопольное законодательство тесно взаимодействует с законодательством о рекламе. Согласно ст. 6 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" недобросовестной может быть признана (и) такая реклама, которая "содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов)". В качестве примера приведем случай некорректного сравнения товаров, отраженный в информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с законодательством о рекламе" <*> (п. 20).
--------------------------------
<*> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. N 2.
В региональной газете была опубликована реклама, выполненная в виде сравнения двух конкретных конкурирующих на рынке моделей одного и того же товара. В качестве отличительного достоинства рекламируемой модели указывалась такая потребительская характеристика, которая является желанной для любого покупателя товаров данного вида и предопределяет его выбор. В рекламе утверждалось, что искусственное занижение цены технического обслуживания модели-конкурента неминуемо отразится на качестве его ремонта и ускорит износ товара при эксплуатации.
Организация, осуществляющая на региональном рынке продажу и обслуживание товара-конкурента, с которыми сравнивался рекламируемый товар, посчитала, что указанная реклама содержит сведения, порочащие ее деловую репутацию, и обратилась в арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении ненадлежащей рекламы. К исковому заявлению прилагались документы, подтверждающие ненадлежащий характер рекламной информации и преобладание истца на соответствующем рынке.
Суд в иске отказал. При этом суд исходил из того, что упомянутая реклама не могла затронуть интересы истца, поскольку относилась не к лицам, а к товарам, распространяемым в регионе различными организациями, никого из этих организаций прямо не называла и негативных оценок товара-конкурента не использовала.
Между тем судом не было учтено, что реклама потребительских свойств и качества ремонта конкретных товаров затрагивает интересы каждого лица, известного потребителям и предпринимательским кругам на территории распространения рекламы в связи с продажей и (или) техническим обслуживанием именно этих товаров. При решении вопроса о том, могла ли спорная реклама затронуть права и интересы истца, суд не дал оценку представленным доказательствам преобладания данной организации на региональном рынке продажи и ремонта товара-конкурента.
Спорная реклама была выполнена в виде некорректного сравнения двух товаров, способного при выборе покупки ввести потребителей в заблуждение в связи с недостатком у них опыта и знаний. Согласно ст. 6 Закона о рекламе такая реклама является недобросовестной и не допускается.
Использованный в рекламе альтернативный способ сравнения исключал наличие у товара-конкурента тех положительных качеств, которые названы у рекламируемого товара и прежде всего интересуют покупателя. В данном случае негативная оценка товара-конкурента по сравниваемым параметрам вытекала из формы подачи и смысла рекламной информации.
Содержание указанной рекламы сводилось к тому, что конкурирующий товар хуже рекламируемого и подвержен преждевременному износу, и она явно носила характер сведений, порочащих конкурирующий товар и лиц, причастных к его продаже и ремонту.
В силу п. 1 ст. 31 Закона о рекламе юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд (арбитражный суд) с иском о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
Поскольку истец доказал факт ненадлежащей рекламы и то, что она затрагивает его интересы, апелляционная инстанция отменила принятое решение и удовлетворила исковые требования.
Недобросовестная реклама, противоречащая требованиям законодательства о рекламе, может быть направлена на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, нанести ущерб деловой репутации либо причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, нарушая таким образом и антимонопольное законодательство.
Закон о конкуренции особо подчеркивает недопустимость продажи, обмена или иного введения в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.
Пункт 4 ст. 54 и ст. 138 ГК РФ определяют, что на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица и его продукцию признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица. Третьи лица могут использовать эти объекты только с согласия правообладателя.
Закон о конкуренции на товарных рынках не регулирует отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения с их использованием направлены на ограничение конкуренции (п. 2 ст. 2). Поэтому для признания факта нарушения антимонопольного законодательства в спорах, связанных с объектами интеллектуальной собственности, необходимо доказать наличие конкурентных отношений и один из составов недобросовестной конкуренции, указанных в ст. 10 комментируемого Закона. Причем нужно учесть, что, как было указано выше, перечень форм, определенных статьей, не носит исчерпывающего характера.
Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности осуществляют Патентный закон, Законы РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "Об авторском праве и смежных правах" и др.
К формам недобросовестной конкуренции также относится и получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну. Эта группа нарушений связана с дезорганизацией производственного процесса конкурента.
Понятие коммерческой и служебной тайны содержится в ст. 139 ГК РФ. Выделяют четыре признака тайной информации:
она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность;
она неизвестна третьим лицам (чем ее ценность и обусловлена);
к ней нет свободного доступа на законном основании;
обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.
В рамках гражданского оборота хозяйствующие субъекты вправе, за некоторыми изъятиями, сами определять информацию, которая для них составляет коммерческую или служебную тайну. Аргументы о том, что информация не была воспринята как конфиденциальная, суды, как правило, не принимают во внимание.
Доступ к коммерческой или служебной тайне может дать серьезные преимущества над конкурентами, сведя на нет их предпринимательскую деятельность.
В качестве примера "других охраняемых законом тайн" можно привести тайну переписки и телефонных переговоров.
Особо стоит выделить банковскую, налоговую и государственную тайны, понятия которых часто пересекаются с понятиями коммерческой либо служебной информации. Для банков часть сведений, составляющих их банковскую тайну, является коммерческой, а для сотрудников банка - одновременно служебной. Пункт 2 ст. 102 Налогового кодекса РФ относит к разглашению налоговой тайны передачу коммерческой тайны налогоплательщика.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. (в ред. от 3 октября 2002 г.). Среди прочих к ним относятся: учредительные документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, а также других нарушениях законодательства России и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц в других организациях.
3. Пункт 2 ст. 10 Закона о конкуренции определяет противозаконность недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
По статистике, 50% обращений в антимонопольные органы связаны с нарушением прав на средства индивидуализации, и количество таких жалоб все возрастает. Многие юристы-практики сходятся во мнении, что сейчас необходим специальный закон о фирменных наименованиях, который урегулировал бы такие вопросы, как использование наименования организации как средства индивидуализации юридического лица и как элемента предприятия (имущественного комплекса, используемого для предпринимательской деятельности), возможно, было бы проведено деление на фирменные наименования (для коммерческих организаций) и простые наименования (соответственно для некоммерческих), рассмотрены вопросы возникновения прав на тождественные наименования и др.
Раздел IV. АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН
(в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 122-ФЗ)




Вернутся в раздел Комментарии к законам