2. В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
3. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.
4. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
5. Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
6. Выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
Комментарий к статье 22
1. Комментируемая статья определяет порядок осуществления действий ликвидационной комиссией при ликвидации общества.
Ликвидационная комиссия в силу п. 3 ст. 21 Закона обладает всеми полномочиями по управлению обществом в процессе ликвидации, восполняя тем самым ограничения правоспособности общества (отметим, что ответ на вопрос о том, что именно ограничивается - правоспособность или дееспособность юридического лица, - представляется небесспорным). При этом, как отмечалось в комментарии к предыдущей статье, теоретически не вполне ясен статус руководителя (председателя) ликвидационной комиссии: с одной стороны, он действует от имени юридического лица, выполняя решения ликвидационной комиссии, с другой - ни ГК РФ, ни Закон не содержат норм, прямо позволяющих руководителю ликвидационной комиссии действовать от имени юридического лица без доверенности (а подобные указания должны быть в законе).
2. Ликвидационная комиссия осуществляет все необходимые действия, направленные на прекращение дел АО, расчет по обязательствам (как перед контрагентами, так и перед акционерами), исключение АО из государственного реестра юридических лиц.
П. 1 комментируемой статьи устанавливает, что ликвидационная комиссия ПОМЕЩАЕТ (выделено мною. - М.Т.) в органах печати сообщение определенного содержания - в связи с этим обратим внимание на неточную с точки зрения юридической техники процитированную формулировку, из которой не следует однозначно, о праве либо обязанности ликвидационной комиссии идет речь. Очевидно, в данном случае установлена соответствующая обязанность, однако нередко из подобной конструкции нормы Закона можно сделать вывод об установлении этой нормой какого-либо права. Во избежание подобных проблем толкования целесообразно в тексте Закона формулировки типа "помещает", "сообщает", "содержит", "выносит" и т.п. изменить, добавив к ним соответственно глаголы "должен" или "может".
3. Публикация осуществляется в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц. В публикации должна быть отражена следующая информация:
- сообщение о факте ликвидации общества, т.е. о принятии уполномоченным субъектом соответствующего решения;
- порядок предъявления требований кредиторами - в частности, место, куда следует направлять требования, субъект, которому следует их адресовать, форма заявления требования и т.д.;
- срок предъявления требований кредиторами - в силу нормы п. 1 ст. 63 ГК РФ и п. 1 комментируемой статьи этот срок не может быть менее 2 месяцев, которые исчисляются с момента публикации сообщения о ликвидации.
Закон не отвечает на вопрос о последствиях указания в публикации меньшего срока. Очевидно, что кредиторы в таких ситуациях имеют право поставить вопрос (в том числе в судебном порядке) о том, что данный срок должен равняться двум месяцам независимо от того, как он был указан. В противном случае можно требовать признания недействительной ликвидации общества.
Значение рассматриваемого двухмесячного (или более) срока определяется двумя аспектами:
- этот срок позволяет кредиторам подготовиться и предъявить свои требования;
- этот срок дифференцирует статус кредиторов с точки зрения режима удовлетворения их требований - в силу п. 5 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, заявленные с опозданием, удовлетворяются из имущества ликвидируемого субъекта, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
4. При осуществлении ликвидации принципиальное значение имеет факт наличия или отсутствия обязательств АО перед кредиторами на момент принятия решения о ликвидации. Представляется, что зафиксировать этот факт должна ликвидационная комиссия.
Если обязательства перед кредиторами отсутствуют, то имущество АО распределяется между акционерами в соответствии со ст. 23 Закона. Практические проблемы связаны с тем, что Закон не отвечает на вопрос о том, подлежат ли в описанной ситуации применению нормы п. п. 3 - 7 комментируемой статьи Закона. Представляется, что ликвидационная комиссия должна принять меры к выявлению кредиторов и по получению дебиторской задолженности, составить промежуточный ликвидационный баланс с указанием на отсутствие предъявленных кредиторами требований, составить ликвидационный баланс, подлежащий утверждению собранием акционеров.
Сроки распределения имущества между акционерами в соответствии с п. 2 комментируемой статьи Закон не предусматривает; представляется, что переходить к распределению имущества можно не ранее, чем истечет двухмесячный срок для заявления требований кредиторами.
Еще одна ПРОБЛЕМА, связанная с п. 2 комментируемой статьи, состоит в том, что в нем речь идет об отсутствии требований НА МОМЕНТ (выделено мною. - М.Т.) принятия решения о ликвидации. Поскольку требования кредиторов могли появиться и после этого момента (в процессе ликвидации), представляется необходимым применить расширительное толкование, в рамках которого считать, что п. 2 комментируемой статьи применяется в ситуациях, когда требования кредиторов отсутствуют на момент начала распределения средств между акционерами.
5. П. 3 комментируемой статьи регламентирует порядок действий ликвидационной комиссии, направленных на составление промежуточного ликвидационного баланса. Для этого необходимо:
- письменное уведомление кредиторов о ликвидации общества (очевидно, имеются в виду известные кредиторы); такое уведомление необходимо независимо от публикации соответствующей информации. При этом возникает проблема, связанная с ответом на вопрос о последствиях отсутствия письменного уведомления при наличии публикации (как в случаях доказанности факта осведомленности кредитора о ликвидации, так и при отсутствии таких доказательств). Представляется нецелесообразным в таких ситуациях требование о признании ликвидации недействительной; может быть поставлен вопрос о ненадлежащем исполнении ликвидационной комиссией возложенных на нее обязанностей. Следует отметить, что Закон не определяет содержание письменного уведомления кредиторов. Разумно предположить, что оно должно быть таким же, как и опубликованное сообщение (в связи с этим возможны проблемы в ситуациях, когда в сообщении и уведомлении содержится разная информация, например, о сроке предъявления требований кредиторов), однако представляется, что соответствующая обязанность ликвидационной комиссии будет считаться исполненной и в том случае, если в письменном уведомлении будет содержаться только лишь информация о ликвидации общества;
- принятие мер к выявлению кредиторов - имеется в виду проверка места нахождения кредитора, уточнение объема и характера его требований;
- принятие мер к получению дебиторской задолженности - имеется в виду выявление субъекта, у которого существуют обязательства перед ликвидируемым АО, уточнение объема и характера требований к нему, предъявление этих требований в порядке, установленном законом или договором (в арбитражный либо третейский суд).
6. П. 4 комментируемой статьи устанавливает, что по истечении срока для предъявления требований ликвидационная комиссия составляет особый документ - промежуточный ликвидационный баланс. Для его составления необходимо будет провести инвентаризацию имущества ликвидируемого АО - обязательность проведения инвентаризации при ликвидации установлена ст. 12 Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.
В промежуточном балансе должна быть указана следующая информация:
- о составе имущества ликвидируемого АО (составляется перечень имущества);
- о каждом из предъявленных кредиторами требований (признание требований осуществляется на основании документов, подтверждающих действительность и размер требования (договор, судебное решение, расписка, ценная бумага и т.п.));
- о результатах рассмотрения каждого требования - признании либо отклонении его; следует учесть, что в силу п. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, причем по решению суда требования могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (очевидно, имеется в виду ситуация, когда этого имущества для удовлетворения всех требований достаточно).
Представляется, что в промежуточном балансе может быть отражена информация о требованиях, предъявленных в судебном порядке к юридическому лицу кредиторами, которым ликвидационная комиссия заявила отказ в признании требования.
Кроме того, в промежуточном балансе следует отдельно указать на обязательства, по которым кредиторами не были заявлены требования (поскольку они могут быть заявлены позднее), а также требования, заявленные с опозданием (по истечении установленного для этого срока).
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров; это установлено подп. 3 п. 1 ст. 48 Закона.
7. На стадии составления промежуточного баланса может выявиться недостаточность имущества ликвидируемого должника для удовлетворения всех требований кредиторов. В течение месяца после выявления этого обстоятельства ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) АО (это установлено п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве 2002 г., последствия неисполнения этой обязанности названы в п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 226 этого Закона).
8. П. 5 комментируемой статьи применяется в ситуации, когда на основании данных промежуточного ликвидационного баланса видно, что для удовлетворения всех требований кредиторов не хватает денежных средств ликвидируемого АО (а не всего имущества). В этом случае ликвидационная комиссия обязана организовать и провести продажу имущества АО. Представляется, что продаваться может не все имущество, а та его часть, выручки от продажи которой будет достаточно для удовлетворения всех требований кредиторов.
Продажа имущества осуществляется только с публичных торгов в порядке, установленном Законом "Об исполнительном производстве", при этом подлежат применению нормы главы 28 АПК РФ и статей 447 - 449 ГК РФ.
Заметим, что после продажи части либо всего имущества может выявиться недостаточность всех средств АО для удовлетворения всех требований. Переход к ликвидации путем банкротства будет обязательным (подробнее об этом было сказано выше).
Отметим проблему, упоминавшуюся в комментарии к ст. 21 Закона, - ввиду раскоординации норм ГК РФ и Закона о банкротстве получается, что, в то время как обычная добровольная ликвидация может быть в любой момент по решению учредителей (участников) прекращена, после перехода к конкурсной ликвидации учредители (участники) уже не имеют таких полномочий - юридическое лицо будет только ликвидировано; даже применение восстановительных процедур в отношении него будет невозможно (такая ситуация представляется следствием несовершенства юридической техники соответствующих норм Закона о банкротстве).
9. П. 6 комментируемой статьи применяется в ситуациях, когда из промежуточного баланса следует, что денежных средств ликвидируемого АО будет достаточно для удовлетворения всех требований кредиторов. В этом случае ликвидационная комиссия приступает к осуществлению выплат кредиторам.
Порядок выплат определяется следующими факторами:
- применение очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК РФ;
- начало удовлетворения требований первых четырех очередей - дата утверждения общим собранием промежуточного ликвидационного баланса, требований пятой очереди - истечение месячного срока с даты утверждения промежуточного баланса.
10. В п. 1 ст. 64 ГК РФ установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица:
- требования граждан, вытекающие из причинения вреда жизни и здоровью (а при ликвидации банков - еще и требования граждан-кредиторов (вкладчиков));
- требования работников по выплате выходных пособий и оплате труда, требования по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого должника;
- требования уполномоченных органов по взысканию задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
- требования всех остальных кредиторов.
Такая очередность применяется при ликвидации, не связанной с банкротством юридического лица.
Если же речь идет о ликвидации в рамках банкротства, то для этого новый Закон о банкротстве 2002 г. установил иную очередность (по сравнению с ГК РФ и Законом о банкротстве 1998 г.). В соответствии со статьями 134 - 138 Закона о банкротстве 2002 г. установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов несостоятельного должника:
- требования граждан, вытекающие из причинения вреда жизни и здоровью, а также из причинения морального вреда;
- требования работников по выплате выходных пособий и оплате труда, требования по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- все остальные требования.
При этом следует учесть две особенности:
- требования, обеспеченные залогом, в силу норм ст. 138 Закона о банкротстве удовлетворяются преимущественно перед всеми остальными требованиями за исключением только тех требований I, II очередей, которые возникли до заключения договора залога;
- требования в части возмещения убытков в форме упущенной выгоды и уплаты финансовых санкций удовлетворяются в силу норм п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве после удовлетворения требований в части основного долга (это касается требований как по обязательствам, так и по обязательным платежам).
Таким образом, получается, что количество очередей может увеличиться - так, при наличии одного договора залога и постоянно возникающих требований I, II очередей всего будет 7 очередей, при наличии двух договоров залога в описанной ситуации - 10 очередей и т.д. <*>.
--------------------------------
Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" М.В. Телюкиной включен в информационный банк. <*> Подробнее об этом см.: Телюкина М.В. Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". М.: Юрайт, 2003. С. 332 - 343.
Как видим, нормы Закона о банкротстве противоречат соответствующим нормам ГК РФ, что могло бы служить основанием для неприменения на основании п. 2 ст. 3 ГК РФ норм Закона о банкротстве до внесения соответствующих изменений в ГК РФ.
Позиция ВАС РФ состоит в том, что суды должны применять очередность, установленную Законом о банкротстве (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ N 4 от 08.04.2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*>).
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2003. N 6.
Очевидно, эта позиция ВАС РФ не затрагивает нормы комментируемой статьи, то есть в настоящее время при ликвидации юридических лиц по причине банкротства применяется иная очередность, нежели при ликвидации при условии достаточности средств для удовлетворения всех требований.
11. Требования, отклоненные ликвидационной комиссией, считаются погашенными, если кредитор не обжаловал ее действия в судебном порядке, а также если суд отказал кредитору в удовлетворении требования. Кроме того, погашенными считаются требования, не удовлетворенные по причине недостаточности средств должника в рамках конкурсного производства при банкротстве.
12. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи после окончания всех расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет документ, который называется ликвидационным балансом (иногда его именуют окончательным ликвидационным балансом). Этот документ так же, как и промежуточный ликвидационный баланс, должен быть утвержден общим собранием ликвидируемого АО.
Из ликвидационного баланса следует, какое имущество осталось у АО после расчетов со всеми кредиторами, какое имущество оказалось невозможно взыскать в порядке получения дебиторской задолженности; на этом деятельность ликвидационной комиссии завершается.
13. О завершении ликвидации должен быть уведомлен регистрирующий орган в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации - уведомление осуществляется не ранее чем через 2 месяца после опубликования информации о ликвидации юридического лица. Ст. 21 Закона о государственной регистрации перечисляет документы, которые ликвидационная комиссия представляет в регистрирующий орган в связи с ликвидацией юридического лица. При обычной ликвидации это заявление по утвержденной Правительством РФ форме, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины; при конкурсной ликвидации - определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, документ об уплате государственной пошлины.
На основании названных документов осуществляется запись о прекращении юридического лица. С этого момента ликвидация считается завершенной.
Информация о ликвидации юридических лиц публикуется регистрирующим органом.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 22. Порядок ликвидации общества. 1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.
Вернутся в раздел Комментарии к законам