Комментарии к законам

Статья 19. Выделение общества. 1. Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.



2. Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров общества вопрос о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
3. Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса.
Общее собрание акционеров каждого создаваемого общества принимает решение об утверждении его устава и образовании его органов. Если в соответствии с решением о реорганизации в форме выделения единственным акционером создаваемого общества будет являться реорганизуемое общество, утверждение устава создаваемого общества и образование его органов осуществляются общим собранием акционеров реорганизуемого общества.
Если решение о реорганизации общества в форме выделения предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
4. При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом.
Комментарий к статье 19
1. Комментируемая статья устанавливает особенности осуществления реорганизации в форме выделения.
Выделение определяется п. 1 комментируемой статьи как создание одного или нескольких обществ с передачей им прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Таким образом, выделение - единственный вид реорганизации, в рамках которого не прекращается деятельность ни одного юридического лица.
При такой реорганизации, как и при разделении, происходит разукрупнение общества.
2. Выделение (как и разделение) может осуществляться как добровольно, так и принудительно. Подробнее об этом (в том числе о выделении по решению антимонопольного органа) см. комментарий к ст. 18 Закона.
3. Инициатива в осуществлении выделения принадлежит совету директоров реорганизуемого общества, который выносит на рассмотрение общего собрания следующие вопросы:
- о реорганизации АО в форме выделения;
- о порядке и условиях осуществления выделения;
- о создании одного либо нескольких новых обществ;
- о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределении, приобретении);
- об утверждении разделительного баланса.
4. Решение по данным вопросам принимается по инициативе совета директоров общим собранием (в комментарии к предыдущим статьям отмечалось, что общее собрание должно именно вынести указанное решение, а не утвердить решение, принятое советом директоров, - подобная практика Закону не соответствует).
Представляется, что указанные выше решения за отсутствием специальной регламентации могут быть приняты как одним, так и разными собраниями кредиторов; кроме того, Закон не содержит препятствий в изменении собранием своего решения (это должно осуществляться в том же порядке, что и принятие решения).
5. Ч. 2 п. 3 комментируемой статьи определяет решения, которые должны быть приняты общим собранием создаваемого общества (каждого из нескольких создаваемых обществ), - это решения об утверждении устава и образовании органов управления.
Исключение установлено для ситуаций, когда единственным акционером нового общества является реорганизуемое общество, - в этом случае вопросы, связанные с утверждением устава и созданием органов управления решаются общим собранием реорганизуемого общества.
6. При решении общим собранием вопросов, связанных с формированием уставного капитала выделенного АО, следует учитывать нормы п. 8.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Постановлением ФКЦБ РФ от 18.06.2003 г. N 03-30/пс.
7. Можно выделить два основных способа размещения акций выделяемого АО. Первый - размещение акций среди акционеров реорганизуемого АО, в результате чего они становятся участниками выделившегося АО. Этот способ широко используется на практике; по сути, он представляет собой своеобразный способ выплаты дивидендов (поскольку акции нового АО распределяются между акционерами реорганизуемого АО). Следует отметить, что этот способ имеет нейтральные налоговые последствия - НК РФ не предусматривает обложение налогом передачи имущества при реорганизации. Кроме того, в описанных ситуациях не подлежат применению нормы Закона об ограничении выплаты дивидендов чистой прибылью.
Второй способ - приобретение акций нового АО самим реорганизуемым АО, которое становится единственным акционером нового АО. Этот способ мало отличается от создания дочернего общества - по сути, мы имеем разные механизмы, приводящие к одной цели. Отметим, что такая форма не вполне соответствует сущности реорганизации, смысл которой - передача части имущества другим субъектам.
Возможно и сочетание этих двух вариантов.
Ч. 3 п. 3 комментируемой статьи касается ситуаций, когда решение о реорганизации АО в форме выделения предусматривает конвертацию акций реорганизуемого АО в акции нового АО или распределение акций создаваемого АО среди акционеров реорганизуемого АО. В таких случаях в целях защиты прав акционеров реорганизуемого АО, голосовавших против реорганизации либо не принимавших участия в голосовании, установлено, что каждый такой акционер должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества. Заметим, что в рассматриваемой норме (как и в ч. 2 п. 3 ст. 18 Закона для разделения) говорится о том, что акционер ДОЛЖЕН (выделено мною. - М.Т.) получить определенные акции. Представляется, что таким образом выражена обязанность не акционера, а общества, в то время как акционеру принадлежит соответствующее право.
Кроме того, у акционера, голосовавшего против реорганизации либо не принимавшего участия в голосовании, есть и право на выкуп обществом принадлежащих ему акций (подробнее об этом см. комментарий к ст. 18 Закона).
8. П. 4 комментируемой статьи вслед за п. 4 ст. 58 ГК РФ закрепляет правило, в соответствии с которым при выделении из АО одного или нескольких обществ к ним переходит часть прав и обязанностей реорганизованного АО в соответствии с разделительным балансом. Из этого следует, что если разделительный баланс не упоминает о передаче какого-либо обязательства, то оно считается непереданным. В качестве примера из судебной практики можно привести дело, рассмотренное в п. 4 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", содержащегося в информационном письме Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 г., когда при выделении из предприятия - владельца авторских прав нового предприятия (АО) не был решен вопрос о переходе авторских прав к АО, которое потребовало в судебном порядке признания этих прав. Суд отказал в признании авторского права АО, т.к. в разделительном балансе указанные права обозначены не были.
Если разделительный баланс упоминает о передаче обязательства, но не дает возможности определить, к какому именно из нескольких выделившихся юридических лиц оно перешло, то в соответствии с ч. 3 п. 6 ст. 15 Закона они будут отвечать по этому обязательству солидарно.
9. О других практических проблемах, общих для всех видов реорганизации, см. комментарий к ст. 15 Закона.




Вернутся в раздел Комментарии к законам