Комментарии к законам

Статья 16. Слияние обществ. 1. Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.



2. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
3. Образование органов вновь возникающего общества проводится на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии обществ.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
4. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются.
(п. 4 введен Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
5. При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу в соответствии с передаточным актом.
Комментарий к статье 16
1. Комментируемая статья посвящена регламентации одной из форм реорганизации - слияния. Слияние может быть только добровольным (в принудительном порядке осуществляются разделение и выделение), однако воля сливающихся обществ в некоторых случаях не может быть реализована по решению государственного антимонопольного органа. П. 1 ст. 17 Закона о конкуренции устанавливает, что при принятии решения о реорганизации в форме слияния или присоединения коммерческих организаций, сумма активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч МРОТ, необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа, который в течение 30 дней с даты направления ходатайства о даче согласия на слияние сообщает о своем решении. Соответственно при отсутствии такого согласия реорганизация является недействительной, следовательно, новое АО может быть ликвидировано в принудительном порядке.
Антимонопольный орган может не допустить слияния, если это повлечет возникновение либо усиление доминирующего положения АО и (или) ограничение конкуренции.
Если сумма активов сливающихся АО превышает 100 тысяч МРОТ, то в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона о конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о реорганизации в формах слияния и присоединения в течение 45 дней после государственной регистрации нового АО; при этом п. 6 ст. 17 Закона о конкуренции устанавливает, что в ситуациях, когда действия, названные в п. 5 ст. 17, привели либо могут привести к ограничению конкуренции, МАП предписывает определенным субъектам осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции.
Кроме того, соответствующие вопросы регламентируются Положением о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденным Приказом МАП РФ N 276 от 13.08.1999 г. (в редакции Приказа МАП РФ N 785 от 31.10.2000 г.).
2. П. 1 комментируемой статьи, вслед за п. 1 ст. 58 ГК РФ, дает определение слияния как возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Таким образом, общим правопреемником реорганизующихся юридических лиц становится одно новое АО.
3. П. 2 комментируемой статьи устанавливает порядок осуществления слияния, который состоит в следующем.
Первый этап - разработка следующих документов:
договора о слиянии (в нем определяются порядок, условия реорганизации, в том числе сроки осуществления необходимых мероприятий, а также порядок конвертации акций каждого из сливающихся обществ в акции нового АО);
устава общества, образующегося в результате реорганизации;
передаточного акта (в нем, в соответствии со ст. 59 ГК РФ, должна быть определена судьба всего имущества и всех обязательств сливающихся АО, т.е. сказано, что они передаются новому АО).
Второй этап - вынесение советом директоров каждого из сливающихся обществ на решение общего собрания каждого общества следующих вопросов:
о проведении реорганизации в форме слияния;
об утверждении названных выше документов <*>.
--------------------------------
<*> В случаях, когда на основании норм ст. 17 Закона о конкуренции слияние осуществляется под контролем антимонопольного органа, договор о слиянии рассматривается общим собранием только после согласования его с антимонопольным органом - это установлено п. 2 Указа Президента РФ N 1210 от 18.08.1996 г. "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" (далее - Указ N 1210) (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4142).
Представляется, что эти решения могут быть приняты не на одном, а на разных собраниях акционеров, т.е., например, передаточный акт может быть разработан через определенное время после принятия решения о реорганизации, при этом возможно изменение общим собранием положений этого документа.
Отметим, что условия договора о слиянии конкретизируются нормами Указа N 1210.
Третий этап - образование органов создающегося общества, оно осуществляется на совместном общем собрании сливающихся обществ. П. 3 комментируемой статьи устанавливает, что договором о слиянии может быть установлен определенный порядок голосования на этом общем собрании, при отсутствии в договоре этих условий применяется общий порядок голосования, установленный ст. 59 Закона (одна акция - один голос).
4. П. 4 комментируемой статьи, нормы которого являются новеллой новой редакции Закона, устанавливает, что акции сливающихся обществ подлежат погашению, порядок погашения комментируемой статьей не определен. Акции сливающихся обществ конвертируются в акции нового АО в соответствии с договором о слиянии. Особенности эмиссии ценных бумаг при реорганизации в форме слияния установлены п. 8.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ РФ от 18.06.2003 г. N 03-30/пс.
5. П. 5 комментируемой статьи закрепляет общее положение об универсальном правопреемстве - все права и обязанности реорганизованных обществ (независимо от наступления срока исполнения) переходят к новому АО на основании передаточного акта (очевидно, передаточный акт должен составляться для каждого общества). Отметим, что и при отсутствии в передаточном акте указания на какое-либо обязательство права и обязанности по нему все равно переходят к новому АО в силу ч. 3 п. 6 ст. 15 Закона и соответствующих положений ГК РФ, а вот при отсутствии передаточного акта регистрация нового АО может быть признана недействительной (о целесообразности такого подхода и проблемах, в связи с ним возникающих, см. комментарий к ст. 15 Закона).
Министерство финансов РФ может определять, какие бухгалтерские документы должны быть приложены к передаточному акту.
6. О проблемах, связанных с ответом на вопрос о возможности слияния в АО субъектов иных организационно-правовых форм (либо слияния двух АО в ООО), см. комментарий к ст. 15 Закона (такие же проблемы возникают при любой, кроме преобразования, форме реорганизации).




Вернутся в раздел Комментарии к законам