Комментарий к статье 27
Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры могут вводиться при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. Они относятся в соответствии со ст. 20 комментируемого Закона к мерам нетарифного регулирования.
Комментируемая статья по вопросу применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер отсылает к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.
Данный Закон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров (Закон не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля).
Следует отметить, что Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" в полной мере соответствует общепринятым в мировой торговой практике подходам к применению соответствующих нетарифных мер регулирования импорта, изложенным в ГАТТ.
Упомянутый Федеральный закон применяется к отношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров и заявления о проведении которых зарегистрированы после вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ.
При установлении специальной пошлины на сельскохозяйственные товары применяются ст. 2 и п. 5 ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798.
1. Специальные защитные меры.
Специальными защитными мерами называются меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которые применяются по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.
Под импортной квотой понимается ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости, а под специальной пошлиной - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Правительство РФ может применить специальные защитные меры посредством введения импортных квот или специальных пошлин в отношении импортируемого товара, если будет установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики (ст. 6 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
Соответствующее расследование проводится Минэкономразвития России, являющимся в соответствии с п. 2 Постановления Правительства России от 27 августа 2004 г. N 443 <*> уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.
Специальная защитная мера применяется независимо от страны происхождения товара, за исключением товара, происходящего из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций Российской Федерации, если доля импорта данного товара из такой страны не превышает 3% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, при условии, что суммарная доля импорта данного товара из развивающихся стран, на долю каждой из которых приходится не более чем 3% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, не превышает 9% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации.
Порядок установления серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики определен ст. 7 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ.
В целях установления серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации Минэкономразвития России оценивает объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и оказывают воздействие на экономическое положение отрасли российской экономики, в том числе:
- темпы и объем прироста импорта товара, являющегося объектом расследования, на таможенную территорию Российской Федерации в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара;
- уровень цен на импортный товар, являющийся объектом расследования, по сравнению с ценой непосредственно конкурирующего товара, производимого в Российской Федерации;
- изменение объема продажи непосредственно конкурирующего товара, производимого в Российской Федерации, на рынке Российской Федерации;
- изменение объема производства непосредственно конкурирующего товара, производительности, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отрасли российской экономики;
- долю импортного товара, являющегося объектом расследования, в общем объеме продажи на рынке Российской Федерации данного товара и непосредственно конкурирующего товара.
Серьезный ущерб отрасли российской экономики или угроза причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта должны устанавливаться на основе результатов анализа всех доказательств и сведений, относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования.
В случае если до завершения расследования Минэкономразвития России установлено, что задержка с применением специальной защитной меры причинила бы серьезный ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить впоследствии, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение Минэкономразвития России об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом на таможенную территорию Российской Федерации и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, принимается решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины при условии одновременного продолжения расследования в целях получения окончательного заключения.
Одновременно с представлением в Правительство РФ упомянутого доклада Минэкономразвития России уведомляет в письменной форме уполномоченный орган иностранного государства (союза иностранных государств), из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также других известных ему заинтересованных лиц о возможном введении предварительной специальной пошлины.
Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 200 дней.
Предварительная специальная пошлина вносится на депозит Федеральной таможенной службы в соответствии с положениями таможенного законодательства Российской Федерации, относящимися к таможенным платежам. При этом суммы предварительной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении специальной защитной меры. Если проведенное расследование дает основания для введения специальных защитных мер, суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в федеральный бюджет. Если же нет, то такие суммы подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей (глава 33 Таможенного кодекса РФ).
При этом, если по результатам расследования вводится импортная квота или специальная пошлина, суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в федеральный бюджет.
Специальная защитная мера применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
Если специальная защитная мера применяется посредством установления импортной квоты, уровень такой импортной квоты не должен быть ниже среднегодового уровня (в количественном или стоимостном выражении) объема импорта товара, являвшегося объектом расследования, в предшествующий период, за исключением случаев необходимости установления меньшего уровня импортной квоты для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
При распределении импортной квоты между иностранными государствами, из которых экспортируется товар, являвшийся объектом расследования, иностранным государствам, имеющим заинтересованность в экспорте данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, может быть предложено провести консультации по вопросу распределения между ними импортной квоты.
Импорт товара, в отношении которого принято решение об установлении импортной квоты в качестве специальной защитной меры, на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для товаров, на импорт которых установлены количественные ограничения.
Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года, за исключением случая продления срока действия такой меры (ст. 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
Правительство РФ может продлить срок действия специальной защитной меры, если по результатам повторного расследования, проведенного Минэкономразвития России, установлено, что для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики необходимо продление срока действия специальной защитной меры и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью российской экономики принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям.
В случае если срок действия специальной защитной меры превышает год, Минэкономразвития России в течение срока действия специальной защитной меры представляет в Правительство РФ доклад о результатах применения такой меры в целях определения возможности смягчения специальной защитной меры.
Если же срок действия специальной защитной меры превышает три года, не позднее чем по истечении одной второй срока действия такой меры Минэкономразвития России должно провести повторное расследование, по результатам которого специальная защитная мера может быть сохранена, смягчена или отменена.
Общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины и срок, на который продлевается действие специальной защитной меры, не должен превышать восемь лет.
2. Антидемпинговые меры.
Антидемпинговая мера представляет собой меру по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.
Основания применения антидемпинговой меры сформулированы в ст. 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ. Она может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного Минэкономразвития России, будет установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара (т.е. цена, по которой товар импортируется на таможенную территорию Российской Федерации) ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар. При этом под обычным ходом торговли понимается купля-продажа аналогичного товара на рынке иностранного государства, в котором производится или из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, по цене выше средневзвешенной себестоимости аналогичного товара, определяемой исходя из средневзвешенных издержек производства и средневзвешенных торговых, административных и общих издержек (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
Ущерб отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта устанавливается на основе результатов анализа объема демпингового импорта, воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и воздействия такого импорта на российских производителей аналогичного товара (ст. 13 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
Под ущербом отрасли российской экономики законодатель понимает материальный ущерб отрасли российской экономики, угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенное замедление создания отрасли российской экономики.
При анализе объема демпингового импорта Минэкономразвития России определяет, произошло ли увеличение демпингового импорта данного товара (в абсолютных показателях либо относительно производства или потребления в Российской Федерации аналогичного товара).
При анализе воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации устанавливается:
- были ли цены товара, являющегося предметом демпингового импорта, ниже цен аналогичного товара на рынке Российской Федерации;
- привел ли демпинговый импорт к снижению цен аналогичного товара на рынке Российской Федерации;
- препятствовал ли демпинговый импорт росту цен аналогичного товара на рынке Российской Федерации, который имел бы место в случае отсутствия демпингового импорта.
Анализ воздействия демпингового импорта на отрасль российской экономики заключается в оценке экономических факторов, имеющих отношение к состоянию отрасли российской экономики, в том числе:
- степени восстановления экономического положения отрасли российской экономики после воздействия на нее имевшего место ранее демпингового импорта или субсидируемого импорта;
- происшедшего или возможного в будущем сокращения производства, продажи товара, доли его на рынке Российской Федерации, прибыли, производительности труда, доходов от привлеченных инвестиций или использования производственных мощностей;
- факторов, влияющих на цены товара на рынке Российской Федерации;
- размера демпинговой маржи, под которой понимается выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене;
- происшедшего или возможного в будущем негативного воздействия на движение денежных потоков, запасы товара, уровень занятости, заработную плату, темпы роста производства товара, возможность привлечения инвестиций.
Установление ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта должно основываться на анализе всех относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования, доказательств и сведений. Минэкономразвития России помимо демпингового импорта анализирует другие известные факторы, вследствие которых в тот же период причиняется ущерб отрасли российской экономики. Указанный ущерб отрасли российской экономики не должен быть отнесен органом, проводящим расследования, к ущербу отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта.
При установлении угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта Минэкономразвития России учитывает следующие факторы:
- темпы роста демпингового импорта, свидетельствующие о реальной возможности дальнейшего увеличения такого импорта;
- наличие у экспортера товара, являющегося предметом демпингового импорта, достаточных экспортных возможностей или очевидная неотвратимость их увеличения, которые свидетельствуют о реальной возможности увеличения демпингового импорта данного товара, с учетом возможности других экспортных рынков принять любой дополнительный экспорт данного товара;
- уровень цен товара, являющегося предметом демпингового импорта, если такой уровень цен может привести к снижению или сдерживанию цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и дальнейшему росту спроса на товар, являющийся предметом демпингового импорта;
- запасы у экспортера товара, являющегося предметом демпингового импорта.
Решение о наличии угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики принимается в случае, если в ходе расследования по результатам анализа вышеупомянутых факторов Минэкономразвития России пришло к заключению о неотвратимости продолжения демпингового импорта и причинения таким импортом материального ущерба отрасли российской экономики в случае непринятия антидемпинговой меры.
Как и в случае со специальными защитными мерами, при антидемпинговом регулировании возможно введение предварительной антидемпинговой пошлины (ст. 14 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
Если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение Минэкономразвития России, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.
Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования. При этом ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи.
Порядок уплаты предварительной антидемпинговой пошлины во многом схож с порядком уплаты предварительной специальной пошлины.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ Минэкономразвития России может приостановить или прекратить расследование без введения предварительной антидемпинговой пошлины или окончательной антидемпинговой пошлины при получении им от экспортера товара, являющегося объектом расследования, обязательств в письменной форме, добровольно принятых экспортером, о пересмотре установленных им цен данного товара или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации по ценам ниже нормальной стоимости данного товара. Для того чтобы данная норма могла быть реализована, Минэкономразвития России должно в результате анализа таких обязательств прийти к заключению, что их принятие устранит неблагоприятные последствия демпингового импорта, а Правительство РФ должно принять решение об одобрении этих обязательств.
Уровень цен товара, являющегося объектом расследования, согласно этим обязательствам должен быть не выше, чем это необходимо для устранения демпинговой маржи. Повышение цены товара, являющегося объектом расследования, может быть меньше демпинговой маржи, если такое повышение является достаточным для устранения ущерба отрасли российской экономики.
В отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, ценовые обязательства которых были одобрены Правительством РФ, применяется антидемпинговая пошлина. Порядок ее применения определен ст. 16 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ.
При определении Минэкономразвития России индивидуальной демпинговой маржи антидемпинговая пошлина применяется индивидуально в отношении каждого известного иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося предметом демпингового импорта. Если же органом, проводящим расследования, будет определена единая демпинговая маржа, антидемпинговая пошлина применяется на недискриминационной основе в отношении всех известных иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта. При этом ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.
Антидемпинговая мера применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта (ст. 17 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
Необходимость продолжения применения антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки либо необходимость продолжения действия ценовых обязательств или пересмотра условий действия таких обязательств определяется Правительством РФ на основании доклада, содержащего заключение Минэкономразвития России о результатах повторного расследования, проведенного по его инициативе или по запросам заинтересованных лиц после представления этими лицами сведений, подтверждающих необходимость пересмотра антидемпинговой меры.
Заинтересованные лица вправе обратиться в Минэкономразвития России с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости продолжения применения антидемпинговой меры для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта, а также вопрос о вероятности возобновления причинения ущерба отрасли российской экономики в случае отмены антидемпинговой меры или пересмотра ее размера.
В случае если по результатам повторного расследования будет установлено, что продление срока действия антидемпинговой меры не является оправданным, Правительством РФ на основании доклада, содержащего заключение Минэкономразвития, принимается решение об отмене антидемпинговой меры.
Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня последнего пересмотра антидемпинговой меры.
3. Компенсационные меры.
Компенсационная мера - это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии <*> иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером. В целях определения компенсационных мер под специфической субсидией иностранного государства понимается субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
--------------------------------
<*> Субсидия иностранного государства - это финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории иностранного государства в форме прямого перевода денежных средств (в том числе в виде дотаций, займов, покупки акций) или обязательства по переводу таких средств (в том числе в виде гарантий по займам); отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм; льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения товара; иной поддержки доходов или цен, если прямым или косвенным результатом такой поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного Минэкономразвития России, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики (ст. 18 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства устанавливается Правительством РФ. Действующие правила расчета специфической субсидии утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2004 г. N 546 <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4139.
В ст. 19 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ сформулированы принципы отнесения субсидии иностранного государства к специфической субсидии:
- субсидия иностранного государства является специфической субсидией, если субсидирующим органом или законодательством к пользованию субсидией допускаются только конкретные организации: конкретный производитель и (или) экспортер или конкретная отрасль экономики иностранного государства либо группа (союз, объединение) производителей и (или) экспортеров или отраслей экономики иностранного государства;
- субсидия иностранного государства является специфической субсидией, если предоставление такой субсидии сопровождается:
а) ограничением числа конкретных организаций, которые допущены к пользованию субсидией;
б) преимущественным пользованием субсидией конкретными организациями;
в) предоставлением непропорционально больших сумм субсидии конкретным организациям;
г) выбором субсидирующим органом льготного (преференциального) способа предоставления субсидии конкретным организациям;
- субсидия иностранного государства является специфической субсидией, если число конкретных организаций, которые допущены к пользованию этой субсидией, ограничено организациями, расположенными в обозначенном географическом регионе;
- субсидия иностранного государства является специфической субсидией, если:
а) субсидия в соответствии с законодательством либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий увязана <*> с результатами экспорта товара;
--------------------------------
<*> Субсидия считается увязанной фактически с результатами экспорта товара, если ее предоставление, юридически не связанное с результатами экспорта товара, связано с происшедшим или возможным в будущем экспортом товара либо связано на практике с экспортной выручкой.
б) субсидия увязана в соответствии с законодательством либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий с использованием товаров местного производства вместо импортных товаров.
Субсидия иностранного государства не является специфической субсидией, если субсидирующим органом или законодательством устанавливаются объективные критерии или условия, которые определяют безусловное право на получение субсидии и ее размер (в том числе в зависимости от числа работников, занятых производством продукции, объема выпуска продукции) и строго соблюдаются.
Ущерб отрасли российской экономики (материальный ущерб отрасли российской экономики, угроза причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенное замедление создания отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта) устанавливается на основе результатов анализа объема субсидируемого импорта, воздействия субсидируемого импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и воздействия такого импорта на российских производителей аналогичного товара (ст. 20 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
При анализе объема субсидируемого импорта Минэкономразвития России определяет, произошло ли увеличение субсидируемого импорта (в абсолютных показателях либо относительно производства или потребления аналогичного товара в Российской Федерации).
При анализе воздействия субсидируемого импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации устанавливается:
- были ли цены товара, являющегося предметом субсидируемого импорта, ниже цен аналогичного товара на рынке Российской Федерации;
- привел ли субсидируемый импорт к снижению цен аналогичного товара на рынке Российской Федерации;
- препятствовал ли субсидируемый импорт росту цен аналогичного товара на рынке Российской Федерации, который имел бы место в случае отсутствия такого импорта.
Установление ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта должно основываться на анализе всех относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования, доказательств и сведений.
При установлении угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта Минэкономразвития России учитывает следующие факторы:
- характер, размер субсидии или субсидий и их возможное воздействие на торговлю;
- темпы роста субсидируемого импорта, свидетельствующие о реальной возможности дальнейшего увеличения такого импорта;
- наличие у экспортера товара, являющегося предметом субсидируемого импорта, достаточных экспортных возможностей или очевидная неотвратимость их увеличения, которые свидетельствуют о реальной возможности увеличения субсидируемого импорта данного товара, с учетом возможности других экспортных рынков принять любой дополнительный экспорт данного товара;
- уровень цен товара, являющегося предметом субсидируемого импорта, если такой уровень цен может привести к снижению или сдерживанию цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и дальнейшему росту спроса на товар, являющийся предметом субсидируемого импорта;
- запасы у экспортера товара, являющегося предметом субсидируемого импорта.
Решение о наличии угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики принимается в случае, если в ходе расследования по результатам анализа перечисленных факторов Минэкономразвития России пришло к заключению о неотвратимости продолжения субсидируемого импорта и причинения таким импортом материального ущерба отрасли российской экономики в случае непринятия компенсационной меры.
Как и в случае со специальными защитными и антидемпинговыми мерами, допускается введение предварительной компенсационной пошлины (ст. 21 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ). Она может быть введена, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики. Правительство РФ принимает решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.
Предварительная компенсационная пошлина вводится в размере, равном предварительно рассчитанной величине субсидии.
Расследование может быть приостановлено или прекращено Минэкономразвития России без введения предварительной или окончательной компенсационной пошлины при принятии Правительством РФ решения об одобрении полученных указанным органом в письменной форме добровольно взятых иностранным государством или экспортером обязательств, в соответствии с которыми:
а) иностранное государство, из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, соглашается отменить или сократить субсидирование либо принять другие соответствующие меры в целях устранения последствий субсидирования;
б) экспортер товара, являющегося объектом расследования, соглашается пересмотреть установленные им цены данного товара таким образом, что в результате анализа принимаемых экспортером обязательств Минэкономразвития России приходит к заключению, что принятие таких обязательств устранит неблагоприятные последствия субсидируемого импорта. Уровень цен товара, являющегося объектом расследования, согласно таким обязательствам должен быть не выше, чем это необходимо для нейтрализации воздействия субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики (ст. 22 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
В случае если иностранное государство или экспортер нарушит либо отзовет принятые обязательства, Правительством РФ принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины, если расследование еще не завершено, или окончательной компенсационной пошлины, если окончательные результаты расследования свидетельствуют о наличии оснований для применения компенсационных мер.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ компенсационная пошлина применяется после того, как иностранному государству, предоставляющему специфическую субсидию, было предложено провести консультации. Компенсационная пошлина применяется и в случае, если указанное иностранное государство отказалось от предложенных консультаций или в ходе таких консультаций взаимоприемлемое решение не было достигнуто.
Решение о введении компенсационной пошлины может быть принято в течение срока действия специфической субсидии иностранного государства.
Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства, рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара. Ставка компенсационной пошлины может быть меньше, чем размер специфической субсидии иностранного государства, если такая ставка является достаточной для устранения ущерба отрасли российской экономики.
Компенсационная мера применяется по решению Правительства в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта.
Необходимость продолжения применения компенсационной пошлины или пересмотра ее ставки либо необходимость продолжения действия принятых обязательств или пересмотра условий действия таких обязательств определяется Правительством РФ на основании доклада, содержащего заключение Минэкономразвития России о результатах повторного расследования, проведенного по его инициативе или по запросам заинтересованных лиц после представления этими лицами сведений, подтверждающих необходимость пересмотра действия компенсационной меры.
Срок действия компенсационной меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня ее последнего пересмотра.
Особое значение для применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер имеют вопросы, связанные с процедурой их применения. Факты, обусловливающие необходимость введения таких мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, устанавливаются казуально, т.е. применительно к каждому конкретному случаю по результатам соответствующего разбирательства.
Правила проведения соответствующих расследований содержатся в главах 1 и 5 Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ.
Процедура расследования в связи с введением особых видов пошлин, применяемая в Российской Федерации, в основных своих чертах соответствует общепринятым в мировой практике стандартам, сформулированным в следующих соглашениях, заключенных в рамках ГАТТ-ВТО:
- Соглашение по защитным мерам;
- Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговом кодексе);
- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 27. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры. В соответствии с федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.
Вернутся в раздел Комментарии к законам