Комментарии к законам

Статья 25. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров. 1. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.



2. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании заявлений, представленных по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона. Срок выдачи разрешения не может превышать три рабочих дня с даты подачи заявления. Не допускается требовать для получения разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров представления иных документов, кроме заявления. Отсутствие разрешения является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.
Комментарий к статье 25
Комментируемая статья содержит общие правила осуществления наблюдения за экспортом и/или импортом отдельных видов товаров. Согласно части 1 статьи наблюдение представляет собой временную меру, применяемую в целях мониторинга динамики экспорта/импорта отдельных видов товаров, и является новой для отечественного законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Своей международной основой статья 25 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" имеет Соглашение по процедурам импортного лицензирования <*>, точнее его положения об автоматическом лицензировании товаров. В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения автоматическое лицензирование предполагает удовлетворение заявления о получении лицензии любого лица во всех случаях и не должно применяться способом, ограничивающим импорт товаров. Принципиальное отличие наблюдения за отдельными товарами, предусмотренного комментируемой статьей, и автоматического лицензирования, регламентируемого упомянутым выше Соглашением, помимо того, что наблюдение установлено Федеральным законом как за экспортом, так и за импортом товаров, а автоматическое лицензирование предусмотрено Соглашением только за импортом, видится в следующем.
--------------------------------
<*> Иначе - Кодекс по импортному лицензированию. ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.
В соответствии с Соглашением лицензирование, в том числе и автоматическое, относится к нетарифным ограничениям внешней торговли. Четкого определения понятия "нетарифные ограничения" в правовых документах ВТО нет. Данный термин используется для обозначения большой группы разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, мер, направленных на защиту здоровья людей, животных и растений, использование которых выходит за рамки их прямого назначения и создает препятствия для внешней торговли товарами и услугами. В мировой практике и торговой политике принято различать нетарифные ограничения, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта и др.), и нетарифные ограничения, возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных мер и др. <*>
--------------------------------
<*> См.: Всемирная торговая организация. Дюмулен И.И. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2003. С. 149, 150.
Из положений настоящего Федерального закона следует, что регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется государством посредством методов, исчерпывающий перечень которых дан в статье 12 Закона, т.е. все воздействие, вмешательство государства во внешнеторговую деятельность должно осуществляться в рамках этих методов. Прямо указывают на это, в частности, положения части 3 статьи 5 Федерального закона о том, что реализация торговой политики РФ осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных в статье 12 Федерального закона. Нетарифное регулирование законодательно определено как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (см. подробнее: комментарий к пункту 17 статьи 2 настоящего Федерального закона). Мерами нетарифного регулирования являются исключительно следующие: количественные ограничения, распределение квоты, лицензирование, исключительное право на экспорт/импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры (статьи 20 - 24, 26, 27 Закона).
Таким образом, Закон не относит наблюдение за экспортом/импортом отдельных товаров к мерам нетарифного регулирования и не позволяет рассматривать его в качестве меры, применяемой в рамках других из перечисленных в статье 12 Закона методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Кроме того, необходимо отметить следующее.
Степень государственного вмешательства во внешнеторговые отношения, выбор конкретной меры определяются целями, на достижение которых направлено государственное регулирование указанных отношений (в широком смысле это обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защита экономических и политических интересов РФ). Специфическая цель наблюдения за экспортом/импортом товаров - получение информации о ходе экспортных/импортных операций в отношении наблюдаемых товаров. На основе анализа этой информации уже могут быть введены те или иные меры государственного регулирования, направленные на достижение конкретных целей (например, защита внутреннего рынка и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике - статья 19 данного Федерального закона и др.). Представляется, что целью наблюдения может быть и оценка результатов применения тех или иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, степени их влияния на уровень экспорта/импорта товаров.
Исходя из изложенных положений Федерального закона однозначно определить "статус" рассматриваемой меры представляется затруднительным. Определенно можно сказать, что данная мера регулирует вывоз/ввоз товаров лишь косвенно, опосредованно, служит вспомогательным инструментом для осуществления государством контроля экспортных/импортных операций с теми или иными товарами.
Наблюдение за отдельными видами товаров характеризуется следующими основными положениями.
1. Согласно части 1 комментируемой статьи наблюдение устанавливается за экспортом/импортом только отдельных видов товаров. Перечень таких товаров по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, а также порядок наблюдения за их экспортом/импортом, определяет Правительство РФ (пункты 7, 8 части 2 статьи 13 Закона). Таким образом, в этой части регулирование должно осуществляться соответствующими подзаконными актами Правительства РФ. Обеспечивает проведение этой меры указанный федеральный орган исполнительной власти.
2. Наблюдение определяется Законом как временная мера. Конкретные временной отрезок или пределы (хотя бы только максимальные) наблюдения за экспортом/импортом товаров настоящим Федеральным законом не установлены. Возможно, этот вопрос будет урегулирован соответствующим постановлением Правительства РФ, регламентирующим порядок наблюдения за экспортом/импортом отдельных видов товаров. В любом случае длительность наблюдения за теми или иными товарами во многом должна зависеть от целей мониторинга в каждом конкретном случае. При этом необходимо учитывать такие основополагающие принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, как обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ (пункты 8, 9 статьи 4 Закона). Отметим, что Соглашение по процедурам импортного лицензирования регламентирует этот вопрос таким образом: автоматическое импортное лицензирование может сохраняться до тех пор, пока преобладают обстоятельства, вызывавшие его введение, и пока лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более приемлемым способом.
3. Наблюдение за экспортом/импортом товаров осуществляется посредством выдачи разрешений. Получение разрешения на экспорт/импорт наблюдаемого товара, исходя из заявленной цели применения этой меры, не должно служить препятствием для осуществления внешней торговли товарами, быть обременительным для участника внешнеторговой деятельности. В этой связи процедура получения указанного разрешения максимально упрощена. Единственным документом, необходимым для получения разрешения, является заявление по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности. Срок выдачи разрешения не может превышать трех рабочих дней с даты подачи заявления. <*> Представление иных документов, кроме заявления, не требуется. В случае предъявления такого требования к участнику внешнеторговой деятельности, а также в случае нарушения указанного выше срока выдачи разрешения названные действия соответствующего органа государственной власти могут быть обжалованы участником внешнеторговой деятельности (подробнее об обжаловании см. комментарий к ст. 18 Закона).
--------------------------------
<*> Максимальный срок выдачи автоматической лицензии, предусмотренный Соглашением по процедурам импортного лицензирования, составляет 10 рабочих дней.
Отдельно необходимо отметить норму комментируемой статьи о том, что отсутствие разрешения на экспорт/импорт товаров, в отношении которых установлено наблюдение, является основанием для отказа таможенных органов в выпуске товаров. В ТК РФ под выпуском товаров понимается стадия таможенного оформления товаров, заключающаяся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и/или распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом (подпункт 23 пункта 1 статьи 11, глава 16 ТК РФ). Условия, при соблюдении которых таможенные органы осуществляют выпуск товаров, перечислены в статье 149 ТК РФ. Это следующие условия.
Во-первых, при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не должно быть выявлено нарушений таможенного законодательства. <*> Отсутствие разрешения на экспорт/импорт товаров, предусмотренного настоящей статьей, не является нарушением таможенного законодательства, поскольку формально согласно определению понятия "таможенное законодательство", закрепленному в пункте 2 статьи 3 ТК РФ, Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в указанное понятие не включен.
--------------------------------
<*> Это общее правило, исключение из которого составляют случаи, когда выявленные нарушения не являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении и были лицом устранены, а при возбуждении дела об административном правонарушении - случаи выпуска товаров по решению начальника таможенного органа в соответствии со статьей 154 ТК РФ.
Во-вторых, условием, необходимым для выпуска товаров, является представление на товары, в отношении которых в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или международными договорами РФ установлены ограничения, документов, подтверждающих соблюдение ограничений. Такими документами являются, в частности, лицензии, применение которых предусмотрено статьей 24 комментируемого Федерального закона. Очевидно, что разрешения на экспорт/импорт товаров, в отношении которых установлено наблюдение в соответствии с его статьей 25, к числу таких документов не относятся.
К оставшимся двум условиям выпуска, установленным ТК РФ (соблюдение требований и условий, необходимых для помещения товаров под избранный таможенный режим или таможенную процедуру, и уплата таможенных платежей либо представление обеспечения их уплаты), рассматриваемые положения Федерального закона вообще неприменимы.
Исключение из Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" нормы об отказе в выпуске товаров ввиду отсутствия разрешения на экспорт/импорт наблюдаемых товаров, безусловно, имело бы следствием недостижение целей наблюдения за товарами, получение недостоверной информационной картины, искаженных данных об экспорте/импорте интересующих видов товаров. Одновременно с этим необходимо учитывать, что на сегодняшний день (до внесения соответствующих изменений) рассмотренные выше положения настоящего Федерального закона не согласуются с положениями о выпуске товаров ТК РФ, а последствия неполучения разрешения на экспорт/импорт товаров, в отношении которых установлено наблюдение (т.е. отказ в помещении товаров под избранный таможенный режим, запрет заинтересованным лицам пользоваться и/или распоряжаться ими), не соотносятся с объявленным существом этой меры (мониторинг динамики экспорта/импорта отдельных видов товаров).




Вернутся в раздел Комментарии к законам