Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.
Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 12
Любое отчуждение имущества зависит в первую очередь от оборотоспособности данного имущества, т.е. от возможности свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому при условии, что оно не изъято из оборота или не ограничено в обороте. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки по отчуждению этого имущества.
Особенность лесного фонда и участка лесного фонда как природного ресурса состоит в том, что согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждением участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.
В последнее время возникла еще одна проблема при применении лесного и гражданского законодательства в части вопроса о совершении сделок со строениями на участках лесного фонда и с толкованием ст. 12 и ст. 24 Лесного кодекса РФ по вопросу передачи лесопользователем права пользования участком лесного фонда другому лицу (см. комментарий к ст. 24 настоящего Кодекса).
Согласно подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 48 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ, а также заключенными в соответствии с Конституцией РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исключительные полномочия РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов регламентированы ст. 46 ЛК РФ, а субъектов РФ - ст. 47 ЛК РФ.
В соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами, ограничиваются в обороте. Это положение означает, что данные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Обсуждаемый сегодня проект нового Лесного кодекса предполагает предоставлять земельные участки в пределах лесного фонда в частную собственность.
Земельный кодекс РФ в подп. 2 п. 2 ст. 40 установил, что собственник земельного участка имеет право собственности на расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации. Землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков не обладают правом собственности на многолетние насаждения, расположенные на земельном участке, предоставленном им на соответствующем праве. Так следует из текста п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ, где закреплено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подп. 2 п. 2 указанной статьи.
Если обратиться к Лесному кодексу РФ, то в соответствии с его ст. 20 древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Таким образом, ею возможно свободно распоряжаться. Но та растительность, которая располагалась на участке до предоставления его в частную собственность, не находится в свободном распоряжении, а пользование и распоряжение ею должно осуществляться в соответствии с законодательством о растительном мире.
Проблема в отношении регулирования ДКР сводится еще к одному вопросу. Дело в том, что согласно Федеральному закону "О государственном земельном кадастре" (ст. ст. 1, 14) объекты недвижимого имущества, прочно связанные с земельными участками, могут и должны отражаться в государственном земельном кадастре. Таким образом, к ним относятся только, согласно ст. 130 ГК РФ в нашем случае, леса (городские) и многолетние насаждения. Настоящая процедура не реализуется. Перечень многолетних насаждений, являющихся недвижимым имуществом, содержится в Классификаторе, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. N 17 (ч. ч. I - II, ч. III разд. А - С, разд. D (коды 1510000 - 420000)). Все иные насаждения не подпадают под понятие многолетних (т.е. не являются недвижимым имуществом), а следовательно, не могут отражаться в государственном земельном кадастре. Для них необходима иная методика учета в рамках возможностей учета природных ресурсов, предусмотренная п. 2 ст. 6 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", для которой государственный земельный кадастр является только источником информационного обмена сведениями.
Глава 3. СУБЪЕКТЫ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 12. Оборотоспособность объектов лесных отношений. Оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом.
Вернутся в раздел Комментарии к законам