Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд (далее - древесно-кустарниковая растительность), регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о растительном мире, земельным, водным законодательством Российской Федерации, а также соответствующими статьями настоящего Кодекса.
Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд (продукции), регулируются гражданским законодательством и иным законодательством Российской Федерации.
Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.
Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Административные отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, регулируются лесным законодательством Российской Федерации в соответствии с административным и финансовым законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 5
Комментируемая статья определяет отношения, регулируемые лесным законодательством, и взаимосвязь лесного законодательства со смежными отраслями права.
Любая отрасль права, любое законодательство состоят из совокупности норм права, регулирующих те или иные общественные отношения. Поскольку изолированным образом общественные отношения не существуют, то и нормы законодательства, их регламентирующие, имеют особенность дополнять друг друга.
Вопрос соотношения смежных отраслей права сложен. Так, лес обладает лесной растительностью, являющейся средой обитания животного мира. В лесу не исключено наличие полезных ископаемых, водных объектов. Таким образом, мы видим прямую необходимость размежевания норм лесного законодательства, земельного законодательства, водного законодательства, законодательства о животном мире, о недрах, об охране окружающей среды, гражданского законодательства и др.
Общей тенденцией на сегодня является "экологизация" смежных отраслей природоохранного и природоресурсного законодательства. Все природные объекты являются объектами охраны окружающей среды.
При правоприменении норм права правильный выбор той или иной отрасли права, определение приоритета норм одной отрасли относительно другой имеют огромное юридическое значение. Причем заметим, что для принятия решения о соотношении смежных отраслей законодательства следует использовать не только нормы ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации, но и аналогичные по предмету регулирования нормы Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 3), Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 2), Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. ст. 2, 3), Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (преамбула, ст. 1), Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 2), Закона Российской Федерации "О недрах" (преамбула, ст. 1), Водного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 2, 5), Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (ст. 3) и т.д.
Абзац 1 ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации дает определение лесным отношениям, которые регулируются лесным законодательством. Лесные отношения - это отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью. Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений, землях сельских поселений (ст. ст. 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации).
Абзац 2 ст. 5 устанавливает, что использование и охрана земель находятся в одновременном регулировании лесного и земельного законодательства. Надо отметить, что после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации 2001 г. законодатель привел в соответствие нормы Лесного кодекса Российской Федерации с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации". Кроме того, данными изменениями были расставлены приоритеты по соотношению лесного и земельного законодательства. Так, к примеру, абз. 3 ст. 7 новой редакции Лесного кодекса отдал приоритет земельному законодательству в вопросе отнесения земель к землям лесного фонда и перевода земель лесного фонда в земли иных категорий (в соответствии с требованиями подп. 1 п. 1 ст. 8, ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации).
Абзац 3 ст. 5 уточняет нормы, регулирующие отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства растительности, которая не включена в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд. Такую растительность, которая произрастает не в границах лесного фонда (не на землях лесного фонда), которая произрастает не в городских лесах, не на землях обороны и не на землях сельских поселений, а произрастает на иных территориях (землях), законодатель назвал древесно-кустарниковой растительностью. И определил, что отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности регулируются:
гражданским законодательством (например, она может являться многолетними насаждениями в рамках ст. 130 ГК РФ и быть недвижимым имуществом, являться объектом отчуждения);
земельным законодательством (например, собственник земельного участка вправе иметь право собственности на расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ, подп. 2 п. 2 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации);
водным законодательством (например, в соответствии со ст. 111 Водного кодекса Российской Федерации для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны);
законодательством Российской Федерации о растительном мире. Тут следует отметить, что на федеральном уровне отсутствует специальный закон о растительном мире. Но, поскольку данный вопрос относится к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации, руководствуясь п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принимают на своем уровне нормативные правовые акты по вопросам использования и охраны растительного мира. Например, Закон г. Москвы от 5 мая 1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" (с изм. от 19 декабря 2001 г.); Закон Республики Татарстан от 18 сентября 1997 г. N 1303 "О растительном мире" с изменениями от 25 февраля 2004 г.; Положение "О сносе и восстановлении зеленых насаждений на территории Калининграда", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 28 мая 2003 г. N 216, и др.;
соответствующими статьями настоящего Кодекса (например, ст. 20 "Право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке" и др.).
Абзац 4 ст. 5 отсылает по вопросам в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд (называя все это продукцией), к гражданскому и иному законодательству без исчерпывающего перечня, поскольку, действительно, отношения по указанной продукции могут быть объектом гражданского оборота, предметом антимонопольного законодательства, законодательства в области лекарственных средств и растений и т.д.
Абзац 5 ст. 5 подчеркивает приоритет специального законодательства в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха по данным природным ресурсам перед возможностью регулирования данных отношений самим Лесным кодексом Российской Федерации. Лесной кодекс затрагивает указанные отношения только для необходимости рационального использования, охраны и воспроизводства лесов, земель лесного фонда, причем данные приоритеты в целях охраны лесов и земель лесного фонда имеют преимущественное значение перед указанным специальным законодательством.
Абзац 6 ст. 5 определил, что имущественные отношения регулируются гражданским законодательством, но, если Лесной кодекс предусматривает иное, нормы гражданского законодательства не применяются. Ярким примером может служить соотношение норм ст. ст. 129, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Абзац 7 ст. 5 определяет реализацию административных отношений через призму лесного законодательства с преимуществом административного и финансового законодательства.
На наш взгляд, статью необходимо дополнить особенностью соотношения норм лесного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах, которые зачастую находятся на землях лесного фонда (ст. 125 Лесного кодекса Российской Федерации).
Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 5. Отношения, регулируемые лесным законодательством Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).
Вернутся в раздел Комментарии к законам