в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.
Комментарий к статье 82
Основные требования к нормированию качества окружающей среды предусматриваются в ст. ст. 19 - 31 гл. V "Нормирование в области окружающей среды" Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002, где регулируются: основы природоохранного нормирования; требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды; нормативы качества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, допустимых физических воздействий на окружающую среду, допустимого изъятия компонентов природной среды, допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения утверждаются федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
При нарушении требований нормативов качества окружающей среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора (подробнее о них см. комментарий к ст. 71 настоящего Кодекса).
Нормативы, инструкции и правила в области использования и охраны водных объектов разрабатываются, согласовываются и утверждаются в пределах предоставленной компетенции Федеральным агентством водного хозяйства совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, Госсанэпиднадзором, Госприроднадзором РФ. (Перечень федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды см. в комментарии к ст. 71 настоящего Кодекса.)
Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается в установлении следующих правил и стандартов:
- Оросительная система с использованием животноводческих стоков. В СН 33-82. Минсельхозстрой;
- ГОСТ 17.1.3.01-82 (СТ СЭВ 3077-81). Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения пестицидами;
- ГОСТ 17.1.3.11-84 (СТ СЭВ 4035-83). Охрана природы. Гидросфера. Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями;
- Специализированный каталог загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах сельскохозяйственных и промышленных объектов. Минводхоз СССР, 1988;
- Рекомендации по предотвращению загрязнения поверхностных и подземных вод при орошении сельскохозяйственных угодий стоками сельскохозяйственных комплексов. Минводхоз СССР, 1984;
- Пособие по согласованию условий при выдаче разрушений на специальное водопользование и осуществление контроля за использованием и охраной вод на оросительных системах с использованием сточных вод животноводческих комплексов. Минводхоз СССР, 1985;
- ГОСТ 17.1.3.01-16. Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны водных объектов при лесосплаве;
- ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка;
- Правила перевозки грузов, утв. Минречфлотом РСФСР 14.08.1978 N 114;
- Правила безопасной морской перевозки генеральных грузов, утв. Минморфлотом СССР 02.04.1981 N НТУ-3-48/586.
Среди основных требований по рациональному использованию и охране недр - соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны вод; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения; предотвращение загрязнения недр при сбросе сточных вод; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных прорывов воды; ликвидация в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию (ст. ст. 22, 23 и 24 Закона РФ "О недрах").
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды. Лица, виновные в невыполнении этих требований, несут административную или уголовную ответственность (ст. ст. 26 и 49 закона РФ "О недрах").
Государственное нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности осуществляется Федеральным законом "О радиационной безопасности" путем установления санитарных норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, а также государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов.
Эти нормативы не должны противоречить положениям Закона "О радиационной безопасности": санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Принятым Законом средняя годовая эффективная доза для населения равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта. В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта. Установленные нормы введены в действие с 1 января 2000 года. До этого необходимо провести большие работы для реального обеспечения новых нормативов. Это требует значительных экономических затрат, включая пересмотр нормативной документации и внедрение конкретных технических решений (см. комментарий к ст. ст. 90, 103, 104, 109 настоящего Кодекса).
В ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" разъясняются понятия "природоохранные нормативы", "нормативы качества окружающей среды", "нормативы допустимого воздействия на окружающую среду", "нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду", "нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов", "технологический норматив", "нормативы предельно допустимых концентраций", "нормативы допустимых физических воздействий", "лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов".
Серьезное влияние на нормирование и установление стандартов и нормативов оказывает ФЗ "О техническом регулировании" 2002 г., согласно которому стандарты должны разрабатываться самими производителями и потребителями продукции, а на государственном уровне технические регламенты будут утверждаться федеральными законами.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 82. Нормирование в области использования и охраны водных объектов. Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается:
Вернутся в раздел Комментарии к законам