1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
4. Федеральных органов государственной охраны.
(в ред. Федерального закона от 18.07.1997 N 101-ФЗ)
5. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
8. Федеральной службы исполнения наказаний.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
(п. 9 введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 9 части первой настоящей статьи.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
(часть пятая введена Федеральным законом от 21.07.1998 N 117-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Комментарий к статье 13
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г.) право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории РФ предоставляется девяти министерствам, комитетам и федеральным службам.
В первую очередь, это органы внутренних дел. Опыт ОВД может быть перенят другими органами исполнительной власти, наделенными Законом правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, при организации своих функциональных задач и целей с учетом собственной специфики. Кроме того, оперативные подразделения многих из них изначально нуждаются в организации и налаживании тесного взаимодействия, прежде всего, с оперативными подразделениями ОВД. Это положение не исключается и в отношении межведомственных связей с другими оперативными и неоперативными органами государственной власти. По нашему мнению, современный период политической и экономической нестабильности обязывает не только ОВД, но и другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, уделять внимание повышению эффективности не только отдельных оперативно-розыскных мероприятий, но и накопительному арсеналу методов и средств, предназначенных для их полноценного обеспечения. Целесообразно, чтобы полученный одними оперативными службами передовой опыт в достижении цели и решении той или иной сложной задачи при осуществлении оперативно-розыскной деятельности периодически доводился до других оперативных органов, а также взаимодействующих служб. Нельзя не приветствовать и критику ошибок, совершаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий или использовании старых методов работы.
Органы федеральной службы безопасности, так же, как и ОВД, исторически были, есть и будут связаны с необходимостью наделения их правом на проведение оперативно-розыскной деятельности. Направленность на определенную открытость работы данных органов показала, что отдельные моменты их деятельности, ранее закрытые не только для общественности, но и для профессионалов из других ведомств, поражают своей примитивностью, в частности, по своему розыскному содержанию при решении задач отождествления искомой личности при проведении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий. Например, это связано с организацией, обеспечением и проведением мероприятий по розыску как известных, так и неизвестных фигурантов, а также отношением к проблеме идентификационно-удостоверительной безопасности законопослушного гражданина, где, как известно, безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности"). Это также жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Сюда, как видно из содержания приведенной правовой нормы, входит и защищенность россиян от безымянной смерти, от безвестного исчезновения, от беспамятства в результате травмы, от невозможности быть удостоверенным по основным документам: паспорту и другим источникам, содержащим сведения о личности, как в обычных условиях жизнедеятельности населения страны, так и в чрезвычайных ситуациях. Следовательно, актуальность защиты и обеспечения россиян не вызывает сомнения.
Подразделения органов государственной охраны в полной мере являются субъектами оперативно-розыскной деятельности и субъектами обеспечения идентификационно-удостоверительной безопасности населения страны. Именно им в большей мере, чем другим органам, наделенным правом проведения оперативно-розыскной деятельности, важно, чтобы основные документы, удостоверяющие личность, были многоатрибутивными по личностным источникам, поэтому не случайно сотрудники органов государственной охраны одними из первых в стране ввели в собственные документы, удостоверяющие личность, цветные изображения их владельцев. Если бы при этом обязательным условием было положение фотографируемого не анфас, а в 3/4 поворота, то документ в идентификационно-удостоверительном отношении выиграл бы для целей отождествления личности как живого, так и мертвого человека, а также в условиях искусной фальсификации в виде изменения внешнего облика лица и фрагментов головы, запечатленных в документе. Это далеко не единственный промах в деятельности органов государственной охраны, который, по нашему мнению, устранился от разработки правовых и практических рекомендаций, направленных на обеспечение безопасности личности, общества и государства, что вытекает из содержания ст. ст. 1 - 5 комментируемого Закона, которые являются основополагающими при всей специфичности конкретных функциональных обязанностей.
Органы таможенной службы так же, как и вышеназванные ведомства и учреждения, исторически наделены оперативно-розыскной функцией. От эффективной оперативно-розыскной работы таможенной службы во многом зависит экономическая безопасность государства. При этом ясно, что осуществлять успешную деятельность по защите экономической безопасности в таможенном деле без высокоорганизованной оперативно-розыскной деятельности невозможно, так же, как невозможно лишить таможенные органы права проведения дознания по контрабанде и другим составам преступлений, присущим правовому полю деятельности данного ведомства. В свою очередь, оперативно-розыскная деятельность и дознание не могут быть полноценными в решении поставленных задач без наличия в таможенных органах соответствующей научно-исследовательской и технической базы, прежде всего экспертно-криминалистического назначения (в частности, для производства технического исследования документов, например, на предмет подлинности печатей и штампов, почерковедческой экспертизы, исследования пломб и т.п.), и функциональных лабораторий по применению методов и средств специального назначения.
Статья 13 наделяет правом осуществления оперативно-розыскной деятельности службу внешней разведки РФ. Анализ работы внешней разведки страны из доступных открытых публикаций свидетельствует о том, что в ее работе могут найти применение такие инициативные достижения отечественного розыскного, оперативно-розыскного и специального опыта, как одорологическое сопровождение фигуранта, обеспечение воссоздания и диагностики его поведения с помощью изучения его психологического портрета на предмет временного изменения внешности с целью ухода от сопровождения (преследования) или наблюдения, а также определения других его потенциальных возможностей. Несомненно, приветствуется и активное использование отечественного полиграфа, по сравнению с его зарубежными аналогами более перспективного. Кроме того, актуальна и рекомендация применения указанных приемов в том случае, когда органы внешней разведки должны обезвредить фигуранта или вступить в контакт с источником информации, располагая только их старыми фотографиями. Для визуального отождествления внешний облик фигуранта создается таким, каков он может быть на момент поставленной задачи <*>.
--------------------------------
<*> О технологическом процессе создания версионно-возрастного, мимического портрета см.: Дубягин Ю.П. Руководство по розыску и расследованию неочевидных убийств. М., 1998.
Наделение органов исполнения наказания Министерства юстиции РФ оперативно-розыскной функцией - это осуществление общей задачи улучшения борьбы с рецидивной преступностью, когда среди контингента подследственных, подсудимых и осужденных могут находиться лица, совершившие преступления, но не понесшие за это наказания, или готовящие новые преступления.
Правом проведения оперативно-розыскной деятельности наделен сравнительно недавно созданный Комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, поскольку многие латентные преступления, связанные с наркотиками, можно раскрыть только при хорошо организованных и проводимых оперативно-розыскных мероприятиях данного ведомства либо во взаимодействии с ним.
Часть 2 ст. 13 констатирует ограниченное указание, что оперативные подразделения службы внешней разведки Министерства обороны РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях, направленных на обеспечение безопасности указанного органа, и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочия органов, указанных в п. п. 1, 2, 4, 6 - 9 ч. 1 данной статьи, т.е. органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, таможенных органов, собственно службы внешней разведки, службы исполнения наказания и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Приведем условно возможную ситуацию: органы внешней разведки МО совместно с МВД проводят антитеррористическую операцию, в результате которой имеются убитые. Однако установление личности затруднено ввиду сильных повреждений, кроме того, важно установить и обстоятельства гибели сотрудников внешней разведки, представителей приданных оперативных сотрудников других ведомств, а также представителей иностранных бандформирований. В данной ситуации представители внешней разведки будут проводить сбор сведений и идентификацию личности исключительно только своих сотрудников, а также представителей бандформирований, в отношении которых данное ведомство осуществляло оперативную разработку, с целью последующей ликвидации преступной группировки. Представители правоохранительных органов, в том числе ОВД, будут идентифицировать личность представителей спецназа МВД, а также гражданских лиц, возможных агентов, находящихся в разработке фигурантов, а также приданных данному ведомству военнослужащих и других лиц для решения задач, связанных с проведением антитеррористической операции. Однако при наличии такой дифференциации на первоначальном этапе расследования обозначенной ситуации должно осуществляться тесное взаимодействие, которое будет способствовать выполнению поставленной государственной задачи для всех участвующих в расследовании ведомств и служб.
Часть 3 ст. 13 относится по своей сути к констатирующей норме, повествующей о том, что перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяется только федеральным законом, который может дополнить его или изменить, т.е. упразднить данное направление деятельности в том или ином министерстве (ведомстве). Рассматриваемая диспозиция ч. 3 ст. 13 связана с наделением руководителей федеральных служб, где разрешена оперативно-розыскная деятельность, управленческими полномочиями. Законодатель не ограничивает их в создании структуры соответствующих оперативных подразделений и в построении механизмов их взаимосвязи.
Относительно ч. 4 ст. 13 следует заметить, что оперативно-розыскная деятельность наделенных правом ее проведения государственных властных структур осуществляется в пределах четко обозначенных полномочий, закрепленных комментируемым Законом и соответствующими законодательными актами РФ.
Часть 5, по нашему мнению, носит уточняющий, обязывающий и одновременно разрешающий характер, свидетельствующий о том, что оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны при необходимости проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах (СИ) УИС. Данное положение весьма важно, т.к. оперативные сотрудники УИС обязаны не только вести оперативно-розыскную деятельность среди контингента СИ по собственной инициативе, но и участвовать в разработке отдельных фигурантов, которая осуществляется для проверки преступного факта в полном объеме и установления других участников преступного деяния. Например, ранее оперативным органом до признания лица подозреваемым (обвиняемым) по конкретному уголовному делу и водворения его в СИ не были выявлены все его связи и соучастники преступного деяния. Данное обстоятельство обязывает согласовать и спланировать дальнейшую разработку фигуранта совместно с сотрудниками УИС. Нам представляется, что введение понятия "следственный изолятор" не должно пониматься только в буквальном смысле, т.е. нельзя ограничивать мероприятия, направленные на обеспечение безопасности человека и гражданина, общества и государства, только рамками СИ, они должны вестись и в других исполнительных учреждениях Министерства юстиции РФ, а также и вне их.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
Вернутся в раздел Комментарии к законам