Комментарии к законам

Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.



Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.
Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Комментарий к статье 10
В части 1 ст. 10 заложена правовая информация, повествующая о том, что оперативные органы для решения поставленных задач могут создавать и использовать информационные системы.
1. На оперативно-справочный учет <*> в Главном информационном центре ставятся:
--------------------------------
<*> Назначение оперативно-справочного учета: предупреждение, раскрытие и расследование преступлений; предупреждение и выявление административных правонарушений; подтверждение наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания; установление местонахождения разыскиваемых лиц; установление личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; установление личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
осужденные к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы, к смертной казни;
осужденные иностранные граждане и лица без гражданства (далее - ЛБГ) независимо от состава преступления и вида наказания;
граждане Российской Федерации, осужденные в иностранном государстве и переданные Российской Федерации для отбывания наказания, а также в случае поступления материалов о них в соответствии с договорами о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, независимо от состава преступления и вида наказания;
осужденные к исправительным работам, ограничению свободы, лишению свободы условно, а также с отсрочкой исполнения приговора, в отношении которых судом вынесено определение о замене указанного вида наказания на лишение свободы или направление в места лишения свободы для дальнейшего отбывания наказания;
лица, объявленные в местный, федеральный и межгосударственный розыск;
лица без определенного места пребывания или жительства, задержанные и доставленные в приемники-распределители органов внутренних дел, центры социальной реабилитации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
лица (обвиняемые, осужденные), проходящие "по архивным уголовным делам", хранящимся в центральных архивах МВД России, ФСБ России и ФСНП России;
иностранные граждане и ЛБГ, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации.
Оперативно-справочные учеты могут быть в виде: пофамильной картотеки на лиц, привлеченных к уголовной ответственности; дактилоскопической картотеки или ФБДИ (федеральный автоматизированный банк данных дактилоскопической информации для раскрытия межрегиональных и серийных преступлений).
ФБДИ является составной частью оперативно-справочного дактилоскопического массива ГИЦ МВД России и предназначен для: информационного обеспечения оперативно-розыскных и следственных мероприятий, проводимых оперативными и следственными подразделениями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, органов федеральной пограничной службы, по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений межрегионального и серийного характера, розыску скрывшихся преступников, установлению личности неопознанных трупов, а также оперативной проверке лиц, задержанных по подозрению в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, и лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений; информационного взаимодействия с экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел, ГУ "ЭКЦ МВД России", в том числе с автоматизированными дактилоскопическими идентификационными системами, предназначенными для экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел (АДИС-ЭКП); информационного взаимодействия с системой обмена дактилоскопической информацией (СОДИ) НЦБ Интерпола; информационного взаимодействия с автоматизированными дактилоскопическими информационными системами (АДИС) других федеральных органов исполнительной власти. Объектами ФБДИ являются состоящие на учете в оперативно-справочном дактилоскопическом массиве ГИЦ МВД России граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:
ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, которые подозреваются, обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений;
объявленные в федеральный розыск, в том числе без вести пропавшие (для создания первоначального учета на данную категорию граждан составляется протокол-заявление);
объявленные в международный розыск по линии Интерпола;
ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, которые подозреваются в подготовке к совершению тяжких и особо тяжких преступлений;
в установленном законом порядке признанные невменяемыми и направленные на принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа в связи с совершением ими предусмотренных уголовным законом серийных общественно опасных деяний против личности, за совершение которых наказание превышает пять лет лишения свободы;
неопознанные трупы.
2. Централизованные криминалистические и розыскные учеты состоят из:
АБД-Центр - автоматизированный централизованный криминалистический учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц. Подсистемы: лица; преступники; номерные вещи;
АИПС "Опознание" - автоматизированный централизованный учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
АИС "ФР - Оповещение" - автоматизированный централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск;
АИПС "Оружие" - автоматизированный централизованный учет утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия и другого вооружения;
АИПС "Автопоиск" - автоматизированный централизованный учет разыскиваемых транспортных средств;
АИПС "Антиквариат" - автоматизированный централизованный учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность;
АИС "Криминал-И" - автоматизированный централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении них (подсистемы: "Административная практика; "Преступление", "ДТП-И", "Розыск", "Наказание").
3. Специализированные учеты:
АИС "Маршрут" - автоматизированный централизованный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, у которых имеются данные о продлении срока действия визы или изменения маршрута следования;
АИПС "Досье-мошенник" - автоматизированный централизованный учет информации о физических лицах, совершающих хищения товарно-материальных ценностей путем мошенничества; о юридических лицах, подозреваемых в заключении заведомо невыполнимых договоров, совершающих фиктивные операции с целью хищения денежных средств, а также о неустановленных лицах, причастных к совершению мошенничеств;
АБД "Наемники";
АБД-АП - единый автоматизированный банк данных оперативной информации о лицах, осуществляющих нелегальное производство и оптовые поставки этилового спирта и алкогольной продукции, предприятиях и организациях, вовлеченных в незаконный оборот указанной продукции;
АБД-СПФ - автоматизированный банк данных коллективного пользования о физических и юридических лицах, осуществляющих коммерческую деятельность и подозреваемых в связях с организованными преступными формированиями, а также первая очередь информационного банка данных о физических и юридических лицах, проходящих по материалам проверок и уголовным делам;
АСВ-РИФ - автоматизированная система ведения Регистра федерального интегрированного информационного фонда.
4. Банки данных, к которым имеет доступ дежурная смена ЦКИ ОСЦ:
"База-МРП" - автоматизированное рабочее место удаленного доступа к автоматизированной информационной системе "База-МРП";
"База-ВЦКП" - абонентский пункт удаленного доступа к базе паспортных данных Вычислительного центра коллективного пользования (ВЦКП) ГУВД г. Москвы.
Для документирования оперативно-розыскной деятельности вне возбужденного уголовного дела могут быть заведены дела оперативного учета, где также активно используются названные информационные банки данных.
В части 2 ст. 10 устанавливается определенный механизм ведения дел оперативного учета, который осуществляется в целях собирания, систематизации и документирования сведений о признаках преступления, дальнейшей их проверки и оценки результатов данного вида оперативно-розыскной деятельности. Так, отмечается, что для заведения оперативного учета необходимы основания, заложенные в п. п. 1 - 6 ч. 1. ст. 7 комментируемого Закона.
Решение о заведении или о прекращении дел оперативного учета оформляется в виде постановлений, которые выносятся уполномоченными на то сотрудниками и руководителями оперативных органов. Сроки и порядок ведения таких дел определяются ведомственными нормативными актами.
В части 3 ст. 10 констатируется важное социально-правовое положение, связанное с правами и свободами как конституционными принципами, которые не ограничиваются и не ущемляются фактом заведения дела оперативного учета, т.к. собранные, хранящиеся и используемые сведения касаются только преступного деяния, которое не относится к сфере частной жизни. При этом законодатель допускает сбор сведений о лицах, вступивших в контакт с лицом, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, с целью определения преступных связей проверяемого лица (Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г.).
Часть 4 ст. 10 определяет, что дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач, поставленных в процессе расследования в рамках оперативно-розыскной деятельности. Перечень задач, на основании которых ведется расследование в режиме дела оперативного учета, изложен в ст. 2 комментируемого Закона.
Дело оперативного учета может быть прекращено и по другим основаниям, когда выяснение и установление обстоятельств невозможно по целому ряду объективных фактов. Прежде всего, "объективной невозможностью" может быть факт установления отсутствия в обстоятельствах дела оперативного учета состава преступления или смерти разрабатываемого лица. Нет сомнений, что дело оперативного учета прекращается за неустановлением лица, подготавливающего, совершающего или совершившего то или иное противоправное деяние. Если дело оперативного учета было заведено по факту розыска лица как безвестно исчезнувшего, то оно прекращается за его нерозыском и заведением другого дела - розыскного, которое ведется другим подразделением ОВД, наделенным также функциями оперативного органа.
В части 5 ст. 10 законодатель повествует о том, что перечень дел оперативного учета и содержание их основополагающих материалов - документов относятся к секретному делопроизводству, где многие образцы документов формализованы и по своему заполнению приобретают гриф "секретно" или "сов. секретно". Данный механизм секретного делопроизводства необходим для реального в данном виде деятельности противостояния преступности и другим негативным явлениям, связанного с государственной тайной.




Вернутся в раздел Комментарии к законам