выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Комментарий к статье 2
Часть 1 ст. 2 комментируемого Закона устанавливает, что оперативно-розыскная деятельность, проводимая уполномоченными на то органами, направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. В сущность понятия "выявление" входит процесс установления признаков преступления методами и средствами оперативно-розыскной деятельности. Иными словами, с помощью оперативно-розыскных мероприятий обеспечивается обнаружение признаков криминала и осуществляется сбор информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также о лицах - исполнителях вскрытого противоправного деяния.
В понятие "пресечение" входят меры оперативно-розыскной деятельности, направленные на своевременное реагирование, документирование и ликвидацию преступных проявлений с последующим приобщением данных оперативно-поискового дела к материалам уголовного дела. Оперативно-поисковое дело заводится по решению руководителя оперативного органа.
В термин "раскрытие преступления" законодателем заложено следующее:
1) обнаружение и задержание лица, готовящегося к совершению преступления либо совершившего или совершающего его. В последнем случае часто употребляется профессиональное словосочетание "взять с поличным", т.е. застать на месте совершения преступления, раскрыть преступление "по горячим следам";
2) орган дознания, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, задержав лицо, виновное в противоправном деянии, и передав его следователю, может считать, что преступление, исходя из основных его функциональных обязанностей, раскрыто.
Согласно ст. 90 УК РФ предупреждение - это одна из принудительных мер воспитательного воздействия, которая может быть назначена несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой и средней тяжести. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность направлена на выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, т.е. представители оперативно-розыскной деятельности ограничивают свою задачу и ее решение наличием признаков преступного деяния и изобличением виновных в его совершении. Они обязаны сотрудничать в том или ином объеме с органами и службами, которые решают аналогичные или близкие задачи, в частности, с органами государственной исполнительной власти в лице милиции (ст. 2 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003 г.) содержит близкое анализируемой норме положение: "обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений,.. выявление и раскрытие преступлений, защита собственности") или с судебными приставами (на основании ст. ст. 12 и 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах").
В целях усовершенствования содержания нормы, заложенной в ч. 2 ст. 2 комментируемого Закона, считаем уместным рекомендовать законодателю изложить данную норму в следующем виде: "осуществление розыска известных и неизвестных лиц, скрывшихся (скрывающихся) от органов дознания, следствия и суда, а также от правоохранительных органов иных государств, на основании действующих правительственных межгосударственных соглашений и международных актов; осужденных, бежавших из учреждений исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации". Далее, в развитие положений данной нормы и редакционного улучшения понимания задач ОРД отдельной частью целесообразно выделить: "осуществление розыска без вести пропавших, признанных потерпевшими по возбужденным уголовным делам, и установление личности по трупу неизвестных граждан по возбужденным уголовным делам, а также установление неизвестной личности, которая ввиду возраста и/или травмы не может дать о себе установочных сведений и в отношении которой совершено преступление".
Комментируя ч. 2 ст. 2 в той редакции, которую определяет ей законодатель, нельзя не отметить, что в словосочетании "розыск лиц" в практике расследования по возбужденным уголовным делам имеется в виду подозреваемое или обвиняемое лицо, которое в дальнейшем будет признано виновным в совершении преступления по приговору суда. Данное обстоятельство определило и историческую практику ведения учета лиц, совершивших преступления, а также концентрации локальных данных по делам оперативного учета. Кроме того, мы рекомендуем заводить для эффективной оперативно-розыскной деятельности учет лиц, склонных к совершению преступления, что позволит своевременно обеспечить раскрытие латентных преступлений уже на стадии подготовки. При этом рекомендованный учет должен быть закреплен нормативным актом как обязательный, а не только как инициативный или локальный, находящийся у оперативного сотрудника территориального подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Законодатель в ч. 2 комментируемой статьи в перечне разыскиваемых лиц называет без вести пропавших. Однако, как мы уже отмечали, по данной категории требуется дифференцированный подход. Это связано с тем, что главная цель Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" - борьба с преступностью, а не со всеми негативными социальными явлениями вообще. Поэтому основной розыск без вести пропавших граждан, если не установлены признаки криминала, должен осуществляться другим самостоятельным органом исполнительной власти (что и имеет место в реальной практике расследования) и соответственно регламентироваться иным самостоятельным законом, в данном случае - правовым актом федерального уровня "О розыске и идентификации человека". Более того, пока не принято решение по обозначенной проблеме, во всех случаях безвестного исчезновения человека, если нет твердой уверенности в отсутствии криминала, должно возбуждаться уголовное дело по ст. 105 или ст. 126 УК РФ с оперативно-розыскным обеспечением в режиме оперативно-поискового дела. При этом оперативно-розыскные мероприятия по розыску без вести пропавших должны осуществляться не только среди живых лиц, в том числе задержанных, осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, среди лиц, находящихся в лечебных учреждениях, но и среди неопознанных трупов, обнаруженных после исчезновения человека. Специалисты считают, что подготовка проекта указанного нормативного акта для членов группы во многом связана с уяснением ряда принципиальных моментов, касающихся перспектив развития розыскной работы, ее организации. Главным при этом является вопрос о необходимости создания самостоятельной розыскной службы.
Суть нормы ч. 3 ст. 2 с учетом открытого характера данной публикации и исходя из общих мер правоприменительной деятельности, регламентированной закрытыми нормативными актами, в том, что соответствующие оперативно-розыскные подразделения и службы самостоятельно и/или во взаимодействии друг с другом осуществляют оперативно-розыскную деятельность для достижения поставленной цели и задач, которые направлены на решение общих и частных вопросов обеспечения национальной, военной, социально-антропологической и экологической безопасности Российской Федерации. Поиск преступников, совершивших преступления против государства (военные преступления, экономические, экологические), в основном возлагается на МВД России. Если есть основания полагать, что разыскиваемое лицо скрывается за границей, то его розыск осуществляется на основе международных договоров. При этом экстрадиция возможна только на основе такого договора. Впрочем, даже при отсутствии договора государство, на территории которого скрывается разыскиваемый преступник, может выдать его затребовавшей стране.
К сожалению, в обеспечении розыска и/или установлении как известных, так и неизвестных лиц, прежде всего преступников, существующие оперативные подразделения различных министерств и комитетов не используют имеющийся арсенал средств и методов розыска и отождествления человека. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128 "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ" государственная дактилоскопия как средство идентификационной защиты граждан поможет установить не только скрывшегося известного преступника, проживающего под другим именем, но и без вести пропавшего гражданина, когда он не может сообщить о себе установочных данных в силу возраста или травмы, а также позволит найти пропавшего среди неопознанных трупов.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
Вернутся в раздел Комментарии к законам