Комментарии к законам

Статья 40. Использование наименования места происхождения товара. 1. Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот.



(в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 166-ФЗ)
2. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).
(в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 166-ФЗ)
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными.
(абзац введен Федеральным законом от 11.12.2002 N 166-ФЗ)
3. Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.
Комментарий к статье 40
1. В комментируемом пункте перечислены конкретные действия, охватывающие понятие использования наименования места происхождения товара. Законодатель особо подчеркивает, что все указанные действия должны быть связаны с введением товара в гражданский оборот, то есть с совершением гражданско-правовых сделок.
2. Исключительным право на использование наименования места происхождения является в том смысле, что лицо, не зарегистрированное в качестве обладателя права на наименование места происхождения товара и не имеющее соответствующего свидетельства, не вправе использовать зарегистрированное в качестве наименования места происхождения товара обозначение, даже если при этом указывается подлинное место происхождение товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использовать сходное обозначение для любых товаров, способное ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.
В качестве примера последнего можно привести случаи, когда наименование места происхождения, формально не являясь ложным, может ввести в заблуждение. Так, известно, что название ряда населенных пунктов США совпадает с названиями ряда крупных европейских городов. Поэтому, если в продаже появятся духи, местом происхождения которых будет указан г. Париж, такое наименование может ввести в заблуждение (если речь идет о Париже, расположенном в США). Обусловлено это тем, что в нашем сознании парфюмерные изделия и Париж (столица Франции) всегда используются вместе, и в результате возникает заблуждение.
Что касается запрета использовать выражение "типа", "имитация" и т.д., то речь идет о так называемых делокализующих оговорках, когда изготовители товаров, желая избежать обвинений в использовании модных наименований, используют подобные оговорки. В данном случае потребитель также вводится в заблуждение, поскольку в его сознании товар ассоциируется с определенным наименованием места происхождения.
3. В отличие от прав на другие объекты интеллектуальной собственности, право использования наименования места происхождения товара приобрести по договору нельзя. В п. 3 комментируемой статьи особо подчеркивается, что это право не передается другим лицам по лицензионному договору.




Вернутся в раздел Комментарии к законам