(в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 166-ФЗ)
Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Комментарий к статье 26
Обладатель исключительного права на товарный знак может предоставить право на его использование другим лицам. Для этого заключается особый договор, который получил название "лицензионный". Такой договор может быть заключен в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Заключен он может быть только с юридическими лицами или физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Сторонами такого договора являются лицензиар - лицо, выдающее разрешение на использование товарного знака, и лицензиат - лицо, которому такое право предоставлено.
Выделяют следующие виды лицензий, то есть разрешений на использование товарного знака, выдаваемых правообладателем:
а) исключительные и неисключительные. В первом случае лицензиат получает исключительное право на использование товарного знака. Во втором случае право на использование товарного знака имеют как лицензиар, так и лицензиат. При этом лицензиар может заключать лицензионные договоры и с другими лицами;
б) полные и частичные. При выдаче полной лицензии право на использование товарного знака предоставляется всем товарам, в отношении которых товарный знак зарегистрирован. Частичными считаются лицензии, когда право на использование товарного знака дается только на использование части товаров, на которые он зарегистрирован.
В комментируемой статье особо подчеркивается, что лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Отдельно следует сказать о договоре коммерческой концессии, который также предполагает передачу права использования товарного знака другим лицам. Этот договор отличается от других лицензионных договоров прежде всего тем, что отношения между сторонами носят более детализированный характер.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Стороны договора коммерческой концессии - это правообладатель (лицо, предоставляющее право использования своих средств индивидуализации и ноу-хау) и пользователь (лицо, которому эти права предоставляются).
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК).
Предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав на фирменное наименование и/или на товарный знак и на коммерческую информацию, включающую опыт организации соответствующей предпринимательской деятельности.
Договор коммерческой концессии должен быть заключен в простой письменной форме, несоблюдение которой ведет к его недействительности (п. 1 ст. 1028 ГК). Этот договор подлежит государственной регистрации органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предприятия, выступающего по договору в качестве правообладателя.
Обязательным условием договора коммерческой концессии является вознаграждение, выплачиваемое пользователем правообладателю. Ст. 1030 ГК дает примерный перечень форм таких выплат, среди которых упоминаются фиксированные разовые или периодические платежи, отчисления от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи. Однако на практике вознаграждение правообладателю обычно состоит из двух частей: платы за присоединение к фирменной сети правообладателя и последующих периодических платежей, определяемых в твердых суммах либо в процентах от выручки.
Договор коммерческой концессии может заключаться как на определенный срок, так и без указания срока. Из этого следует, что срок не является существенным условием договора.
В Гражданском кодексе предусмотрен ряд обязанностей правообладателя, которые должны быть включены в договор коммерческой концессии. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1031 ГК правообладатель обязан:
передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.
Ряд обязанностей правообладателя носят факультативный характер, они могут включаться в договор по усмотрению сторон. К ним, в частности, относятся обязанности правообладателя:
- обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии (п. 2 ст. 1028);
- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.
Помимо общих оснований прекращения обязательств, договор коммерческой концессии также прекращается в следующих случаях:
а) одностороннего отказа от договора, заключенного без указания срока. Каждая из сторон такого договора вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.
б) одностороннего отказа пользователя от договора в случае изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя (п. 2 ст. 1037 и ст. 1039 ГК);
в) прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами (п. 3 ст. 1037 ГК);
г) смерти правообладателя, если наследник в течение шести месяцев со дня открытия наследства не зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 1038 ГК);
д) объявления правообладателя или пользователя несостоятельными (банкротами) в порядке, установленном действующим законодательством (п. 4 ст. 1037 ГК).
Договор коммерческой концессии создает опасность для потребителей тем, что они могут быть введены в заблуждение относительно личности лица, продающего им товары или оказывающего услуги. В связи с этим согласно ч. 8 ст. 1032 ГК пользователь обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом, что он использует товарный знак в силу договора коммерческой концессии. Конкретная форма такого информирования зависит от характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем. Следует отметить, что на практике это правило соблюдается не всегда.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 26. Предоставление лицензии на использование товарного знака. Право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Вернутся в раздел Комментарии к законам