2. Перечни товаров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция, утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Расходы на осуществление предотгрузочной инспекции несет импортер товара, в отношении которого вводится предотгрузочная инспекция. Правительство Российской Федерации одновременно с принятием решения о введении предотгрузочной инспекции снижает ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится.
4. Орган предотгрузочной инспекции определяется Правительством Российской Федерации по итогам конкурса на оказание услуг по предотгрузочной инспекции и осуществляет свою деятельность на основании соглашения с Правительством Российской Федерации.
5. При выборе органа предотгрузочной инспекции должны учитываться следующие характеристики:
1) профессиональная репутация;
2) достаточные производственные и профессиональные ресурсы;
3) опыт работы в области оказания услуг по предотгрузочной инспекции;
4) стоимость осуществления предотгрузочной инспекции.
6. Положение о предотгрузочной инспекции утверждается Правительством Российской Федерации и включает в себя регламент ее осуществления, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в предотгрузочной инспекции, порядок рассмотрения споров между органом предотгрузочной инспекции и импортером товара, порядок осуществления контроля за деятельностью органов предотгрузочной инспекции.
7. Предотгрузочная инспекция осуществляется при соблюдении следующих принципов:
1) гласность и открытость;
2) применение процедур и критериев, используемых в ходе предотгрузочной инспекции, объективно и на равной основе ко всем импортерам товара;
3) проверка качества и количества товара в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
4) обеспечение импортеров товара информацией о требованиях, предъявляемых в Российской Федерации в отношении предотгрузочной инспекции;
5) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в ходе предотгрузочной инспекции.
8. Орган предотгрузочной инспекции осуществляет предотгрузочную инспекцию на основании заявления импортера товара в соответствии с положением, указанным в части 6 настоящей статьи, и по ее результатам выдает импортеру товара сертификат о прохождении предотгрузочной инспекции или принимает решение о мотивированном отказе в выдаче такого сертификата.
9. Срок осуществления предотгрузочной инспекции, как правило, не должен превышать три рабочих дня.
10. Импорт товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, осуществляется только при наличии сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции.
Комментарий к статье 28
Данная статья вводит процедуру предотгрузочной инспекции в отношении отдельных видов товаров, импортируемых в Россию. Представляется, что необходимость в этой статье вызвана приведением национального законодательства в области регулирования внешнеторговой деятельности в соответствие с нормами международного законодательства, с нормами международных соглашений ВТО (по тарифам и торговле, по торговле услугами). В то время как производителям и экспортерам предоставляется больший объем прав по сравнению с прежним Законом N 157-ФЗ, данная статья призвана соблюсти интересы потребителей, защитить их права, противодействовать недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Россию товарах, в том числе занижения их стоимости.
Правительству Российской Федерации предоставлено право назначать на конкурсной основе орган предотгрузочной инспекции, утверждать перечни товаров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция, и ее порядок, с отнесением расходов по осуществлению предотгрузочной инспекции на предпринимателей, импортирующих товары. Орган предотгрузочной инспекции по ее результатам выдает предпринимателю, импортирующему товары, сертификат о прохождении предотгрузочной инспекции или мотивированное извещение о невыдаче такого сертификата. Импорт товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, должен осуществляться только при наличии сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции.
Специалисты расходятся в оценках на введение предотгрузочной инспекции. С одной стороны, эта мера принимается с целью поставить заслон "серому" импорту, когда занижаются цены товаров, импортируются некачественные товары. Для противодействия этому будут проверяться качество, количество, цена товара, а также финансовые условия и правильность их кодирования. Расходы по прохождению инспекции несет импортер, однако в отношении инспектируемых товаров Правительство Российской Федерации снижает ставки таможенных пошлин.
С другой стороны, существует мнение, что ст. 28 является "примером избыточного государственного регулирования" и введение предотгрузочной инспекции может стать очередным административным барьером на пути осуществления внешней торговли. Это противоречит мировым тенденциям в силу того, что в рамках ВТО рассматривается вопрос о новом Соглашении об облегчении международной торговли, направленном на ускорение и упрощение трансграничного перемещения товаров через таможенные границы государств.
Учитывая требования при выборе органа предотгрузочной инспекции (п. 5 ст. 28) и мировой опыт, можно предположить, что право на проведение этой процедуры в России получит швейцарская компания Societe Generale de Surveillance (SGS) - известный в мире монополист в области экспертных услуг, осуществляющий свою деятельность в развивающихся странах. В России проверку обоснованности цены внешнеторговой сделки осуществляют таможенные органы в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе". Проверку количества и качества товаров на сегодняшний день осуществляют независимые эксперты, привлекаемые торгово-промышленными палатами в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".
Четкость, ясность описания процедуры прохождения предотгрузочной инспекции должны положительно сказаться на защите интересов российских товаропроизводителей. Важно, что при выборе органа предотгрузочной инспекции учитываются профессиональная репутация, достаточные производственные и профессиональные ресурсы, опыт работы в области оказания услуг по предотгрузочной инспекции. Несомненным плюсом является тот факт, что сама инспекция проводится при соблюдении принципов открытости и гласности, что позволит свести к минимуму возможные злоупотребления со стороны бюрократии.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 28. Предотгрузочная инспекция. 1. В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство Российской Федерации вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в Российскую Федерацию. Предотгрузочная инспекция вводится в отношении отдельных товаров на срок, не превышающий трех лет. Правительство Российской Федерации при решении вопроса о целесообразности продления срока осуществления предотгрузочной инспекции в отношении отдельных товаров обобщает и анализирует практику и результаты применения данной меры.
Вернутся в раздел Комментарии к законам