1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Комментарий к статье 12
Данная статья посвящена методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В Федеральном законе от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в ст. 13 было указано два метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное. В комментируемом Законе перечень методов расширен, в него добавлены:
запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Данный пункт можно представить в виде двух инструментов: применение мер экономического характера, способствующих развитию внешней торговли; применение мер административного характера, способствующих развитию внешней торговли.
Важно отметить, что в проекте закона 2003 г. допускалось применение "иных методов, если таковые вводятся законом". В окончательной редакции эта формулировка отсутствует, что представляется правильным, т.к. перечень методов государственного регулирования должен быть четко определенным, а следовательно, закрытым.
Законом предлагается ограниченный набор методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. За пределами этого набора методов внешнеторговая деятельность "саморегулируется" рыночным, частноправовым инструментарием.
Указанные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяются по-разному, т.е. с различным охватом мер и степенью воздействия, в зависимости от того, идет ли речь о товарах либо услугах, интеллектуальной собственности, бартерных сделках, особых правовых режимах.
Более подробные комментарии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию даны в комментарии к ст. ст. 19 и 20.
Следуя задаче максимального приближения к принципам и правилам, содержащимся в многосторонних соглашениях ВТО, в комментируемый Закон включен ряд глав и статей, которых не было в Законе N 157-ФЗ. Тем самым он преследует цель охватить сферой государственного регулирования не только внешнюю торговлю товарами, но также внешнюю торговлю услугами и объектами интеллектуальной собственности (т.е. имеющими денежную оценку правами интеллектуальной собственности). В связи с этим в ст. 12 включена ч. 2, согласно которой не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
Вернутся в раздел Комментарии к законам