Комментарии к законам

Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию. 1. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется милицией при регистрации, организации государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам милиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.



2. При въезде транспортных средств на территорию Российской Федерации контроль за исполнением их владельцами установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляется таможенными органами Российской Федерации.
3. На территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. В отношении указанных транспортных средств не проводятся государственный технический осмотр и регистрация.
Комментарий к статье 32
Комментируемый Закон предусматривает общие положения, обеспечивающие механизм его исполнения. Прежде всего это выражается в определении органов, ответственных за контроль за исполнением основными субъектами правоотношений, возникающих в связи с обязательным страхованием ответственности владельцев транспортных средств. Такой контроль возложен на два органа. Во-первых, на милицию, а во-вторых, на таможенные органы Российской Федерации.
1. Милиция осуществляет контроль при реализации соответствующих полномочий, прежде всего, при регистрации транспортных средств и организации государственного технического осмотра (п. 1).
В отношении последнего указания Закон, возможно, скоро окажется устаревшим - в ближайшее время предполагается передать функции милиции по организации и проведению технического осмотра негосударственным предприятиям. В настоящее время сохраняет действие Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (в ред. от 7 мая 2003 г.), п. 2 которого предусмотрено, что при государственном техническом осмотре решается в том числе задача контроля за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности.
В числе документов, необходимых для проведения государственного технического осмотра, представляемых в Государственную инспекцию, назван "страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом".
Комментируемый Закон возлагает на милицию функцию контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, осуществляемую сотрудниками милиции при реализации полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения. В связи с этим был дополнен п. 9 ст. 10 Закона "О милиции", содержащий перечень обязанностей милиции. Так, к числу обязанностей милиции теперь отнесен контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности.
Милиции также предоставлено право запрещать эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена обязанность по страхованию гражданской ответственности (Закон "О милиции", ст. 11, п. 23). Сотрудники милиции теперь вправе останавливать транспортные средства для проверки не только документов на право пользования и управления ими, но и страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства.
2. На территории Российской Федерации запрещено использование транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою ответственность. Аналогичная норма содержится также в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 10 января 2003 г.). Указанный акт содержит и норму, запрещающую проведение государственного технического осмотра и регистрации в отношении транспортных средств, чьи владельцы не исполнили обязанности по страхованию гражданской ответственности (п. 3 ст. 16).
Невозможность проведения государственного технического осмотра и осуществления регистрации является не единственным негативным последствием, которое должны претерпевать незастраховавшиеся. Меры ответственности предусмотрены и КоАП РФ и применяются с 1 января 2004 г.
КоАП РФ предусмотрено несколько составов административных правонарушений, связанных с неисполнением обязанности по страхованию гражданской ответственности.
Ответственность, во-первых, предусмотрена ч. 1 ст. 12.3 Кодекса, которая запрещает управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе ряда документов, в том числе и страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства.
Исключение составляет случай, предусмотренный ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, содержащей еще два состава. В соответствии с указанной статьей, наказуемым является, во-первых, управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями. Наказание - наложение административного штрафа в размере 3 МРОТ.
Другой состав состоит непосредственно в неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, а также управлении транспортным средством в случаях, когда такое страхование заведомо отсутствует. Такое деяние будет наказываться наложением административного штрафа в размере от 5 до 8 МРОТ.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. от 12 августа 2004 г.) предусмотрено, что регистрация данных транспортных средств не производится без представления полиса.
Возможность владельцев ввозимых на территорию РФ транспортных средств осуществить страхование своей гражданской ответственности у российского страховщика обеспечивается организацией представительств страховых организаций, в том числе и в приграничной зоне.
Правительство РФ увеличило количество органов, осуществляющих контроль за исполнением обязанности по страхованию транспортных средства их владельцами. Так, пунктом 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации") на органы Гостехнадзора возложена обязанность осуществлять "контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при регистрации, организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных полномочий в области надзора за техническим состоянием транспортных средств в процессе их использования".
А пунктом 7 указанного Положения государственные инженеры-техники наделяются правом "запрашивать и получать в установленном порядке от организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими правил и норм эксплуатации поднадзорных органам Гостехнадзора машин и оборудования, а по поднадзорным транспортным средствам, подлежащим обязательному страхованию, также сведения о договорах обязательного страхования, статистические и иные сведения по обязательному страхованию".
3. Пункт 2 комментируемой статьи содержит единственное исключение из общего правила осуществления контроля, установленного п. 1. Речь идет о ситуации, когда транспортное средство въезжает на территорию Российской Федерации. В этом случае полномочия по контролю за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию осуществляет не милиция, а таможенные органы Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено тем, что именно таможенные органы осуществляют оперативное государственное управление (контроль) таможенной сферой.
Согласно ст. 402 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в ред. от 11 ноября 2004 г.) (далее - ТК РФ) таможенными органами являются:
1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (в настоящее время это Федеральная таможенная служба, находящаяся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ);
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
В соответствии со ст. 405 ТК РФ таможенные органы находятся в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела (Федеральной таможенной службой - ФТС России), по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (Минэкономразвития России).
Поскольку комментируемый Закон наделяет таможенные органы контрольными полномочиями по ОСАГО только при въезде транспортных средств на территорию России, можно сделать вывод, что контролирующими субъектами в данном случае могут быть только таможенные органы, непосредственно курирующие пункты пропуска через государственную границу РФ. После пересечения государственной границы РФ и последующего передвижения по территории России государственный контроль по ОСАГО в отношении автовладельца осуществляется согласно п. 1 комментируемой статьи милицией. Данный вывод подтверждается Приказом Государственного таможенного комитета РФ (ГТК России) от 27 мая 2004 г. N 615 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", изданным в целях исполнения комментируемого Закона. Этим документом председатель ГТК России приказал начальникам региональных таможенных управлений и таможен, "в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации", обеспечить:
а) въезд на таможенную территорию Российской Федерации всех транспортных средств (устройств, предназначенных для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них), за исключением упомянутых в п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", при представлении лицами, их перемещающими, страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установленного образца, оформленных страховыми организациями, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
б) указание на свободном месте в правом верхнем углу транзитной декларации или удостоверения ввоза транспортного средства, или обложки книжки МДП номера и даты выдачи страхового полиса с проставлением оттиска личной номерной печати и подписи должностного лица таможенного органа.
Распоряжение ГТК РФ от 31.03.2004 N 147-р "Об утверждении Порядка контроля таможенными органами исполнения владельцами транспортных средств своей обязанности по страхованию гражданской ответственности" утратило силу в связи с изданием Приказа от 16.12.2004 N 390 "Об отмене распоряжения ГТК России от 31.03.2004 N 147-Р". Порядок контроля таможенными органами исполнения владельцами транспортных средств своей обязанности по страхованию гражданской ответственности утвержден распоряжением ГТК России от 31 марта 2004 г. N 147-р (далее - "Порядок контроля...").
Согласно п. 2 "Порядка контроля..." его действие распространяется на транспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, классифицируемые по ТН ВЭД в следующих товарных позициях:
8701 - тракторы (кроме классифицируемых в товарной позиции 8709);
8702 - моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки не менее 10 человек (включая водителя);
8703 - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили - фургоны и гоночные автомобили;
8704 - моторные транспортные средства для перевозки грузов;
8705 - моторные транспортные средства специального назначения (автомобили технической помощи, автокраны, пожарные автомобили, автобетономешалки, автомашины для уборки дорог, автомобили с распыляющими устройствами, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов;
8709 - транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъемными и погрузочными устройствами, используемые на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, тягачи, используемые на железнодорожных платформах;
8711 - мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них, коляски;
прицепы и полуприцепы, другие несамоходные транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8716 ТН ВЭД, кроме частей к ним, классифицируемых в товарной подпозиции 8716 90 ТН ВЭД.
В соответствии с п. 3 "Порядка контроля..." обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев, указанных в п. 3 ст. 4 Закона. К ним относятся владельцы:
транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.
Поскольку в отношении вышеуказанных транспортных средств ОСАГО не применяется, контрольные полномочия таможенных органов в этой части на их владельцев не распространяются.
Осуществляя контроль за исполнением владельцами транспортных средств своей обязанности по страхованию гражданской ответственности, таможенные органы располагают перечнем страховщиков, допущенных заключать договоры ОСАГО, а также формой страхового полиса (доведена до таможенных органов письмом ГТК России от 21 июня 2003 г. N 01-06/25058).
Пунктом 10 "Порядка контроля..." установлено, что при проведении таможенными органами регистрации транспортного средства, указанного в его п. 2, согласно Приказу ГТК России от 2 марта 1995 г. N 137 "Об утверждении Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев", в том числе и при продлении временного ввоза транспортных средств на срок, не превышающий шести месяцев с момента его ввоза, сроки доставки товаров и транспортных средств, а также сроки, указываемые в уведомлении ввоза транспортного средства (далее сокр. - УВТС), не должны превышать срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца этого транспортного средства, указанного в страховом полисе.
Если при продлении (в течение 6 месяцев с момента ввоза транспортного средства) срока временного ввоза транспортного средства не представлен страховой полис либо срок действия представленного полиса истек, регистрация (выдача УВТС) и продление сроков временного ввоза таможенными органами не производятся, а лицо, ввозившее транспортное средство, в письменной форме предупреждается о необходимости представления страхового полиса либо вывоза транспортного средства с таможенной территории в соответствии с п. 3 комментируемой статьи. При этом необходимо учитывать, что самостоятельное перемещение по территории Российской Федерации таких транспортных средств запрещено.
При прибытии транспортного средства на территорию Российской Федерации контроль за наличием у лица, его перемещающего, страхового полиса осуществляется должностным лицом таможенного органа, расположенного в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - инспектор), в следующем порядке.
1) В случае отсутствия в таможенном органе программного средства, используемого для контроля автострахования:
инспектор проверяет соответствие сведений о собственнике транспортного средства, идентификационном номере транспортного средства, содержащихся в страховом полисе, сведениям, содержащимся в документах на транспортное средство. Проверяется наличие страховщика в перечне, доведенном федеральным таможенным органом. Если сведения, указанные в страховом полисе и документах на транспортное средство, совпадают, инспектором проставляются соответствующие отметки; далее таможенное оформление производится в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами;
в случае если временно ввозится транспортное средство, зарегистрированное на территории иностранного государства, дополнительно проверяется соответствие заявляемых лицом сроков временного ввоза сроку действия страхового полиса;
при возникновении у инспектора сомнений в подлинности страхового полиса или достоверности указанных в нем сведений экспертиза представленных ему документов осуществляется в порядке, установленном ТК РФ.
2) В случае наличия в таможенном органе программного средства, используемого для контроля автострахования, инспектором проверяется соответствие сведений о собственнике транспортного средства и другой указанной выше информации, сведениям, содержащимся в базе данных, а также проверяется соответствие номера страхового полиса и суммы страховой премии, указанных в предъявленном страховом полисе, сведениям, содержащимся в базе данных. После завершения проверки сведений инспектор осуществляет следующие действия:
если сведения, содержащиеся в базе данных программного продукта, и сведения, указанные в страховом полисе и документах на транспортное средство, совпадают, инспектором проставляются соответствующие отметки; далее таможенное оформление производится в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами;
если сведения, содержащиеся в базе данных программного продукта, и сведения, указанные в страховом полисе и документах на транспортное средство, не совпадают, лицу, ввозящему транспортное средство, в письменной форме предлагается:
поместить транспортное средство в зону таможенного контроля для проведения экспертизы представленных документов в порядке, установленном ТК РФ;
вывезти транспортное средство с таможенной территории в соответствии с п. 3 ст. 32 комментируемого Закона;
застраховать свою гражданскую ответственность в порядке, установленном комментируемым Законом;
если в базе данных программного продукта отсутствуют сведения о предъявленном страховом полисе, проводится проверка как в случае отсутствия в таможенном органе программного средства, используемого для контроля автострахования (процедура этой проверки описана выше). После этого инспектором проставляются соответствующие отметки; далее таможенное оформление производится в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами.
3) По завершении таможенного оформления в базу данных программного средства, используемого для контроля автострахования, заносятся сведения:
о страховщике (наименование, ИНН);
о сроке страхования;
о страхователе;
об идентификационном номере транспортного средства (не заполняется для транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров);
о номере и дате документа, подтверждающего ввоз транспортного средства (УВТС, транзитная декларация, книжка МДП);
о государственном регистрационном знаке (если имеется);
о размере страховой премии.
Копия страхового полиса, заверенная личной номерной печатью и подписанная инспектором, хранится вместе с остальными документами по таможенному оформлению в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами. А файл с собранными сведениями при помощи программного средства, используемого для контроля автострахования, по каналам Автоматизированной системы по контролю за доставкой товаров передается в центральную базу данных "Страхование" ГНИВЦа.
При отсутствии у лица, ввозящего транспортное средство, страхового полиса установленного образца ему предлагается два варианта: либо застраховать свою гражданскую ответственность в порядке, установленном комментируемым Законом, либо вывезти транспортное средство в установленном порядке с территории Российской Федерации. Решение должно принять лицо, ввозящее транспортное средство.




Вернутся в раздел Комментарии к законам