Комментарии к законам

Статья 35. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:



1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
4) совершение правонарушения группой лиц;
5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
Комментарий к статье 35
1. В отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, признаки, отягчающие ответственность, зафиксированы в КоАП и не могут быть изменены (дополнены) законами субъектов Федерации или должностными лицами, рассматривающими дело (за исключением п. 6 ст. 35 КоАП). К таким обстоятельствам относятся только действия (бездействие), способные увеличить вред проступка. Для административных проступков с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла, при этом выявляются признаки противоправного умышленного действия. Последнее представляет собой мотивированный с точки зрения правонарушителя акт, следствием которого может быть причинение ущерба пострадавшему (телесного, морального или материального вреда) либо государству. Правонарушитель (чаще всего при физическом воздействии на пострадавшего) осознает, что его действия противоречат не только нормам морали, но и правовым предписаниям. В некоторых случаях противоправное действие и причиненный им ущерб могут быть следствием неосторожности гражданина (автотранспортные правонарушения).
При мотивации своего действия правонарушитель может исходить из ложного представления о его полезности с точки зрения защиты личного либо общественного блага. Это может происходить при неосведомленности правонарушителя относительно действующих нормативно - правовых актов, что, однако, не освобождает его от ответственности (в случае распития спиртных напитков, мелкого хулиганства и многих других проступков).
Рецидив административного правонарушения квалифицируется в двух случаях: 1) при повторном проступке лица, совершившего в течение года однородное правонарушение; 2) если проступку предшествует преступление лица независимо от времени его совершения.
Усиливают общественную опасность групповые правонарушения, а также вовлечение в правонарушения несовершеннолетних.
Признаки группового правонарушения квалифицируются в сфере совместного участия двух или более лиц в совершении умышленного административного проступка. Административная ответственность соучастников административного правонарушения определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении общественно опасного деяния. Комментируемая статья предусматривает квалифицирующие признаки обстоятельств, отягчающих ответственность, в зависимости от степени общественной опасности деяния организатора, исполнителя или иного соучастника административного правонарушения. В некоторых случаях различия в степени общественной опасности деяния организатора и иных соучастников возможны на основе анализа косвенных признаков, например действия по вовлечению несовершеннолетнего в правонарушение предполагают различную степень общественной опасности деяния лица, организовавшего совершение несовершеннолетним проступка или руководившего его исполнением (организатора) либо склонившего несовершеннолетнего к совершению проступка (подстрекателя), и лица, непосредственно совершившего правонарушение или участвовавшего в совершении проступка (исполнителя).
В некоторых случаях деяние лица, организовавшего совершение правонарушения, рассматривается в качестве признака, отягчающего ответственность. К организатором могут быть применены более суровые санкции в отличие от других соучастников: данное обстоятельство учитывается при совершении групповых правонарушений, предусмотренных КоАП в ч. 2 ст. 161, ст. 163 и в других случаях. При этом организация правонарушения в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, может быть непосредственно предусмотрена диспозицией правовой нормы (см. ч. 3 ст. 164.1 КоАП).
2. При квалификации обстоятельств, отягчающих административную ответственность, проект КоАП основывается на вышеуказанных шести признаках данных обстоятельств, определенных комментируемой статьей. Согласно ч. 2 ст. 4.3. проекта обстоятельства, отягчающие ответственность, не могут быть учтены в этом качестве, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака проступка соответствующими нормами об ответственности за совершение административного правонарушения. По смыслу данного предписания проекта любой из рассматриваемых шести признаков, уже определенный диспозицией правовой нормы КоАП, тем самым и предусматривает применение более суровых административных наказаний, и поэтому нет необходимости в квалификации этих признаков в качестве отягчающих ответственность обстоятельств. Последнее возможно лишь в тех случаях, когда в статье КоАП, определяющей соответствующее административное правонарушение, признак, отягчающий ответственность, не упомянут.




Вернутся в раздел Комментарии к законам