При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Комментарий к статье 33
1. К актам, устанавливающим ответственность за административные правонарушения, наряду с КоАП относятся федеральные законы, законы субъектов Федерации, законодательство Союза ССР и РСФСР, действующие на территории Российской Федерации (см. комментарий к ст. 2 - 6 КоАП). Административные взыскания определены и кодифицированным законодательством, в частности гл. 63 ТК, ст. 66 Градостроительного кодекса РФ.
Административное взыскание может быть наложено в пределах, предусмотренных санкцией соответствующей правовой нормы; за одно административное правонарушение может быть применено основное либо основное и дополнительное взыскания. При совершении нескольких административных проступков административное взыскание налагается за каждый из них в соответствии со ст. 36 КоАП.
Многие нормативные правовые акты непосредственно устанавливают ответственность за административные правонарушения либо предусматривают применение административных санкций, определенных КоАП. Таким образом, в действующем законодательстве административная ответственность устанавливается наряду с КоАП и другими нормативными правовыми актами. При этом последние предусматривают виды административных взысканий, не указанные КоАП: например, административные взыскания в виде отзыва лицензии или квалификационного аттестата при взыскании стоимости товаров и транспортных средств предусмотрены ст. 242 ТК и налагаются в соответствии с порядком административного производства, определенным данным нормативным актом.
При применении административных взысканий следует учитывать неупорядоченность и алогизм отдельных предписаний КоАП, обусловленные анахронизмом его правовых норм. К основным изъянам порядка применения административных санкций, налагаемых в соответствии с КоАП, следует отнести следующие:
а) ст. 157.3, введенная в КоАП Законом РФ от 24 декабря 1992 г., предусматривает административные взыскания в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, не указанные в исчерпывающем перечне взысканий, определенных ст. 24 КоАП;
б) ст. 151 КоАП определяет административные санкции за мелкую спекуляцию, не являющуюся правонарушением в условиях действующей конституционной системы. Применение мер административной ответственности в данном случае невозможно;
в) ч. 2 ст. 85 и ст. 222, предусматривающие бессудный порядок применения административного взыскания в виде конфискации, признаны неконституционными Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. N 8-П. Несмотря на данное Постановление Конституционного Суда РФ, в указанные предписания КоАП не внесено изменений, устраняющих их противоречия с действующей Конституцией РФ, что фактически предопределяет коллизии при наложении предусмотренных ими административных взысканий.
Таким образом, наложение административных взысканий в точном соответствии с КоАП, как это определено ч. 1 комментируемой статьи, возможно не всегда: за период 1985 - 2000 гг. в КоАП нормативными актами РСФСР и РФ были внесены 66 изменений и дополнений, при этом остался в основном неизменным предусмотренный разд. III, IV КоАП порядок процессуальных действий. В этих условиях правовые предпосылки возможных коллизий при применении определенных КоАП административных взысканий обусловлены анахронизмом КоАП как правоустанавливающего нормативного акта.
2. При наложении административного взыскания всегда должны применяться два основных критерия:
а) объективный - заключается в том, что взыскание налагается в соответствии с КОАП. При этом должны быть учтены особенности совершенного правонарушения - причиненный им вред имущественного и неимущественного свойства, общественная опасность;
б) субъективный - предполагает оценку личных особенностей правонарушителя, его имущественного статуса, учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершенный проступок (см. соответственно ст. 34, 35 КоАП).
Оценивая указанные обстоятельства, орган или должностное лицо, участвующие в производстве по делу, обязаны исходить из принципа равенства всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, ст. 228 КоАП), которое означает неотвратимость применения карательных санкций ко всем гражданам, совершившим правонарушения (преступления и проступки), независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. При назначении наказаний должно приниматься во внимание наличие субъективных и объективных признаков, указанных в КоАП или УК.
При оценке личности правонарушителя учитываются гуманитарные особенности лица: его отношение к факту совершенного проступка, причиненного им вреда. В целях более объективной квалификации проступка должны быть рассмотрены не только данные самого правонарушителя, но и показания граждан (родных и близких правонарушителя, его сотрудников и др.), подтверждающие или опровергающие их.
При выяснении в процессе производства по делу характера вины правонарушителя должны быть проанализированы все особенности субъективной стороны состава административного проступка, позволяющие идентифицировать признаки умышленного или неосторожного деяния, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.
При оценке имущественного положения правонарушителя должно быть выявлено наличие или отсутствие причинной связи между имущественным статусом лица и совершенным проступком.
3. Часть 3 ст. 4.1 проекта КоАП определяет также общие правила наложения взысканий на юридическое лицо. В этом случае должны быть приняты во внимание характер совершенного проступка, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Согласно проекту наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание. Таким образом, проект также предполагает оценку рассмотренных объективных и субъективных факторов административного правонарушения, необходимость выявления которых предусмотрена комментируемой статьей при совершении проступков физическими лицами.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 33. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, настоящим Кодексом и другими актами об административных правонарушениях.
Вернутся в раздел Комментарии к законам