Комментарий к статье 23
1. Комментируемая статья предусматривает воспитательные и превентивные (предупредительные) цели административного взыскания, представляющего собой меру государственного принуждения. Административное взыскание применяется к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, и заключается в предусмотренном КоАП ограничении прав и свобод этого лица.
В отличие от административных проступков применение уголовных наказаний не предусматривает воспитательных целей государственного принуждения: согласно ч. 2 ст. 43 УК наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В отличие от КоАП, УК предусматривает достижение корректирующих (исправительных) целей применения наказания: применение мер государственного принуждения, не предназначенное для воспитания осужденного, карательные санкции должны устранить асоциальные мотивы действий нарушителя.
Основным субъективным фактором, предотвращающим повторность совершения лицом правонарушения, является осознание неотвратимости применения карательных санкций, предусмотренных законом. Превентивная цель применения административных санкций состоит в предотвращении совершения не только административного проступка, но и других правонарушений - дисциплинарных проступков, преступлений и иных, в том числе и их рецидивов (от лат. recidivus - возвращающийся). Российским имперским уголовным законодательством не были определены цели применения уголовных наказаний: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных предусматривало фиксацию правовых последствий применения двух разновидностей предусмотренных им санкций - уголовных наказаний и исправительных наказаний.
Уложение не разграничивало взыскание и уголовное наказание; ст. 30 Устава была предусмотрена единственная разновидность взыскания, а именно денежное взыскание, относимое к исправительным наказаниям. Данное наказание не было определено Уголовным уложением 1903 г.: среди восьми видов наказаний был лишь один, предусматривающий имущественные ограничения, - денежная пеня (ст. 2.24 Уложения).
Применение административных взысканий, предусмотренных КоАП и другим законодательством, сопряжено с осуществлением принудительных действий.
2. Административное принуждение выражается в действиях правоохранительных органов и их должностных лиц по предупреждению, пресечению и раскрытию административных правонарушений. Методом административного принуждения является применение мер легитимного воздействия к нарушителю, указанные методы выражаются в мерах превентивного воздействия и в административных санкциях.
Применение мер превентивного воздействия в отношении лица, подозреваемого в совершении проступка, как правило, предшествует наложению административных взысканий и необходимо для осуществления предусмотренных законом процессуальных действий: квалификации события и состава правонарушения, составления протокола, установления обстоятельств, исключающих административное производство. Превентивные меры выражаются в следующих действиях, осуществляемых правоохранительными органами, уполномоченными ими должностными лицами. К мерам, ограничивающим имущественные права, относится изъятие вещей, документов, иных движимых предметов. Эти имущественные объекты относятся к вещественным доказательствам. Они принудительно изымаются у лица, подозреваемого в совершении правонарушения, и исследуются уполномоченным органом, должностным лицом либо хранятся в местах, определяемых ими впредь до завершения рассмотрения дела, а при совершении таможенного правонарушения - до истечения сроков обжалования постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил или до принятия решения вышестоящим таможенным органом, судом или арбитражным судом (ст. 327 ТК, ч. 1 ст. 244 КоАП). Статус указанных имущественных объектов обусловлен конкретной стадией административного производства: при квалификации проступка они подлежат принудительному отчуждению, конфискации или возмездному изъятию с последующей реализацией (при совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП) либо могут быть уничтожены.
При проведении административного досмотра движимых предметов, в том числе и в таможенных органах (ст. 243 КоАП), их собственник также временно лишен возможности осуществлять отдельные правомочия в отношении своего имущества (пользование и распоряжение) на период осуществления досмотра.
К мерам, ограничивающим дееспособность, относятся действия, исключающие возможность осуществления физическим или юридическим лицом реального или предполагаемого права. К ним относятся временное изъятие правоустанавливающих документов в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 327 ТК, отстранение от управления транспортным средством (ст. 245 КоАП) и др.
В процессе административного производства может потребоваться временное изъятие лицензий, водительских удостоверений либо других документов, приобщаемых к делу о правонарушении, для осуществления процессуальных действий (оценки доказательств, экспертизы и т.п.).
К превентивным мерам, ограничивающим свободу и личную неприкосновенность, относятся действия уполномоченных органов, должностных лиц по доставлению подозреваемого в совершении проступка в служебное помещение соответствующего правоохранительного органа, необходимые для последующего производства по делу (административное задержание).
Личная неприкосновенность подозреваемого ограничивается при осуществлении личного досмотра - действии, как правило, сопряженном с административным задержанием.
Административное задержание, предусмотренное ст. 239 - 242 КоАП и ст. 231 ТК, представляет собой общее процессуальное действие, осуществляемое в отношении лиц, подозреваемых в совершении проступков, определенных указанными кодексами.
При административном задержании ограничиваются также конституционные права, реализация которых несовместима с применением данной превентивной меры, - например, права на осуществление предпринимательской деятельности.
3. Применение административных санкций может быть сопряжено с мерами превентивного воздействия при квалификации признаков правонарушения; в случае выявления обстоятельств, исключающих административное производство, начатое дело подлежит прекращению. Меры превентивного воздействия применяются лишь в тех случаях, когда это необходимо для осуществления процессуальных действий, например установления личности подозреваемого, составления протокола о правонарушении и других, предусмотренных КоАП и ТК. Таким образом, указанные действия представляют собой исключительные меры воздействия и применяются лишь в тех случаях, если это предусмотрено федеральными законами и когда применение других мер, не сопряженных с ограничениями конституционных прав, невозможно.
Административные санкции применяются при совершении таможенных, налоговых и других административных правонарушений. Согласно ст. 24 КоАП, ст. 242 ТК они именуются взысканиями, по ст. 114 НК совершение налоговых правонарушений влечет за собой применение налоговых санкций. Особенность административных санкций, применяемых согласно ТК и НК, - в явном преобладании имущественных наказаний. К ним относятся пять из шести видов взысканий, налагаемых за нарушение таможенных правил, штраф представляет собой единственную разновидность санкций, установленных НК.
В некоторых случаях административные санкции в субъектах Федерации вводятся подзаконным актом применительно к указанному в акте правонарушению (см. п. 5 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 22 мая 1998 г. N 541-рп).
4. Административные санкции, предусмотренные ТК, НК и отдельными федеральными законами, применяются к физическим и юридическим лицам. Наличие вины является квалифицирующим признаком административного проступка только для физических лиц и должностных лиц, нарушивших таможенные правила (ст. 231 ТК); при рассмотрении проступка юридического лица подлежит доказыванию факт совершения правонарушения независимо от наличия признаков умысла или неосторожности в деянии его должностных лиц (ст. 320 ТК). Корреляция вины физических и юридических лиц принимается во внимание при совершении налогового правонарушения: вина юридического лица в указанных случаях определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо его представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение проступка (см. п. 4 ст. 110 НК, а также п. 2 ст. 11 НК, устанавливающий тождество дефиниций "организация" и категории "юридическое лицо"). При квалификации налоговых проступков физических лиц не учитывается различие статуса гражданина и должностного лица, однако оно принимается во внимание в других кодифицированных актах (см. ч. 5 ст. 231 ТК, ст. 15 КоАП) и федеральных законах, устанавливающих административные санкции. Для квалификации вины в деяниях юридического лица необходимо не только установить причинно - следственную связь налогового правонарушения с действием (бездействием) соответствующего должностного лица, но и выявить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих вину (ст. 111 НК). Корреляцией вины юридического лица и его должностных лиц обусловлены и последующие процессуальные действия, в частности установление в признаках противоправного действия или бездействия должностного лица обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. В отличие от КоАП перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, точно не определен НК: как правило, их наличие или отсутствие должно быть установлено налоговым органом или судом. К обстоятельствам, отягчающим ответственность, относится только рецидив проступка (согласно ст. 35 КоАП перечень указанных обстоятельств насчитывает шесть наименований).
5. При применении административных санкций к юридическим лицам учитываются обе разновидности противоправного деяния: активное (действие) либо бездействие, выражающееся в уклонении юридического лица от исполнения обязательств, обусловленных его корпоративным статусом, при этом, так же как и при квалификации вины, бездействие юридического лица обусловлено бездействием его должностных лиц. Последнее может выражаться в несоблюдении сроков, установленных для исполнения налоговых обязательств, например, в случае уклонения от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК).
Применение административных санкций обусловлено особенностями правоустанавливающего акта, в некоторых случаях отдельные правонарушения выделяются из группы однородных административных проступков, что может быть обусловлено структурными особенностями данного акта: например, виды нарушений таможенных правил, указанные в гл. 39 ТК, отличаются от административных правонарушений, определенных гл. 63 ТК по признакам состава проступков, однако и в том, и в другом случае указанные противоправные деяния относятся к административным правонарушениям.
Осуществление мер административного пресечения (превентивных мер) и применение административных санкций обеспечиваются принудительными действиями - моральным и физическим воздействием.
Как правило, применение принудительных мер допускается при предотвращении и пресечении противоправного деяния, в этом случае принуждение предшествует процессуальным действиям. Пенитенциарный эффект обеспечивается моральным воздействием, как правило, при применении дисциплинарных взысканий и административного взыскания в виде предупреждения (ст. 242 ТК, ст. 26 КоАП).
Физическое принуждение (применение физической силы и специальных средств) - наиболее действенная мера пресечения правонарушения. В этом случае достигается необходимая коррекция асоциальных действий. Применение огнестрельного оружия допускается в качестве крайней меры, как адекватная реакция на действия вооруженного нарушителя (см. ст. 427 ТК).
В комментируемой статье указаны законные цели применения административного взыскания, предусматривающие достижение общественно значимых результатов в деятельности по предупреждению и пресечению административных проступков и иных правонарушений.
Недопущение применения административных взысканий и других наказаний в противоправных целях определено Конституцией РФ: согласно ч. 2 ст. 21 никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Данная конституционная норма отражена в проекте КоАП: согласно ч. 2 ст. 3.1 проекта исключается применение административного взыскания, имеющее своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 23. Цели административного взыскания. Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вернутся в раздел Комментарии к законам