2. Государственный мониторинг водных биоресурсов является частью государственного мониторинга окружающей среды.
3. Государственный мониторинг водных биоресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 42
Комментируемая статья закрепляет определение понятия "государственный мониторинг водных биоресурсов", устанавливая при этом, что он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды.
Понятие мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга) закреплено в ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды. Согласно ее положениям экологический мониторинг представляет собой комплексную систему наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Государственным экологическим мониторингом, в свою очередь, является экологический мониторинг, осуществляемый федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Правовые основы осуществления государственного экологического мониторинга установлены гл. X ФЗ об охране окружающей среды. В соответствии со ст. 63 данного Федерального закона государственный экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду), а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Данная информация используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, а также целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.
Порядок осуществления государственного экологического мониторинга установлен Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1278.
Согласно нормам данного Положения экологический мониторинг включает в себя как мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, состояния недр, так и объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Данная норма подкрепляет положения ч. 2 комментируемой статьи, включая государственный мониторинг объектов животного мира (соответственно, и мониторинг водных биологических ресурсов) в состав государственного экологического мониторинга.
Организация и осуществление государственного экологического мониторинга были поручены данным Положением ряду федеральных органов исполнительной власти, в том числе и Госкомрыболовству России в пределах своей компетенции.
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 226 "О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" <*> Госкомрыболовству России на основе использования космических средств и информационных технологий предписывалось создание отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью российских и иностранных промысловых судов, ведущих промысел и морские ресурсные исследования во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях, а также российских судов, осуществляющих промысел водных биологических ресурсов и морские ресурсные исследования в открытой части Мирового океана и в экономических зонах иностранных государств.
--------------------------------
<*> Там же. 1999. N 10. Ст. 1243.
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2003 г. N 425 "О совершенствовании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" <*> предписывалось создание в 2003 г. в г. Москве головного центра отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов. Данный центр должен обеспечивать координацию работ в области информационной поддержки государственного управления водными биологическими ресурсами и обмен между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти информацией по вопросам охраны водных биологических ресурсов.
--------------------------------
<*> Там же. 2003. N 29. Ст. 3000.
В развитие положений указанных Постановлений Правительства РФ были изданы Приказы Госкомрыболовства России от 22 ноября 1999 г. N 330 "О Временном положении о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов" <*> и от 30 ноября 1999 г. N 338 "О введении в действие Временного положения о спутниковом позиционном контроле российских промысловых судов" <**>, в соответствии с которыми российские и иностранные рыбопромысловые суда оборудовались специальными средствами спутникового позиционного контроля.
--------------------------------
<*> БНА ФОИВ. 2000. N 4.
<**> Там же.
В соответствии с п. 5.3.3 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству и Постановлением N 317 в настоящее время Росрыболовство осуществляет государственный учет и государственный мониторинг состояния водных биологических ресурсов, включая обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов и наблюдения за деятельностью рыбопромысловых судов.
В соответствии с Порядком распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительских целях, утвержденным Приказом Госкомрыболовства России от 11 декабря 2003 г. N 450 <*>, работы, проводимые в рамках государственного мониторинга водных биоресурсов Мирового океана, имеют приоритетное право на получение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях.
--------------------------------
<*> Там же. 2004. N 6.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 42. Государственный мониторинг водных биоресурсов. 1. Государственный мониторинг водных биоресурсов - система регулярных наблюдений за распределением, численностью и воспроизводством водных биоресурсов, а также за средой их обитания.
Вернутся в раздел Комментарии к законам