Комментарии к законам

Статья 28. Ответственность военнослужащих за правонарушения. 1. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.



2. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.
4. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.
5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.
6. За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Комментарий к статье 28
Комментарий к пункту 1 статьи 28
1. Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).
В теории права под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера. В данном смысле юридическая ответственность, с одной стороны, выступает как средство наказания, кары виновного, а с другой стороны, несет воспитательную нагрузку, стимулируя дальнейшее правомерное поведение как самого правонарушителя, так и других лиц.
Для наступления юридической ответственности необходимо наличие двух оснований - нормативного и фактического. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются правовые нормы, предусматривающие ее наступление в том или ином случае. Фактическим основанием юридической ответственности является конкретное виновное противоправное деяние (правонарушение). Юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.
За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.
Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.
В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности или применения мер общественного воздействия.
Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим за проступки, связанные с нарушением ими воинской дисциплины и общественного порядка.
При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащих (ст. 29 УВС ВС РФ).
За преступления, происшествия и проступки подчиненных, не являющиеся прямым следствием деятельности командира (начальника) или непринятия им мер по их предупреждению, он ответственности не несет (ст. 8 ДУ ВС РФ).
Особенности юридической ответственности военнослужащих состоят в следующем:
- юридическая ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими, как правило, в сфере военно-служебных отношений;
- в силу большего числа юридических ограничений, накладываемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность военнослужащих отличается большим кругом составов правонарушений;
- в отношении военнослужащих применяется более строгая, по сравнению с другими гражданами, юридическая ответственность за совершение аналогичных правонарушений, отличающаяся специфическими мерами;
- законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации.
Комментарий к пункту 2 статьи 28
2. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, в соответствии с комментируемым Законом военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Личная дисциплинарная ответственность военнослужащих за нарушение общественного порядка предусмотрена, в частности, ст. 48 ДУ ВС РФ.
Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки).
Для возникновения и последующей реализации дисциплинарной ответственности необходимо совершение правонарушения, содержащего признаки состава дисциплинарного проступка.
Признаками дисциплинарного проступка являются:
а) противоправность действия (бездействия), выраженная в нарушении возложенных на военнослужащего в установленном порядке обязанностей;
б) виновность военнослужащего в совершении данного деяния;
в) отсутствие в содеянном признаков преступления либо административного правонарушения.
Воинский дисциплинарный проступок - это противоправное и виновное нарушение (невыполнение или ненадлежащее выполнение) военнослужащим установленных законами, воинскими уставами и другими нормативными правовыми актами возложенных на него обязанностей по службе, если содеянное не образует преступления либо административного правонарушения.
Военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление и причиненный государству материальный ущерб, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.
3. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению им законов и воинских уставов, полному использованию своей дисциплинарной власти и выполнению своих обязанностей в целях наведения порядка и своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
4. При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости - подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом он должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства. В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:
- действительно ли имел место проступок;
- где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;
- в чем он выразился;
- наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами; каковы последствия проступка;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
- причины и условия, способствовавшие совершению проступка (ст. 86 ДУ ВС РФ).
Если в ходе разбирательства выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир воинской части уведомляет военного прокурора, возбуждает уголовное дело и назначает дознание. При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.
5. Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий.
Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих, изложены в гл. 3 ДУ ВС РФ. Высказанное командиром (начальником) подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание на упущения по службе не является дисциплинарным взысканием.
В настоящее время такая мера дисциплинарного воздействия, как арест военнослужащего на срок до 10 суток с содержанием на гауптвахте, не может применяться. Согласно ст. 22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
28 февраля 1996 г. от имени Российской Федерации в г. Страсбурге была подписана Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., которая была ратифицирована Федеральным законом "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, согласно которой каждая страна, подписавшая данную Конвенцию, обязана обеспечивать любому лицу, находящемуся под ее юрисдикцией, права и свободы, определенные Конвенцией. Согласно ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. В Конвенции приведен исчерпывающий перечень случаев, когда человек может быть подвержен лишению свободы. Возможность ареста гражданина в дисциплинарном порядке по единоличному решению воинского командира Конвенция не предусматривает.
На несоответствие норм ДУ ВС РФ данным конституционным нормам было указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 6-П по делу о проверке конституционности ст. ст. 90, 96, 122 и 216 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и В.С. Пустовалова.
В целях приведения общевоинских уставов в соответствие с указанными выше нормативными правовыми актами и обеспечения прав и свобод военнослужащих Президентом Российской Федерации издан Указ "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации" от 30 июня 2002 г. N 671, согласно которому с 1 июля 2002 г. внесены изменения в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и в Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140.
Согласно изменениям, внесенным в ДУ ВС РФ, признаны утратившими силу нормы, предусматривавшие возможность применения к военнослужащим ареста с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, а также исключены все нормы, определяющие порядок применения командирами указанной меры дисциплинарного воздействия на подчиненных. Существенные изменения внесены и в УГ и КС ВС РФ. Они направлены на приведение его положений, регулирующих порядок содержания лиц на гауптвахте, в соответствие с УПК РФ.
Таким образом, с 1 июля 2002 г. военнослужащий может быть арестован в дисциплинарном порядке только по судебному решению. Основания и порядок такого ареста должны быть определены федеральным законом. В связи с этим в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. N 671 Правительству Российской Федерации было поручено в 3-месячный срок представить Президенту Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок применения к военнослужащим меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте, которые до настоящего времени не утверждены.
6. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.
10-дневный срок предназначен для проведения разбирательства, предусмотренного ДУ ВС РФ, и принятия обоснованного решения о необходимости наложения дисциплинарного взыскания. Поэтому данный срок следует исчислять с того дня, когда о совершенном (т.е. оконченном) проступке впервые стало известно командиру (начальнику), имеющему право налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, независимо от того, им или другим командиром (начальником), который также имеет такое право, произведено наложение дисциплинарного взыскания.
Необходимо обеспечить своевременность применения взысканий. Следует учитывать, что применение взыскания сразу же за совершением дисциплинарного проступка военнослужащим повышает эффективность этой меры (ст. 84 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 10).
При наложении дисциплинарного взыскания командир (начальник) не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.
За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность (ст. 31 УВС ВС РФ). В случае нарушения указанного требования командир (начальник) в зависимости от того, в чем выразилось такое нарушение, может быть привлечен к дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
7. Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу (ч. 3 ст. 88 ДУ ВС РФ). Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано только по мотивам невиновности военнослужащего, на которого оно наложено. Отсюда следует, что военнослужащий может обжаловать дисциплинарное взыскание по указанным мотивам в следующих случаях: 1) если отсутствует само событие дисциплинарного проступка, т.е. если его никто не совершил вовсе; 2) если проступок совершен иным лицом; 3) если отсутствует вина военнослужащего в совершенном проступке.
Жалоба на привлечение к дисциплинарной ответственности по мотивам невиновности может быть заявлена военнослужащим лицу, наложившему дисциплинарное взыскание, или в соответствии со ст. 110 ДУ ВС РФ непосредственному начальнику того лица, которое наложило дисциплинарное взыскание.
Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 88 ДУ ВС РФ военнослужащим предоставлено право подачи жалобы на дисциплинарное взыскание по мотивам невиновности, постольку на управомоченных командиров (начальников) возлагается обязанность рассматривать в установленном порядке поданные согласно требованиям данного Устава жалобы и отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на невиновных.
Кроме того, военнослужащие в соответствии со ст. 21 комментируемого Закона, Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", гл. 23 и гл. 25 ГПК РФ и ст. 109 ДУ ВС РФ вправе оспорить незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в суд.
При этом следует отметить, что, очевидно, случаи незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности не исчерпываются случаями наложения дисциплинарного взыскания на невиновного, а включают также иные случаи, когда такое взыскание наложено в нарушение требований ДУ ВС РФ.
Течение указанного срока начинается на следующий день после дня наложения дисциплинарного взыскания.
В связи с вышесказанным следует отметить, что предусмотренный в Законе Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ГПК РФ срок обжалования в суд неправомерных действий (решений) превышает срок обжалования, определенный в ДУ ВС РФ. Названные Законы обладают более высокой юридической силой, нежели данный Устав, который является подзаконным правовым актом. Поэтому истечение предусмотренного в Уставе срока обжалования само по себе не является препятствием для обращения военнослужащего в суд с жалобой на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в пределах сроков, установленных законом.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 256 ГПК РФ военнослужащий может обратиться в суд с жалобой на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в срок не позднее трех месяцев со дня, когда военнослужащему стало известно о незаконном привлечении его к дисциплинарной ответственности.
При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы в суд может быть восстановлен судом (см. подробнее комментарий к ст. 21).
8. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки (ст. 89 ДУ ВС РФ).
Состав суточного полкового наряда и порядок назначения некоторых военнослужащих для исполнения обязанностей в нем определены в ст. 261 УВС ВС РФ, а состав суточного наряда роты (по общежитию военнослужащих-женщин) определен в ст. 262 этого Устава.
Согласно ст. 261 УВС ВС РФ ряд военнослужащих для исполнения обязанностей в составе суточного наряда назначается приказом. В частности, назначаются приказом дежурный по полку и помощник дежурного по полку.
Состав дежурных сил и средств, которыми осуществляется боевое дежурство (боевая служба), продолжительность несения боевого дежурства (боевой службы) и порядок смены личного состава с боевого дежурства (боевой службы) определяются приказом командира воинской части в соответствии с требованиями УВС ВС РФ, приказов и директив министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба и главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 361 УВС ВС РФ).
Следовательно, замена военнослужащих, которые в соответствии с приказом входят в состав суточного наряда (несут боевое дежурство), другими военнослужащими также должна производиться приказом.
9. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях он при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток, после чего принимается решение о его ответственности (ст. 90 ДУ ВС РФ).
Камеры для временно задержанных оборудуются на гауптвахте, а также в здании (помещении) военной комендатуры гарнизона (камеры для временного задержания военнослужащих).
Правом помещать военнослужащих, находящихся в состоянии опьянения, в камеры для временно задержанных (камеры для временного задержания военнослужащих) наделены военный комендант гарнизона, дежурный по караулам и дежурный по воинской части (ст. ст. 26, 168 УГ и КС ВС РФ). В случае если военнослужащий задержан за нарушение воинской дисциплины в состоянии опьянения и помещен на гауптвахту (в камеру временно задержанных) военным комендантом гарнизона, последний принимает решение об ответственности этого военнослужащего.
10. Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников.
11. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника) (ст. 91 ДУ ВС РФ).
Запрет соединения одного взыскания с другим также означает недопустимость соединения двух и более дисциплинарных взысканий за проступки, наложенных как одним командиром (начальником), так и несколькими, как одновременно, так и в разное время, как одного вида дисциплинарного взыскания, так и различных.
12. В целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки военнослужащих по решению командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться: прапорщиков и мичманов - на собраниях прапорщиков и мичманов; военнослужащих-женщин - на собраниях военнослужащих-женщин в воинских званиях (должностях) не ниже воинского звания (должности) военнослужащей-женщины, проступок которой обсуждается; офицеров - на офицерских собраниях.
В настоящее время действует Положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации (введено в действие Приказом министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 147), согласно которому офицерское собрание является самодеятельной постоянно действующей общественной организацией офицерского состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, создаваемой в бригадах, полках, на кораблях и в отдельных батальонах.
За совершенные проступки офицерским собранием к офицерам могут быть применены меры общественного воздействия:
- товарищеское предупреждение;
- вынесение решения о принесении публичного извинения офицером, совершившим тот или иной проступок, перед офицерским собранием или лицом, которому нанесено оскорбление;
- предупреждение о неуважении Военной присяги.
13. В крайних случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии со ст. 50 ДУ ВС РФ военнослужащие могут быть отстранены от должности.
Одним из оснований отстранения от должности военнослужащего является совершение им деяния, подпадающего под признаки состава преступления. В данном случае отстранение осуществляется, как правило, на основании вынесенного следователем военной прокуратуры мотивированного постановления об отстранении от должности при привлечении этого военнослужащего в качестве обвиняемого. Причем командир воинской части, являющийся органом дознания, таким правом не наделен. Отстранение от должности отменяется, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость (ст. 114 УПК РФ).
Необходимость отстранения от должности возникает при наличии оснований полагать, что обвиняемый военнослужащий может: а) продолжать преступную деятельность с использованием служебного положения; б) препятствовать установлению истины (изъять документы, воздействовать на свидетелей из числа подчиненных и т.д.).
Постановление об отстранении от должности, вынесенное в установленном порядке органами следствия и дознания, в силу п. 2 ст. 114 УПК РФ является обязательным для исполнения органами военного управления. Постановление об отстранении от должности может быть обжаловано обвиняемым и его защитником.
Другим основанием отстранения военнослужащего от должности могут являться обстоятельства, изложенные в материалах внутрипроверочной комиссии и ревизии, проводимой по указанию командира воинской части или иного воинского должностного лица, подтверждающих факты хищений, промотания имущества, иных злоупотреблений, не подпадающих под признаки состава преступления. В этом случае соответствующее должностное лицо должно издать письменный приказ (или иной акт) об отстранении военнослужащего от должности и возложении его обязанностей на другое лицо.
Особым случаем отстранения военнослужащего от должности является причинение им существенного вреда интересам военной службы или дискредитация своими действиями звания военнослужащего, например систематическое появление на службе в состоянии алкогольного или иного опьянения.
В судебной практике рассматривалась жалоба на неправомерное отстранение от полетов без указания в приказе каких-либо из приведенных оснований для принятия такого решения и к тому же на неопределенный срок (дело 1Н-60/95 по жалобе майора Антипова). Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации посчитала доводы заявителя обоснованными и удовлетворила его требования.
Таким образом, отстранение от должности является мерой пресечения нарушения воинской дисциплины или преступления, применяемой в крайних, не терпящих отлагательства случаях, т.е. когда очевидно не только несоответствие лица занимаемой должности, но и то обстоятельство, что его дальнейшее пребывание в занимаемой должности несовместимо с исполнением служебных обязанностей, поскольку им причинен имущественный ущерб или нематериальный вред интересам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или высока вероятность его причинения.
Правом на отстранение военнослужащих от должности обладают только должностные лица, которые обладают правом назначения их на должности.
В случае необходимости немедленного отстранения военнослужащего от должности командир (начальник), не имеющий соответствующих правомочий, обязан доложить о целесообразности немедленного отстранения по команде, предприняв для этого все необходимые меры, для принятия решения соответствующим должностным лицом.
Командир (начальник), отстранивший подчиненного от должности, обязан немедленно доложить об этом по команде, подробно изложив причины и обстоятельства, вызвавшие отстранение от должности.
Командир (начальник), отстранивший от должности подчиненного без достаточных оснований, несет за это ответственность.
Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, также несет за это ответственность.
14. Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Он имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание (ст. 93 ДУ ВС РФ).
Командир (начальник) вправе самостоятельно избрать и применить к виновному такую из предусмотренных ДУ ВС РФ мер дисциплинарного взыскания, которая, по мнению командира (начальника), в наибольшей степени соответствует тяжести совершенного подчиненным проступка и степени его вины. Однако при этом командир (начальник) обязан соблюдать предусмотренный данным Уставом порядок наложения дисциплинарных взысканий и, в частности, налагать на виновного только те дисциплинарные взыскания, которые соответствуют дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности (ст. 85 ДУ ВС РФ).
Старший командир (начальник) обязан отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если последний превысил предоставленную ему власть. При этом дисциплинарное взыскание отменяется, если ДУ ВС РФ младшему командиру (начальнику) вовсе не предоставлено право применять наложенное им взыскание. Уменьшено может быть дисциплинарное взыскание, которое в соответствии с данным Уставом вправе применять младший командир (начальник), если примененная им мера взыскания превышает предоставленную ему дисциплинарную власть.
В случае если младший командир (начальник) не имеет достаточной дисциплинарной власти для применения к подчиненному такого взыскания, которое подлежит применению с учетом тяжести совершенного проступка, старший командир (начальник) вправе после отмены взыскания в срок, предусмотренный ст. 88 ДУ ВС РФ (10 суток с того дня, когда командиру или начальнику стало известно о совершенном проступке), наложить на виновного дисциплинарное взыскание, в полной мере соответствующее тяжести совершенного проступка.
Кроме того, старший командир (начальник) вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), в соответствии с предоставленной младшему командиру (начальнику) дисциплинарной властью, если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и в срок, предусмотренный ст. 88 ДУ ВС РФ, наложить более строгое взыскание. Причем наложить дисциплинарное взыскание старший командир (начальник) вправе как в том случае, когда младший командир (начальник) не имеет достаточной дисциплинарной власти для наложения на виновного взыскания, соответствующего тяжести совершенного проступка, так и в том случае, когда младший командир (начальник) имеет необходимую для этого власть.
15. Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с комментируемым Законом и ДУ ВС РФ. Право поощрения и наложения дисциплинарного взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор Российской Федерации (п. 12 ст. 48 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ (с изменениями и дополнениями)).
На военных судей действие ДУ ВС РФ в части, касающейся взысканий за нарушения воинской дисциплины, не распространяется. Дисциплинарную ответственность они несут в порядке, предусмотренном специальными положениями.
Комментарий к пункту 3 статьи 28
16. В связи с принятием Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ (с изменениями) с 1 июля 2002 г. признан утратившим силу п. 3 комментируемой статьи Закона, которым регулировались особенности административной ответственности военнослужащих. Таким образом, военнослужащие стали обычными субъектами административной ответственности.
17. В настоящее время административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.5 "Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов", КоАП РФ, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
18. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
В случаях, когда военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, совершили административные правонарушения, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
19. Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Также не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
20. За совершенное правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию.
Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При установлении в действиях гражданина признаков административного правонарушения компетентными представителями государственных органов составляется протокол об административном правонарушении с указанием в нем даты и места его составления, должности, фамилии, имени и отчества лица, составившего протокол, сведений о личности нарушителя, места, времени совершения и существа административного правонарушения, нормативного акта, предусматривающего ответственность за это правонарушение, фамилий и адресов свидетелей, объяснений нарушителя, а при необходимости и иных сведений.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.
Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу. При составлении протокола нарушителю должно быть разъяснено, что он вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.
Протокол об административном правонарушении направляется органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении.
21. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ):
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация.
Как было указано ранее, в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к военнослужащим и гражданам, проходящим военные сборы, не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
22. Лишение военнослужащих права управления транспортными средствами является лишением физического лица специального права (ст. 3.2 КоАП РФ), которое назначается судьей (ст. 3.8 КоАП РФ).
В то же время в отдельных случаях у военнослужащих может быть изъято водительское удостоверение на месте совершения административного правонарушения, т.е. до назначения судом указанного наказания.
Согласно ст. 27.10 (п. 3) КоАП РФ при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.
23. Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом.
Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 3.5 КоАП РФ).
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 1 месяца.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - месяцами или днями, лишения специального права - годами, месяцами или днями.
Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
24. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
- совершение административного правонарушения группой лиц;
- совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
25. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Комментарий к пункту 4 статьи 28
26. Комментируемым Законом предусмотрено, что за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих. Таким законом является Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ. Им признан не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР "О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству" от 13 января 1984 г., приведены в соответствие с законодательством нормы о материальной ответственности военнослужащих.
Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.
27. Материальная ответственность военнослужащих в повышенных размерах не применяется. К материальной ответственности военнослужащие привлекаются только в пределах реального ущерба.
28. Материальная ответственность военнослужащих в связи с досрочным увольнением с военной службы по любым основаниям Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" не предусмотрена.
29. Субъектами материальной ответственности являются военнослужащие, указанные в ст. 2 комментируемого Закона, и граждане, призванные на военные сборы (далее обе категории будут именоваться военнослужащими). При этом материальная ответственность может наступить при условии, что названные лица находились при исполнении обязанностей военной службы, перечисленных в п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в порядке, установленном гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" ГК РФ (следует отметить, что в п. 2 ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" допущена терминологическая ошибка, поскольку гражданское законодательство предусматривает имущественную, а не материальную ответственность).
В то же время Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении "О некоторых вопросах применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 в качестве условия материальной ответственности военнослужащих называет причинение вреда военнослужащими при исполнении служебных обязанностей (п. 9), а не при исполнении обязанностей военной службы. Такой подход к толкованию нормы закона порождает у правоприменителей больше вопросов, чем дает ответов на уже имеющиеся, поскольку без четкого определения содержания понятия "служебные обязанности" неясно его соотношение с понятием "исполнение обязанностей военной службы", содержание которого, как уже было отмечено, составляют обстоятельства, перечисленные в п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Можно только догадываться, что не все перечисленные в указанной норме случаи судебные инстанции считают возможным отнести к исполнению (иногда даже допускается выражение - фактическое исполнение) служебных обязанностей, что вполне объяснимо, поскольку вряд ли можно отнести к исполнению или фактическому исполнению служебных обязанностей такие обстоятельства, как следование военнослужащего к месту военной службы и обратно, нахождение в плену, безвестное отсутствие, нахождение на лечении и т.д. Также необходимо иметь в виду, что, участвуя в учениях и походах кораблей, находясь в командировке, военнослужащий имеет право на отдых, т.е. в указанное время он фактически не исполняет служебных обязанностей.
Проблема заключается в том, что законодатель недостаточно четко определил, для каких случаев он вводит понятие "исполнение обязанностей военной службы". Анализ законодательства о военной службе и статусе военнослужащих приводит к выводу, что оно применяется в целях усиления гарантий социально-правовой защиты военнослужащих, находящихся подчас в экстремальных условиях. Нечеткость в формулировках порождает проблемы у правоприменителей с определением условий привлечения военнослужащих к материальной ответственности.
Под исполнением служебных обязанностей следует понимать исполнение военнослужащим должностных и специальных обязанностей.
Таким образом, военнослужащие, причинившие ущерб воинской части не при исполнении служебных обязанностей (например, находясь на отдыхе), возмещают вред в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), т.е. либо в натуре (предоставляют вещь того же рода и качества, исправляют повреждение вещи и т.п.), либо компенсируют убытки, состоящие как из реального ущерба, так и из упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Упущенная выгода представляет собой доходы (выгоду), которые могли быть получены при нормальных условиях гражданского оборота, если бы не произошло причинения вреда.
30. Материальная ответственность может быть возложена на военнослужащего лишь при одновременном наличии: реального ущерба, противоправности его поведения, причинной связи между действием (бездействием) и ущербом, вины в причинении ущерба.
31. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" под реальным ущербом понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые она произвела либо должна произвести для восстановления (приобретения) утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. К последним относятся, в частности, суммы взысканных штрафов, денежного довольствия и заработной платы, выплаченных уволенным военнослужащим и гражданскому персоналу в связи с неправомерным увольнением с военной службы или задержкой по вине военной администрации (командования) выдачи трудовой книжки, суммы сверх установленного размера, выплаченные в результате счетной ошибки (ст. 1109 ГК РФ), и т.д.
Реальный ущерб причиняется имуществу воинской части, т.е. имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинской частью на праве оперативного управления или полного хозяйственного ведения. Понятие воинской части применительно к целям вышеназванного Закона приведено в его ст. 2. Имущество перечисленным организациям, фактически по своей организационно-правовой форме являющимся учреждениями, т.е. некоммерческими организациями, передается на праве оперативного управления. В то же время понятие воинской части, к сожалению, не охватывает государственные унитарные предприятия со 100-процентным участием государства (коммерческие организации), в которых военнослужащие проходят военную службу в качестве прикомандированных и которые распоряжаются имуществом на праве полного хозяйственного ведения.
32. Противоправность является условием материальной ответственности военнослужащих.
Под противоправностью понимается поведение (действие или бездействие) военнослужащего, при котором он не исполняет или неправильно исполняет нормативно установленные обязанности.
33. Наличие прямой причинной связи между противоправным действием (или бездействием) военнослужащего и наступившим ущербом является обязательным условием наступления материальной ответственности и выражается в том, что первое предшествует второму во времени и порождает его. Для выявления такой связи проводится административное расследование (если ранее она не была установлена результатами ревизии, проверки, дознания или следствия).
34. В п. 1 ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" указывается, что материальная ответственность военнослужащего наступает за ущерб, причиненный по его вине. Он признается виновным, если противоправное деяние совершено им умышленно или неосторожно. Установление умысла или неосторожности имеет значение при определении размера возмещаемого ущерба. Обязанность доказать факт причинения воинской части реального ущерба, а также наличие других указанных выше условий возлагается на командиров и начальников, т.е. действует принцип презумпции невиновности.
35. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы (п. 3 ст. 3 вышеназванного Федерального закона).
Служебный риск признается оправданным, если: 1) действие совершалось для достижения общественно полезной цели (например, испытание новых образцов оружия); 2) поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями; 3) лицо, допустившее риск, приняло все возможные меры для предотвращения ущерба. Не признается оправданным риск, связанный с угрозой для жизни людей, с угрозой экологической катастрофы (например, загрязнения значительных площадей земли). Правом на оправданный служебный риск обладают лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.
Не являются оправданным служебным риском действия во исполнение принятых необоснованных решений ради выполнения поставленных задач любой ценой.
Под действиями непреодолимой силы следует понимать наступление событий, не зависящих от воли человека (наводнение, пожар, обвал в горах и др.).
Другими правомерными действиями признаются:
- необходимая оборона;
- причинение ущерба при задержании лица, совершившего преступление;
- крайняя необходимость;
- причинение ущерба в результате физического или психического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий не мог руководить своими действиями (ст. ст. 37 - 40 УК РФ).
Материальная ответственность военнослужащих исключается за ущерб, возникший в результате исполнения приказа командира (начальника). Приказ может быть как законным, так и незаконным. Военнослужащий освобождается от материальной ответственности за исполнение законного приказа, а также незаконного, если в момент выполнения приказа он не сознавал его незаконный характер. Материальную ответственность за причинение такого вреда несет сам командир (начальник). Этот вывод можно сделать из анализа п. п. 3 и 4 ст. 4, абз. 3 и 4 ст. 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", а также ст. 38 УВС ВС РФ (в аналогичной норме УК РФ (ч. 1 ст. 42) прямо сказано об уголовной ответственности лица, отдавшего незаконный приказ, за вред, причиненный лицом, для которого исполнение этого приказа было обязательным). Однако военнослужащий, причинивший ущерб умышленно во исполнение заведомо незаконного приказа, отвечает на общих основаниях (абз. 4 ст. 5 вышеназванного Закона).
Законным является приказ, отданный уполномоченным на то должностным лицом, в установленной форме: содержание приказа, его цели и задачи должны соответствовать законодательству Российской Федерации.
36. Закон предусматривает два вида материальной ответственности - ограниченную и полную.
Ограниченная материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный по неосторожности (т.е. в связи с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, нарушением командирами (начальниками) установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества и в некоторых других случаях, указанных в ст. 4 вышеназванного Закона).
Ущерб подлежит возмещению в размере, не превышающем пределы, установленные ст. 4 указанного Закона:
- не более одного (двух, трех) оклада(-ов) месячного денежного содержания и одной (двух, трех) месячной(-ых) надбавки(-ок) за выслугу лет - для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или граждан, призванных на военные сборы;
- не более двух окладов месячного денежного содержания - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
37. К полной материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случаях, когда ущерб причинен:
- военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
- действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством;
- в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством;
- умышленными действиями военнослужащего, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
38. Условия и порядок уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению, изложены в ст. 11 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".
Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, если ущерб причинен в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (абз. 4 ст. 5 вышеназванного Закона).
39. Порядок привлечения к материальной ответственности предусматривает проведение административного расследования, издание приказа или подачу иска в суд, удержание денежных сумм.
Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия (п. 2 ст. 7 указанного Закона).
Административное расследование назначается для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. В ходе его должны быть установлены все указанные выше условия привлечения военнослужащих к материальной ответственности. Расследование назначает командир (начальник) воинской части. Оно должно быть назначено немедленно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба, с продлением этого срока в необходимых случаях не более чем на месяц. Поскольку в приведенном выше Законе не содержится специальных норм, устанавливающих порядок назначения административного расследования, оно может быть назначено как в письменной (изданием приказа, резолюцией на рапорте), так и в устной форме. Результаты расследования оформляются письменно.
При обнаружении фактов недостач, уничтожения, повреждения, порчи, промотания, хищения, незаконного использования и списания с учета материальных и денежных средств для определения причин ущерба, его размера и виновных лиц производится административное (служебное) расследование.
Для проведения такого расследования назначается офицер.
Результаты административного (служебного) расследования оформляются письменно. Расследование может не проводиться, если причины и размер ущерба, а также виновные лица установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом. Административным (служебным) расследованием должно устанавливаться:
- в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
- какими конкретно неправильными действиями причинен ущерб;
- какие законы, воинские уставы, приказы, инструкции или другие установленные правила при этом были нарушены;
- умышленно или по небрежности причинен ущерб;
- явились ли действия (бездействие) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, причиной возникновения ущерба;
- степень вины каждого - в случае причинения ущерба несколькими лицами;
- находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
- какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.
К материалам административного (служебного) расследования во всех случаях прилагается письменное объяснение виновного.
40. Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру стало известно о наличии ущерба, причиненного военнослужащим, а при выявлении ущерба в результате ревизии или проверки таковым является день подписания акта или заключения.
41. Закон предусматривает внесудебный и судебный порядок привлечения к материальной ответственности.
Внесудебный порядок аналогичен ранее действовавшему порядку. Военнослужащие привлекаются к материальной ответственности на основании приказа командира путем удержания из денежного довольствия. Он применяется, если размер возмещаемого ущерба не превышает одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Внесудебный порядок привлечения к материальной ответственности заключается в следующем:
- во-первых, после того, как командиру (начальнику) стало известно о причинении вреда имуществу воинской части, он должен назначить по этому факту административное расследование для установления непосредственных причин ущерба, его размера и виновных лиц (ст. 7 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих");
- во-вторых, командир должен издать приказ о внесении указанного ущерба в книгу учета недостач (п. 20 Инструкции о порядке ведения книг финансового учета и составления финансового отчета - приложение N 6 к Положению о финансовом хозяйстве воинской части, введенному в действие Приказом министра обороны СССР 1973 г. N 80);




Вернутся в раздел Комментарии к законам