Комментарии к законам

Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. 1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.



2. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.
3. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.
Комментарий к статье 7
Комментарий к пункту 1 статьи 7
1. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1 сведения, ранее составлявшие военную тайну, отнесены к государственной тайне. Перечень сведений в военной области, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 61.
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, в соответствии со ст. 283 УК РФ влечет уголовную ответственность.
2. Действующими общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими законодательными и нормативными правовыми актами не предусмотрен порядок обжалования отданных командирами (начальниками) приказов и распоряжений до их исполнения, в том числе заведомо влекущих уголовную или административную ответственность, что ставит военнослужащих в двусмысленное положение.
Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В ст. 30 УВС ВС РФ закреплено, что "обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением". В ст. 332 УК РФ установлена уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке. При необходимости убедиться в правильном понимании отданного приказа военнослужащий может обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его (ст. 40 УВС ВС РФ). Данная проблема требует своего законодательного решения в целях реализации закрепленного Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" принципа единства основных требований, предъявляемых к государственной службе и военной службе как особому виду государственной службы Российской Федерации.
3. В то же время единоначалие не является абсолютным, т.е. безграничным. Командирам-единоначальникам предоставляется такой объем полномочий, который обеспечивает эффективный контроль над всеми сторонами жизни и деятельности воинской части, их самостоятельность в единоличном решении основных вопросов осуществления власти. Они не вправе переступать предел власти, которым они наделены законами, другими правовыми актами.
Таким образом, общевоинские уставы, устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов, и комментируемый Закон исходят из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам военной службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. В противном случае в зависимости от тяжести совершенного наступает ответственность вплоть до уголовной, если это повлекло общественно опасные последствия (ст. ст. 285, 286 УК РФ).
4. В ст. 42 УК РФ установлены условия, при которых военнослужащий, не исполнивший приказ командира (начальника), не будет являться субъектом уголовной ответственности. В соответствии со ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
Точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за последствия исполнения приказа, в том числе и незаконного, если в данной конкретной обстановке подчиненный не мог сознавать этого или когда он сомневается в законности полученного приказа, но его предписания выполняет. Однако необходимо учитывать при этом его право на уточнение отданного приказа (ст. 40 УВС ВС РФ).
Таким образом, с одной стороны, подчиненный, выполнивший приказ или распоряжение, не сознавая его незаконного характера, не может нести ответственности за свои действия и их последствия, с другой - умышленное совершение общественно опасных действий военнослужащим, сознающим преступность выполняемого приказа начальника, влечет за собой уголовную ответственность. При этом военнослужащий будет субъектом преступления, если деяние совершается им в целях достижения конкретного преступного результата.
Незаконным следует считать приказ, который противоречит законам, общевоинским уставам и другим ведомственным нормативным правовым актам, отдан не по службе и не в интересах службы, ненадлежащему лицу и с грубым нарушением обязательной формы, реально не исполним и унижает человеческое достоинство подчиненного.
Заведомо незаконным следует признать приказ, который очевидно для подчиненного связан с нарушением закона (а также общевоинских уставов и ведомственных нормативных правовых актов) по содержанию, цели либо средствам его выполнения. При ответе на вопрос о необходимости исполнения заведомо незаконного приказа, влекущего за собой совершение умышленного преступления, следует руководствоваться положениями ч. 2 ст. 42 УК РФ - не исполнять такой приказ.
Комментарий к пункту 2 статьи 7
5. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции Российской Федерации). Право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений и др.
Указ Президента РФ от 25.05.1992 N 524 "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" утратил силу с 3 ноября 2004 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 03.11.2004 N 1392 "О признании утратившими силу актов Президента Российской Федерации по вопросам организации и проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований". Указом Президента Российской Федерации "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" от 25 мая 1992 г. N 524 установлено, что впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. В настоящее время действует Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
В соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Участникам указанных публичных мероприятий запрещено иметь при себе оружие (ст. 31 Конституции Российской Федерации).
Ограничение военнослужащих в реализации права на участие в публичных мероприятиях выражается, во-первых, в том, что они имеют право участвовать в них только в свободное от исполнения обязанностей военной службы время (п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), и, во-вторых, в том, что указанные публичные мероприятия должны проводиться вне территории воинской части.
Нарушение данного ограничения может послужить основанием для досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с военной службы по подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за невыполнение ими условий контракта).
Военнослужащие имеют право участвовать в указанных выше мероприятиях, не преследующих политических целей, например, организуемых в целях реализации прав и законных интересов военнослужащих (своевременная выплата денежного довольствия и т.д.).
В то же время комментируемый Закон в отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-1 не содержит какое-либо ограничение права военнослужащих на их участие в публичных мероприятиях в зависимости от их целей, в частности политических, т.е. организуемых как в поддержку политических сил, находящихся у власти, так и по поводу реализации иными политическими силами целей на реализацию установок по поводу власти.
6. В соответствии с УВС ВС РФ распределение времени в воинской части осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени, которые определяют по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, в том числе культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных общественных мероприятий (собраний, заседаний, спектаклей, кинофильмов и др.), которые должны заканчиваться до вечерней прогулки (ст. ст. 226, 227).
Комментарий к пункту 3 статьи 7
7. Запрет на участие военнослужащих в забастовках проистекает из сущности военной службы как федеральной государственной службы особого вида. Таким образом законодатель подчеркнул непрерывность состояния на военной службе в пределах сроков, установленных комментируемым Законом, а также неприемлемость использования данной формы защиты своих прав в период прохождения военной службы. Данный запрет не противоречит нормам международного права и соответствует сложившейся в зарубежных государствах с развитой системой демократии практике ограничения прав военнослужащих на участие в забастовках. В то же время законодательством предусмотрены иные формы защиты нарушенных прав военнослужащих: подача специальной (в порядке, установленном гл. 5 ДУ ВС РФ) и общей (Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г.) жалобы, а также обжалование действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц в органы военной прокуратуры и в суд в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (см. комментарий к ст. 21).




Вернутся в раздел Комментарии к законам