2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Комментарий к статье 87
Президент Российской Федерации как глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.
В законодательстве под обороной понимается вся система политических, экономических, военных, военно - технических, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, международными соглашениями, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и военной доктриной Российской Федерации, которая утверждается главой государства, являющимся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Для обороны с применением средств вооруженной борьбы созданы Вооруженные Силы Российской Федерации и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации.
Отличительная особенность государственного управления в области обороны состоит в высокой степени его централизации. Деятельность органов управления обороной на всех уровнях осуществляется на основе обеспечения безопасности, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, умения выполнить поставленные перед ними задачи по обороне страны; законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, централизации управления, единоначалия, комплектования войск военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту.
Оборона является одной из важнейших функций государства, элементом и гарантом безопасности. Указанные положения об основах обороны являются исходными в определении правового статуса Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, объема и характера его полномочий по защите безопасности и целостности государства.
В соответствии с Законом РФ "Об обороне" <*> Президент утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.
Закон РФ от 24.09.1992 N 3531-1 "Об обороне" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне". --------------------------------
<*> ВВС. 1992. N 42. Ст. 2331; САПП. 1993. N 52. Ст. 5086.
Правовой статус Министерства обороны закрепляется Президентом, который утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона "Об обороне" Правительство Российской Федерации несет ответственность за состояние Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск и организует их оснащение оружием и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами в соответствии с заказами Министерства обороны России.
Закон РФ от 24.09.1992 N 3531-1 "Об обороне" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне". Министр обороны Российской Федерации входит в состав Правительства и работает под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. С другой стороны, Министерство обороны входит в число федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту России по вопросам, закрепленным за ним федеральной Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Практическая деятельность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации предусматривает руководство всеми важнейшими направлениями работы Министерства обороны.
Сошлемся в этой связи на совместную деятельность Президента и Правительства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по укреплению финансовой дисциплины при исполнении федерального бюджета" от 28 февраля 1995 г. <*> Правительство Российской Федерации одобрило предложение Министерства обороны Российской Федерации, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации о неотложных мерах по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и постановило внести на рассмотрение Президента Российской Федерации проект указа по данному вопросу <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 860.
<**> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3640.
Законодательство об обороне устанавливает формы и методы взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации с другими войсками и более детально определяет полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" <*> федеральный орган управления Железнодорожными войсками обеспечивает постоянную боевую и мобилизационную готовность воинских частей, организует подготовку подчиненных штабов и воинских частей к совместным действиям с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками с целью обороны.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3202.
Данный Закон устанавливает, что Президент утверждает Положение о Железнодорожных войсках Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности командующего Железнодорожными войсками, а также утверждает структуру, штатную численность военнослужащих и состав Железнодорожных войск до соединения включительно.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. утверждены Положение о Железнодорожных войсках Российской Федерации и Положение о Федеральной службе Железнодорожных войск Российской Федерации, а также структура и состав Железнодорожных войск Российской Федерации (в мирное время) <*>.
--------------------------------
<*> РГ. 1996. 30 янв.
В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на военную службу (с указанием численности призывников), а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной обороне.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации о призыве граждан Российской Федерации на военную службу в октябре - декабре 1995 г. и об увольнении с военной службы солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей, выслуживших установленные сроки военной службы, от 27 сентября 1995 г. <*> федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, вели дополнительный набор граждан для прохождения военной службы в добровольном порядке по контракту на должностях, комплектуемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 40. Ст. 3798.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами утверждает планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории страны.
Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.
Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. утвержден Стратегический курс Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, которым должны неукоснительно руководствоваться в своей практической деятельности органы исполнительной власти всех уровней <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 38. Ст. 3667.
В сфере национальной безопасности предполагается создать систему коллективной безопасности на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. и двусторонних соглашений между государствами СНГ, поощрять намерение государств - участников ДКБ объединиться в оборонный союз на базе общности интересов и военно - политических целей.
Указ Президента от 14 сентября 1995 г. требует последовательно вести работу по упорядочению механизма выполнения достигнутых в рамках СНГ соглашений в оборонной области, сохранению на основе взаимной договоренности объектов военной инфраструктуры, а в случае обоюдного интереса - переходить на принцип военного базирования, четко регламентируя при этом правовое положение российских военных баз, а также статус военнослужащих и членов их семей, находящихся в этих государствах.
Указ Президента от 14 сентября 1995 г. предусматривает решение этих вопросов адекватно военно - политической обстановке, складывающейся в каждом государстве СНГ, ставит задачи добиваться от государств СНГ выполнения обязательства воздерживаться от участия в союзах и блоках, направленных против любого из этих государств, углублять сотрудничество между государствами СНГ в сфере безопасности государственных границ.
В соответствии с Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. <*> Президент принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2401.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 87. 1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Вернутся в раздел Комментарии к законам