Комментарии к законам

Статья 31. Ревизионные союзы. 1. Два и более кооператива вправе создать ревизионный союз.



2. Ревизионный союз имеет правовой статус потребительского кооператива.
3. Кооперативы в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов по их выбору. В противном случае кооператив подлежит ликвидации по решению суда.
4. Лицензия на право осуществления ревизионной деятельности выдается ревизионному союзу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Для проверки финансово - хозяйственной деятельности кооперативов ревизионный союз использует состоящих у него в штате аудиторов, имеющих необходимую подготовку.
6. Правоспособность ревизионного союза возникает с момента его государственной регистрации, право на осуществление им ревизионной деятельности - с момента получения ревизионным союзом лицензии на осуществление такой деятельности или в указанный в ней срок.
Комментарий к статье 31
1. Статьи 31, 32, 33 находятся в гл. V, посвященной органам управления кооператива, хотя ревизионные союзы органами управления кооператива в собственном смысле не являются. Наоборот, кооперативы входят в ревизионные союзы, которые представляют собой как бы вышестоящие контрольно - ревизионные органы.
В ст. 31 говорится о праве двух и более кооперативов создать свой ревизионный союз, который имеет статус потребительского сельхозкооператива, т.е. союз обслуживает кооператив (проводит аудиторские проверки, оказывает помощь в улучшении работы и др.). В то же время прямо указывается, что кооперативы в обязательном порядке должны входить в один из ревизионных союзов по их выбору. Следовательно, это их обязанность, а не право. В противном случае сельхозкооператив, не вступивший в ревизионный союз, подлежит ликвидации по решению суда, т.е. здесь применяется именно судебный, а не административный порядок. Этим усиливается охрана прав и кооперативов, и их союзов.
Указанные положения не находятся в противоречии друг с другом: в первом случае речь идет о порядке создания ревизионных союзов, во втором - об обязательности сельхозкооператива состоять в одном из них.
На наш взгляд, ревизионный союз должен быть партнером, союзником кооператива и не сбиваться на административно - командные методы. Вмешательство союза в дела кооператива допускается лишь в рамках союза. Главное в работе союза - не только ревизии, проверки, но и помощь.
В одном административном районе целесообразно иметь несколько ревизионных союзов (по числу кооперативов, их удаленности от райцентра и др.). Кооператив же по своему усмотрению вправе вступить в любой из союзов, а если вправе вступить, то он вправе и выйти из одного союза (если он, например, начинает прибегать к административно - командным методам, к недопустимому вмешательству в дела кооператива) и обязан вступить в другой ревизионный союз.
Кроме того, следует подчеркнуть, что ревизионные союзы должны действовать в сотрудничестве и взаимопонимании с союзами, ассоциациями кооперативов, которые могут добровольно создаваться кооперативами (см. комментарий к ст. 5 ЗоСК).
2. Ревизионный союз осуществляет ревизионную деятельность в кооперативе в соответствии с лицензией. Она выдается в порядке, установленном ранее упоминавшимся Постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. комментарий к ст. 6 ЗоСК). С момента получения лицензии или с момента, указанного в лицензии, у ревизионного союза возникает право осуществления ревизионной деятельности.
Для проверки финансово - хозяйственной деятельности (аудиторской проверки) кооператива ревизионный союз использует своих штатных аудиторов. Аудиторы - это, как правило, бухгалтерские работники, получившие квалифицированную аудиторскую подготовку. Аудит со стороны союза - это внешний аудит. Кроме того, сам кооператив по своей инициативе вправе организовать внутренний аудит (пригласить аудиторов и заключить с ними договор или соглашение, в котором, в частности, предусмотреть оплату труда приглашенных аудиторов). В этой связи следует отметить, что в настоящее время разрабатывается проект закона РФ об аудиторской деятельности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Указ Президента Российской Федерации "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г. N 2263 // САПП, 1993, N 52, ст. 5069; Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (там же), а также Рекомендации по подготовке предприятий АПК к обязательным аудиторским проверкам по установлению достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности // Российская академия менеджмента и агробизнеса. М., 1994.




Вернутся в раздел Комментарии к законам