2. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
3. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
4. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:
1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
3) результаты аттестации гражданского служащего.
5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.
7. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.
8. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации.
9. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.
10. Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
11. Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.
12. Гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, государственным органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования.
Комментарий к статье 62
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит определенную юридическую тонкость. Она относит профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданского служащего к дополнительному образованию. Обучение гражданских служащих по программам дополнительного профессионального образования проводится в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
Одновременно с этим первой частью комментируемой статьи Федеральный закон исчерпывающим образом определяет формы возможного дополнительного образования гражданского служащего - это исключительно профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что стажировка может являться, во-первых, самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, и, во-вторых, частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка может проводиться в государственном органе, где гражданский служащий проходит службу, в другом государственном органе, в научных и образовательных учреждениях. Порядок прохождения стажировки определен, например, Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (с изменениями от 16 апреля, 8 августа 2001 г.) <*>. Другим примером стажировки может быть предусмотренная статьей 43.4 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" <**> стажировка работников в вышестоящих органах прокуратуры, научных и образовательных учреждениях прокуратуры, обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 08.09.1997. N 36. Ст. 4131.
<**> СЗ РФ. 15.02.1999. N 7. Ст. 878.
В каждом случае стажировка является частью программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
3. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Это правило предусмотрено в целях поддержания высокого уровня профессионального мастерства гражданских служащих.
4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает основания направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку. Однако повышение квалификации должно осуществляться регулярно, а не только в связи с назначением на должность и другими обстоятельствами, указанными в части 4 комментируемой статьи. Это прямо следует из части 5. Как правило, гражданские служащие проходят повышение квалификации в соответствии с утвержденным графиком.
5. Часть 8, устанавливая право гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации, не определяет порядка направления гражданского служащего за границу, гарантии сохранения должности, материального обеспечения, сохранения денежного содержания или выплаты стипендии и т.п. Очевидно, эти вопросы должны быть решены в специальном нормативном акте.
6. Предусмотренные частью 9 комментируемой статьи профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего, осуществляемые с отрывом от службы, также должны осуществляться с предоставлением определенных гарантий, например, права занятия определенной должности после обучения, выплаты пособия (стипендии) или сохранения денежного содержания, оплаты командировочных расходов при направлении на обучение в другую местность. Если профессиональная переподготовка и иные виды повышения квалификации осуществляются без отрыва от службы, правомерно ставить вопрос о предоставлении некоторых гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом, например предоставление учебных отпусков. Частичный отрыв от службы получил свою реализацию, например, в Приказе Минюста РФ от 27 июня 2002 г. N 176 "Об утверждении Концепции совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" <*>, который в части 2 пункта 15 предусматривает такую форму проведения занятий по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих Минюста России в Российской правовой академии Минюста России и в других определяемых на конкурсной основе образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии и государственную аккредитацию. Частичный отрыв от службы предполагает, что гражданский служащий покидает служебное место для пребывания на занятиях в соответствии с расписанием занятий, установленным образовательным учреждением по согласованию с государственным органом прохождения службы.
--------------------------------
<*> Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. N 8.
7. Часть 10 комментируемой статьи определяет, что вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. В этой сфере в настоящее время действует Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (с изменениями от 16 апреля, 8 августа 2001 г.) <*>. Однако названный Указ не исчерпывает все предоставленные комментируемым Законом полномочия регулирования и не устанавливает теперь ставшую обязательной зависимость видов, формы и продолжительности обучения от категории и группы замещаемой должности гражданской службы.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 08.09.1997. N 36. Ст. 4131.
8. Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки согласно части 11 комментируемой статьи подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы. Документы об образовании указаны в статье 27 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г.) <*> и принятых на его основе нормативных правовых актах.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 150.
Пунктом 1 статьи 27 этого Федерального закона установлено, что образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения. Часть 2 этой статьи определяет, что образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. Часть 2 пункта 4 названной статьи 27 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" определяет, что указанные в документах о среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
Применение части 11 комментируемой статьи непосредственным образом связано со статьями 25, 26, 27 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", а также принятыми на их основе документами, в т.ч. Приказом Минобразования РФ от 15 октября 1999 г. N 568 "Об утверждении образца государственного документа о послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 14 мая 2001 г.) <*> и Приказом Минобразования РФ от 2 ноября 1999 г. N 754 "Об утверждении формы диплома о дополнительном (к высшему) образовании" <**>.
--------------------------------
<*> Зарег. в Минюсте РФ 7 февраля 2000 г. N 2080 // РГ. 29.02.2000. N 42; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.02.2000. N 9; Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. N 3. 2000.
<**> Зарег. в Минюсте РФ 28 января 2000 г. N 2065 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 07.02.2000. N 6; РГ. 16.02.2000. N 33; Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. N 3. 2000.
9. Частью 12 комментируемой статьи гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, предоставлено право на обеспечение условий для освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования. В отношении этого права переподготавливаемого, повышающего квалификацию или стажирующегося гражданского служащего установлены обязанности представителя нанимателя, образовательного учреждения профессионального образования, государственного органа или иной организации обеспечивать исполнение этого права. По сравнению с теми правами, гарантиями и компенсациями, которые предоставляются Трудовым кодексом РФ работникам, направляемым на повышение квалификации согласно статьям 2, 21, 53, 187, 196, 197, 210, комментируемый Федеральный закон существенно менее конкретен... Очевидно, конкретизация этих условий должна осуществляться в соответствующем подзаконном нормативном акте. Впредь до принятия таких актов действуют положения, регулирующие повышение квалификации государственных служащих.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 апреля 1995 г., 19 сентября 1997 г., 23 октября 2001 г.) <*> в зависимости от групп федеральных государственных должностей и форм обучения определены следующие сроки повышения квалификации: от двух до шести недель - с отрывом от государственной службы и от шести недель до шести месяцев - без отрыва от государственной службы.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 19.09.1994. N 21. Ст. 2393.
Переподготовка государственных служащих федеральных органов исполнительной власти организуется руководителем соответствующего органа при необходимости назначения на федеральную государственную должность иного профиля.
Постановление предусматривает определять в зависимости от групп федеральных государственных должностей и форм обучения следующие сроки переподготовки: от трех до шести месяцев - с отрывом от государственной службы и от шести месяцев до одного года - без отрыва от государственной службы. Конкретные сроки и формы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих федеральных органов исполнительной власти определяются их руководителями.
Пункт 4 Постановления поручает руководителям федеральных органов исполнительной власти:
ежегодно на основании расчета потребности в обучении кадров разрабатывать мероприятия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих, обеспечивающие возможность поддерживать уровень их квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;
в установленные сроки представлять в Министерство труда Российской Федерации предложения по объемам и структуре государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих своего ведомства, имея в виду, что для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным;
должностные перемещения государственных служащих, установление им соответствующего денежного содержания увязывать с результатами обучения и практического использования полученных знаний.
Пункт 5 признает целесообразным в проектах федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение федеральным органам исполнительной власти отдельной строкой бюджетных средств на переподготовку и повышение квалификации кадров в объемах устанавливаемого Правительством Российской Федерации государственного заказа на эти цели.
Пунктом 6 утвержден Перечень образовательных учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего. 1. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Вернутся в раздел Комментарии к законам