Рубки древесно - кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, должны обеспечивать улучшение состояния этой растительности и выполнение ею своих функций. Допускается проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно - кустарниковой растительности.
Порядок лесоразведения на землях сельскохозяйственного назначения, ухода за древесно - кустарниковой растительностью, ее использование, охрана и защита, а также государственный контроль за использованием, охраной и защитой этой растительности определяются законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 134
Состав древесно - кустарниковой растительности, не включаемой в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, предусматривается в ст. 11 настоящего Кодекса. В статьях 134 - 136 рассматриваются особенности лишь трех видов древесно - кустарниковой растительности, расположенной на землях: 1) сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; 2) железнодорожного транспорта; 3) автомобильного транспорта и землях водного фонда. Таким образом, регулирование отношений, связанных с древесно - кустарниковой растительностью, расположенной на землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства, и на землях иных категорий, осуществляется в других статьях настоящего Кодекса и иных законодательных актах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 ЛК РФ древесно - кустарниковая растительность является объектом лесных отношений, тем самым Кодекс продолжает процесс ее регулирования лесным законодательством, начатый Основами лесного законодательства 1993 года (Лесной кодекс РСФСР 1978 года, закрепляя разграничение лесов и древесно - кустарниковой растительности, не распространял на последнюю требования лесного права, вследствие чего появлялись предложения о необходимости самостоятельного регулирования актами Федерации и ее субъектов вопросов использования и охраны растительности, не являющейся лесом).
По статье 2 Основ лесного законодательства 1993 года использование древесно - кустарниковой растительности, уход за ней и ее охрана регулировались наряду с Основами законодательными актами субъектов Российской Федерации, а в ряде случаев и органами местного самоуправления (ст. 2 и 17 Основ). В этой части Лесным кодексом 1997 года осуществляется некоторая централизация правового регулирования растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения и железнодорожного транспорта, поскольку оно становится компетенцией федерального законодательства.
В связи с тем, что древесно - кустарниковая растительность лишь четыре года назад стала объектом лесных отношений, целесообразно еще раз остановиться на этом понятии (см. также: комментарий к ст. 11 ЛК РФ). В естественно - научной литературе кустарник определялся как жизненная форма многолетних деревянистых растений, характеризующаяся многими скелетными осями - стволами, не достигающими значительной вышины (до 6 метров); дерево - жизненная форма растения с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесненным главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону (до 100 метров в высоту). Согласно тем же источникам деревья составляют основные древесные ресурсы лесов (см.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. М., 1990. С. 112, 260).
В постатейном комментарии к Основам лесного законодательства решающим признаком леса как природного объекта признавалась определенная сомкнутость, которая вызывала воздействие растений друг на друга, на занятую ими почву и на атмосферу, создавала особую лесную среду (Законодательство и экономика. 1994. N 3 - 4. С. 11). Включение "нелесной" растительности в объект лесных отношений, регулируемых лесным правом, делает необходимым дальнейшее уточнение этого понятия, как и особенностей ее правового режима.
Учитывая тему статьи, необходимо определить состав земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 57 ЗК РСФСР земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:
1) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;
2) кооперативам граждан - для садоводства, животноводства и огородничества;
3) сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства;
4) научно - исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским производственно - техническим училищам и общеобразовательным школам - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства;
5) несельскохозяйственным предприятиям, включая совместные предприятия, учреждения и организации, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства (более подробный комментарий этих видов сельскохозяйственного землепользования см.: Земля и право. Пособие для землевладельцев. М., 1997).
Действующими нормами Земельного кодекса РСФСР предусматриваются также порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель государственного лесного фонда (ст. 60), предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 64), земельные участки для садоводства, огородничества и животноводства (ст. 66), земельные участки для сенокошения и выпаса скота (ст. 68 ЗК РСФСР).
В комментируемой статье Лесного кодекса определяется общее предназначение растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения. Существует несколько видов защитных полос: на пахотных неорошаемых землях полезащитные лесные полосы снижают скорость ветра, задерживают на полях снег, повышают влажность и плодородие почвы, препятствуют ее смыву и размыву, образованию оврагов, улучшают микроклимат, защищают угодья от пыльных бурь и засухи. Начало создания во второй половине 40-х годов полезащитных полос федерального и местного значения сыграло неоценимую роль в стабилизации сельскохозяйственного производства в зоне рискованного земледелия; пастбищезащитные лесные полосы в условиях пустынных и полупустынных степей закрепляют пески, служат укрытием скота в непогоду, препятствуют водной и воздушной эрозии.
Многие вопросы использования и охраны древесно - кустарниковой растительности связаны с правами собственности на нее. Согласно ст. 20 настоящего Кодекса древесно - кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
Ряд сельскохозяйственных угодий в условиях кризиса аграрного производства зарастают кустарником, который уменьшает полезные, посевные площади, - в этих случаях стимулируется их расчистка, возможно освобождение сельскохозяйственных формирований и организаций от платежей за лес и кустарник, вырубленные при расчистке этих угодий.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 134. Древесно - кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения. Древесно - кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.
Вернутся в раздел Комментарии к законам