Комментарии к законам

Статья 68. Государственный лесной кадастр. Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда.



Данные государственного лесного кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы.
Перечень показателей государственного лесного кадастра и методика экономической оценки лесов определяются федеральным органом управления лесным хозяйством.
Порядок ведения государственного лесного кадастра определяется законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 68
В комментируемой статье четко определены цели и задачи, содержание и порядок ведения государственного лесного кадастра. Что такое лесной кадастр?
В Словаре иностранных слов и Энциклопедии сказано, что название "кадастр" ведет свое происхождение от латинских слов "капут" и "капитаструм", означающих податной предмет (вещь) и их опись. От них и произошли французское и английское слова "кадастр", которые означали дословно "лифт" и "реестр" и по существу, во-первых, список лиц, облагаемых подушным налогом, и, во-вторых, систематический свод сведений, составляемых периодически или путем непрерывного наблюдения над соответствующим объектом, например земельный кадастр. Этот кадастр, в частности, определяется как систематическая, из года в год ведущаяся опись земли, с распределением ее по видам угодий, с указанием размеров участков, их доходности, служащая для определения налогообложения, также ценообразования при продаже.
В таком значении слово "кадастр" вошло затем и в дореволюционный русский язык <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Герб - Ромашкевич Ф. К. Поземельные кадастры. Варшава, 1900.
С учетом такого, но уже более широкого и научного понимания данный термин используется в российской специальной литературе <1>, а также в законодательстве (земельном, лесном, водном и др.). Возникло понятие природно - ресурсовых кадастров, стали развиваться нормы о земельном, водном, лесном и других кадастрах (ст. 110, 111 ЗК РСФСР, ст. 68 ЛК, ст. 89 ВК, ст. 16 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").
--------------------------------
<1> См.: Колотинская Е. Н. Правовые основы природно - ресурсовых кадастров. М., 1986.
Все природно - ресурсовые кадастры неразрывно связаны между собой и по существу составляют единую стройную систему. В таком контексте их и надо рассматривать. Ведь природа, окружающая природная среда едина, и все в ней взаимосвязано.
Государственный лесной кадастр является неотъемлемой составной частью единой системы природно - ресурсовых кадастров. Леса (и иная растительность) растут на земле; выделены земли лесного фонда; более того, эти земли в ЛК РФ даже включены в понятие и содержание лесного фонда. Водные объекты располагаются в том числе и в лесах, они также взаимосвязаны: леса защищают воды, а воды, в свою очередь, в качестве обратной связи обеспечивают сохранение и развитие лесов. Леса и воды - естественная природная среда обитания и существования животного мира.
В бывшем СССР в связи с принятием Основ лесного законодательства (ст. 48) было принято Постановление Совета Министров СССР от 8 января 1982 г. "О государственном учете лесов, ведении государственного лесного кадастра и отраслевого учета состояния и использования лесного фонда" <1>. В нем подчеркивалась необходимость ведения лесного кадастра для организации рационального использования лесов, их воспроизводства и защиты, планирования, развития лесного хозяйства, размещения лесосечного фонда. Предусматривалось обеспечить совокупность сведений о количественном и качественном состоянии всех лесов, делении их на лесные и нелесные, на виды угодий, группы и категории, об их защитности, использовании. Работы начались, но не были доведены до конца. Однако государственный учет лесов осуществлялся по установленным формам и продолжается в настоящее время (см. ст. 67 ЛК РФ, комментарий к ней, а также Приложение N 2 <2>).
--------------------------------
<1> СП СССР. 1982. N 5. Ст. 27.
<2> Не приводится.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" <1> имеет отношение и к лесному кадастру, поскольку большинство особо охраняемых природных территорий находятся в лесах или непосредственно с ними связаны. Указанный кадастр является официальным документом, содержащим регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Он ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 44. Ст. 5014.
Ведется и земельный кадастр (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 <1>. Ведутся работы по водному кадастру (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 379 "О государственном водном кадастре Российской Федерации" <2>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1342 "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" предусмотрено ведение такого кадастра <3>.
--------------------------------
<1> Российская Газета. 1992. 5 сент.
<2> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 97.
<3> СЗ РФ. 1996. N 47. Ст. 1342.
------------------------------------------------------------------

Постановление Правительства РФ от 23.04.1994 N 379 "О государственном водном кадастре Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.11.1996 N 1403 "О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации".Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 353-р утвержден план подготовки в 1997 году нормативных правовых актов и нормативно - методических документов в связи с принятием ЛК РФ. Названо более 20 правовых актов, необходимых для учета лесов и ведения лесного кадастра.
Как сказано в комментируемой статье, лесной кадастр ведется системой специально - уполномоченного органа лесного хозяйства (ФСЛХ) по установленным формам и показателям. ФСЛХ своим приказом от 24 октября 1994 г. N 224 утвердила Инструкцию по организации и проведению государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации <1>. В этом документе подробно расписан порядок проведения контроля. Пожалуй, прежде всего это касается именно государственного лесного кадастра. Показатели контроля сформулированы в пяти крупных разделах, содержащих 78 пунктов. Кроме того, дано 11 приложений, в которых приведены формы документов, составляемых по результатам проверок (решений, постановлений, уведомлений, указаний, предписаний, представлений).
--------------------------------
<1> Российские вести. 1995 2 и 10 февр.




Вернутся в раздел Комментарии к законам