Комментарии к законам

Статья 68. Межмуниципальные хозяйственные общества. 1. Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.



2. Межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Комментарий к статье 68
1. Запрещение вмешательства объединений муниципальных образований в деятельность конкретного муниципального образования по решению вопросов местного значения призвано обеспечить самостоятельность местного самоуправления в России. Однако, безусловно, существуют такие вопросы местного значения, которые требуют объединения усилий нескольких муниципальных образований. Как было отмечено выше, ни советы муниципальных образований, ни иные объединения муниципальных образований не могут взять на себя непосредственное решение указанных вопросов. Для реализации таких задач комментируемый Закон предполагает создание межмуниципальных хозяйственных обществ. Согласно ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. По общему правилу государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом. Такое исключение из общего правила как раз и устанавливается комментируемой статьей.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Комментируемый закон ограничивает число форм, в которых могут быть образованы межмуниципальные хозяйственные общества закрытыми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью. Таким образом, для решения совместных хозяйственных вопросов представительные органы муниципальных образований могут создавать только 2 вида хозяйственных обществ: закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
2. Порядок образования и деятельности подобных организаций регламентируется нормами § 2, 4, 5 гл. 4 ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г.) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г.).
Согласно ст. 96 ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Закрытым акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. При этом акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Федеральным законом "Об акционерных обществах" (ст. 7) ограничено число участников закрытого акционерного общества. Оно не должно превышать 50. В случае нарушения этого правила закрытое акционерное общество должно быть преобразовано в открытое (что невозможно в отношении межмуниципального хозяйственного общества) либо подлежит ликвидации. Создание общества осуществляется по решению учредителей (муниципальных образований). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества. Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно. Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества. Согласно ст. 26 Федерального закона "Об акционерных обществах" минимальный уставный капитал закрытого акционерного общества должен составлять не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату государственной регистрации общества.
В соответствии со ст. 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Согласно ст. 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать 50. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество (напомним, что число участников закрытого акционерного общества также не должно превышать 50) в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества. Решение об утверждении устава общества, а также решение об утверждении денежной оценки вносимых учредителями общества вкладов принимаются учредителями единогласно. В учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества.
Как закрытое акционерное общество, так и общество с ограниченной ответственностью считаются созданными с момента их государственной регистрации. В этой связи комментируемый Закон содержит отсылочную норму к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц". Регистрацией юридических лиц занимается Федеральная налоговая служба.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) заявление о государственной регистрации;
б) решение о создании юридического лица в виде учредительного договора;
в) учредительные документы;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.




Вернутся в раздел Комментарии к законам